ТОП 10:

Л.Г. Матвеенкова, Е.Н.Ивлева



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Л.Г. Матвеенкова, Е.Н.Ивлева

 

 

ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

Караганда 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Л.Г. Матвеенкова, Е.Н.Ивлева

 

ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ

 

Утверждено Ученым советом университета

в качестве учебного пособия

 

Караганда 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное общество представляет собой сложную организацию, в истории которой практически нет сфер, свободных от политики. Точно так же сегодня нет и человека, который мог бы сказать, что он находится вне воздействия политики. И даже тот, кто считает себя аполитичным, не может не принимать во внимание решения и действия политических властей. Поэтому, как никогда актуальным становится афоризм: «Если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им», а приобретение знаний о политике превращается для человека, желающего понять свое место и роль в обществе, в потребность и необходимость.

Курс политологии, являющийся составной частью цикла социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами высших учебных заведений, имеет своей целью дать необходимые любому образованному человеку представления о природе политики, ее основных категориях, законах и закономерностях, нормах политического поведения, политических реальностях и ценностях. Эти знания должны способствовать формированию политической культуры, воспитанию политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор, быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-политической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы.

Авторы данного учебного пособия не ставили своей целью «объять необъятное», т. е. осветить все вопросы и проблемы политической науки. Это невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия. Свою цель они видели в том, чтобы дать представления об этапах развития политической мысли, о господствующих на каждом этапе политических концепциях, об основных политических институтах современного общества и механизме их функционирования, о демократических ценностях и традициях, о возможных моделях взаимодействия человека и государства, а также о проблемах, связанных с модернизацией современных обществ.

Значительное место в учебном пособии уделено анализу политической системы Республики Казахстан, в частности таким вопросам, как трансформация политической системы от тоталитаризма к демократии, механизм функционирования государственной власти, партии и общественные организации в политической системе РК, особенности формирования политической культуры и проблемы политической модернизации Казахстана.

 

ТЕМА З. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

По мнению большинства ученых, главным существенным признаком политики, ее первоосновой является власть. Власть и политика неразрывны и взаимообусловлены: власть представляет собой средство осуществления политики, в то же время борьба за власть, за овладение ею, за ее удержание и осуществление - основное содержание политики.

В научной литературе имеется множество подходов к определению власти. Например, в рамках бихевиористского подхода власть трактуется как особый тип поведения, основанный на возможности изменения или контроля поведения других людей. Согласно структурализму власть представляет особый род отношений между управляющим и управляемым. Социологический подход определяет власть как влияние одной социальной группы людей на другие. Инструменталистские определения трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности, насилия. Психологический подход связан с исследованием проблем власти сквозь призму субъективного восприятия ее индивидом. Диалектико-материалистический подход понимает власть как господство одних над другими, подчинение организованной (прежде всего классовой) силе.

Согласно биологическому подходу, власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животным. Сторонники антропологического подхода распространяют понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, родоплеменные образования. В телеологических концепциях власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Функционалистские концепции рассматривают власть с точки зрения осуществляемых ею функций, а конфликтологические – форм и методов разрешения политических конфликтов. Реляционистские (от французского relatio - отношение) трактовки рассматривают власть как отношение между двумя сторонами, при котором одна сторона ока­зывает определяющее влияние на другую сторону. Власть предстает как отношение субъекта и объекта, при котором субъект контролирует объект. Философский же подход к понятию «власть» впитывает в себя все ценное и лучшее, что есть в других подходах.

Разные подходы к пониманию власти объединяет трактовка ее как совокупности условий (кадровых, правовых, финансовых и др.), основанных на силе, традиции или добровольном согласии и давших возможность субъекту требовать от людей выполнения конкретных действий, соблюдения определенных правил и порядка в человеческих отношениях. Власть проявляется в общих решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд), она мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во имя стабильности, общего согласия.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

- это вид управления, регулирования и контроля, способность ра­споряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

- это средство упорядочения, социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

- несомненен волевой характер власти, благодаря которому действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

- власть связана с дифференциацией человеческих сообществ, она выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение проблемы ее регулирования и контроля.

Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, потребностей, а также требованием реализации политики во властной форме как инструмента обеспечения проведения в жизнь коллективной воли в противовес сопротивлению других людей.

Функции политической власти как инструмента социального управления следующие: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности и функционирования социального организма.

Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Политическая власть – это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Политическая власть имеет ряд признаков. Во-первых, делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат. Во-вторых, использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм. В-третьих, наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Политическая власть характеризуется следующими чертами: 1) наличие особого аппарата управления и принуждения, легальность использования силы в пределах государства; 2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процессы и во все сферы жизни общества; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, поскольку политическая власть апеллирует ко всем гражданам; 4)моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5)многообразие ресурсов, в отличие от всех других видов власти политическая власть использует все виды властных ресурсов. Основные принципы функционирования политической власти: легитимность, действенность, реалистичность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытность, эффективность.

Что касается государственной власти, то согласно одной точке зрения, государственная власть более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она носит публично-политический характер, распространяется на все общество, опирается на государственное принуждение, осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.), имеет систему налогов, делит население по территориальному признаку.

Средства, которые используются или могут быть использованы для осуществления власти, называют основаниями или ресурсами власти. К структурным основаниям власти относятся законы, суд, государственный аппарат, центральные и региональные структуры, партийная дисциплина, авторитет лидера и т.д. Исходя из антропологического принципа, выделяют такие типы оснований власти как страх, интерес, убеждение.

Обязательным признаком цивилизованной власти является ее легитимность. Под легитимностью чаще всего понимается способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа, а также признание правомерности, законности официальной власти обществом и международным содружеством. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. В науке выделяют различные источники или уровни легитимности. Идеологическая легитимность основана на моральной убежденности индивидов в ценности того или иного общественного строя. Структурная легитимность связана с привязанностью индивидов к существующей политической системе. Персоналистская легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица, политического лидера.

Кроме того, имеется следующая классификация легитимации политической власти выделяют: 1) рациональный тип – власть узаконена признанными нормами права и установлена демократическим путем, основана на подчинении не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) традиционный тип – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 3) харизматический тип – власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя.

В ответе на вопрос, что является первичным критерием легитимности, сталкиваются два взгляда: либерально-демократический и прагматический. Согласно либерально-демократическому критерию, легитимной следует признать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Сторонники же политического реализма, прагматической позиции, считают, что легитимна любая власть, если она доказала свою устойчивость и способна поддерживать в обществе порядок и стабильность.

В настоящее время, вместе с уходом с политической сцены или ослаблением диктаторских режимов, либерально-демократическому критерию многие отдают предпочтение. Легитимность воспринимается как убеждение в правомерности действий власти. Заключение о такой убежденности связывается с возможностями выражения гражданами своей воли. Вместе с тем подход с позиции политического реализма не утрачивает своего значения. Опыт показывает, что не все демократии устойчивы, но все диктатуры обречены, поэтому не следует противопоставлять эти два подхода.

Особой разновидностью легитимности является этническая легитимность, т.е. формирование властных структур, политической элиты по национальному признаку, становящемуся в таком случае основой и оправданием претензии на власть лиц, принадлежащих к данной национальной общности. Можно предположить, что этническая легитимность не имеет длительной исторической перспективы, т.к. ведущей тенденцией мирового развития является переход все большего количества государств к конституционному типу легитимности.

Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечения их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстания и т. д.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапный проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать функционально способной, ее необходимо институциализировать, т.е. закрепить в форме политического господства. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации в обществе. Научное понимание господства, в отличие от его трактовок в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гра­жданами. Как указывалось, положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

В основе современных представлений о власти лежит созданная несколькими исследователями политики «теория разделения властей». В общем виде идея разделения власти высказывалась уже в трудах родоначальника либерализма – Д.Локка. Свое законченное теоретическое оформление она получила в трудах французского просветителя Ш.Монтескье. В современном виде теория разделения властей оформилась в трудах представителей американского просвещения, в частности, в работах Д.Мэдисона. Основные положения теории разделения властей следующие: 1) законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции; 2) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; 4) судебная власть действует независимо от политического влияния. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. В современном мире разделение властей – характерная черта правового государства.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает, а именно оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

 

В Республике Казахстан

Становление политических партий в РК тесным образом связано с периодом распада СССР и образования суверенного государства. Этот процесс, начавшийся во второй половине 80-х годов, был отягощен таким фактором, как отсутствие традиции многопартийности. Начавшие свою деятельность в начале века политические партии Алаш, Уш Жуз были впоследствии уничтожены, практически все их идеологи истреблены физически.

Первые общественно-политические формирования появились в Казахстане, с одной стороны, как оппозиция Коммунистической партии, с другой – как следствие тех процессов, инициаторами которых была сама Компартия, провозгласившая политический плюрализм. Особенностью этого этапа было то, что формирующиеся объединения, как правило, не имели четкой, перспективной программы. В этих условиях начинает оформляться общественно-политическое движение «Невада-Семипалатинск», выступившее за закрытие всех ядерных полигонов, а также Социал-демократическая партия Казахстана и Гражданское движение «Азат».

С лета 1991 г. в Казахстане начал действовать Закон «Об общественных объединениях в Казахской ССР», который создал соответствующие правовые основы для регулирования деятельности и функционирования появившихся к тому времени множества самодеятельных объединений граждан.

Важным этапом становления многопартийности в Казахстане стал уход с политической арены Компартии Казахстана, делегаты партийного съезда которой в сентябре 1991 г. объявили о ее самороспуске. Правопреемницей Компартии была объявлена Социалистическая партия. 21 октября 1991 г. Министерством юстиции были зарегистрированы первые политические партии Казахстана, которыми стали Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана. Следует отметить, что Партия Народный Конгресс Казахстана была образована на базе движения «Невада-Семипалатинск».

Осенью же 1991г. возникли Республиканская партия Казахстана, а также политизированное профсоюзное объединение Независимый профцентр. На первых президентских выборах в октябре-ноябре 1991г. движением «Желтоксан» была предпринята попытка выдвижения своих кандидатов.

Важным событием 1993г. стало создание Союза «Народное единство Казахстана», предложившего идею объединения центристских сил страны, выступающих за углубление экономических реформ и консолидацию общества.

Качественно новый этап в становлении многопартийности в Казахстане начинается с марта 1994г., когда политические партии впервые получают возможность участия в выборах в высший законодательный орган и местные представительные органы власти. Политико-правовые возможности этого участия были заложены в Конституции РК, принятой 28 января 1993г. и закрепившей в гл.10 право политических партий на участие в осуществлении власти.

В 1995г. Союз «Народное единство Казахстана» был реорганизован в Партию Народного единства Казахстана. Помимо этого в 1995г. были образованы Демократическая партия Казахстана, Партия возрождения Казахстана, Республиканская политическая партия труда и т.д.

В 1997-1999гг. в преддверии президентских и парламентских выборов были образованы Аграрная партия и Гражданская партия, общественно-политическое движение «Отан-Отечество» преобразовано в партию «Отан-Отечество», а Гражданское движение «Азамат» в Демократическую партию «Азамат».

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано более десятка политических партий. Помимо этого имеют место политические партии, не прошедшие по той или иной причине государственную регистрацию. Это Национально-демократическая партия «Желтоксан», Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПб), Партия социальной справедливости и экологического возрождения «Табигат» и др. Следует отметить, что Коммунистическая партия Казахстана, распущенная в 1991г., была вновь воссоздана и зарегистрирована в 1994г.

Активными участниками политического процесса в Казахстане являются также гражданские и общественно-политические движения: Республиканское общественное славянское движение «Лад». Рабочее движение Казахстана, Народный фронт «Атажурт», Движение социальной защиты пенсионеров «Поколение», Либеральное движение, Гражданское движение «Азат». Некоторые из этих движений имеют тенденцию перерастания в партию, другие – выделились из партии. В целом же они активно взаимодействуют с политическими партиями, оказывая значительное влияние как на политический процесс в целом, так и на процесс формирования партийной системы в Казахстане в частности.

Формирование партийной системы в Казахстане идет по сложному и противоречивому пути. Трудности этого процесса обусловлены многими причинами, в том числе глубокими изменениями в социальной структуре общества. Процесс социальной стратификации общества в условиях перехода к новым экономическим отношениям все еще продолжается и характеризуется резкими изменениями и неустойчивостью интересов всех слоев населения.

В силу этого многие политические партии не могут определиться с социальным представительством, а значит их политические требования достаточно размыты.

Другим фактором, сдерживающим развитие политических партий, является отсутствие соответствующих политических традиций, неразвитость институтов гражданского общества, низкий уровень политической культуры. И, наконец, развитие политических партий и становление многопартийности невозможно без соответствующей политико-правовой базы, позволяющей политическим партиям реально участвовать в осуществлении власти.

Важный шаг в этом направлении был сделан в октябре 1998г., когда в Конституции РК было установлено, что десять депутатов Мажилиса будут избираться по партийным спискам по единому многомандатному округу. Это позволило на выборах 1999г. политическим партиям выдвигать своих кандидатов как в одномандатных, так и многомандатных округах.

Поскольку многопартийность складывается постепенно и процесс этот может растянуться на десятилетия, постольку пока еще рано говорить об устойчивой партийно-политической системе в Казахстане. Однако можно констатировать, что в Республике создаются условия, стимулирующие этот процесс.

Новые возможности для усиления роли политических партий в политической системе казахстанского общества были созданы летом 2007г. вследствие внесения изменений в Конституцию РК и в Конституционный закон о выборах в Республике Казахстан. Эти изменения касаются перехода к формированию Мажилиса Парламента РК депутатами от политических партий, избранных по пропорциональной избирательной системе по единому общенациональному списку. Выборы по новой системе впервые состоялись 18 августа 2007г. Они показали, при этом единственной партией, которая пользуется поддержкой избирателей, является партия Нур-Отан. Она не просто победила на выборах, а получила все депутатские мандаты. Другие партии, участвующие в выборах, не смогли преодолеть установленный законом семипроцентный избирательный «порог».

 

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА

 

Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Иными словами, личность является первичным субъектом политики.

Место и роль человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них – учения Конфуция, Платона, Аристотеля. Первый из этих мыслителей разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке – более двух тысячелетий.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным участником политики. И только высшие слои общества поднимаются до полубессознательного, подданического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти сохраняются, например, в развивающихся странах, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя – диктатора как отца нации, защитника простого человека, а также могут иметь место и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Альтернативой патернализму, индивидуалистической и гуманистической реакцией на представления о правомерности политической беззащитности личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования. Индивид выступает в либерализме источником власти, сознательным участником политики. Государство же – результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и свободы граждан, охраны их естественных священных прав, поддержания общественного порядка и социального мира.

Либеральные взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основополагающим ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь показала, что пренебрежение такими принципами либерализма, как свобода личности, приоритет прав человека над правами государства и т.д., могут привести к утверждению тоталитарных политических режимов.

Тоталитарная модель взаимоотношения личности и власти исходит из безусловного приоритета целого над частью, полного подчинения человека государству. Тоталитаризм лишает человека всякой свободы выбора, делает полностью беззащитным перед всепроникающей властью. Если одним полюсом тоталитарного видения личности является «человек-винтик», то другим, верхним полюсом – государство, осуществляющее тотальный, полный контроль над личностью, либо всемогущий вождь, наделенный чертами языческого божества.

Тоталитаризм, идеологизируя и политизируя все общество, беспредельно расширяет сферу взаимоотношений человека и власти и в то же время внутренне деполитизирует личность, превращает ее в человека-функцию, лишенного всякой свободы политического выбора. В конечном счете он заводит страну в тупик, поскольку разрушает главный источник силы государства – свободную личность, человека-творца.

В современной политологии есть некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти, но никто не ставит под сомнение статус личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта политики и всей общественной жизни призваны права человека.

Права личности занимают одно из центральных мест в политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного права, которые возникли в глубокой древности, и ведет свое непосредственное начало от идей либерализма. Его виднейшие представители обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных норм человеческого поведения, существующих независимо от государства и охраняемых им.

Политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе (неотчуждаемые права), другие же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу, третьи трактуют права как привилегии, дарованные монархом (вождем) подданным.

Существуют различные системы классификации прав личности. Например, их подразделяют в соответствии со сферами реализации: на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений; в том числе свобода печати, радио и телевидения и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением предприимчивости и инициативы.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества.

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, когда они неразрывно связаны с обязанностями людей. В обязанности граждан демократических государств обычно входит: соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, уплачивать налоги, сохранять природу, окружающую среду и т.д.

Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осуществления. Без определения конкретной ответственности должностных лиц, органов власти и отдельных граждан в этой области права человека превращаются не более чем в красивую декларацию. Недостаточно лишь конституционного закрепления прав, необходим также целый комплекс социальных гарантий. Практическая реализация всего комплекса прав человека – всеобъемлющая комплексная задача, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации.

Конституционное закрепление прав и их гарантия являются важным, но не единственным условием, влияющим на конкретные формы и уровень отдельного участия человека в политическом процессе. Многое зависит от политического режима, политических традиций, культурного наследия, индивидуальных особенностей личности.

В литературе существуют различные системы классификации, отражающие место и роль групп индивидов в их отношении к политической деятельности. Например, пятиступенчатая шкала ролей участия в политике:

1) активист. Лично участвует в политике, занимает видное место, объединяет вокруг себя единомышленников;

2) компетентный наблюдатель. Проявляет интерес к политике, хорошо информирован, однако к личному участию в политике относится нейтрально;

3) компетентный критик. Отрицательно относится к личному участию в политике, но проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован, критически настроен к власти;

4) пассивный гражданин. Слабо информирован, проявляет слабый интерес к политике, нейтрально или отрицательно относится к личному участию в ней;

5) аполитичный человек. Отрицательно относится к личному участию в политике, не проявляет к ней интерес, располагает отрывочной политической информацией.

Современная западная политология уделяет большое внимание изучению первой из вышеуказанных ступеней участия индивида в политике – политического актива. Анализу этой проблемы посвящены исследования феномена политического лидерства и политической элиты.

Существует несколько подходов к определению лидерства. В рамках первого подхода политическое лидерство можно определить как постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

С другой точки зрения, лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

Сторонники третьего подхода трактуют лидерство к







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.023 с.)