ТОП 10:

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА



Возникновение ранних представлений о власти, ее роли в жизни общества относятся к глубокой древности. Существует мнение, что основы политологии заложил древнегреческий мыслитель Аристотель, которого иногда называют отцом науки о политике. Не менее крупный шаг в развитии представлений о политике был сделан Н. Макиавелли. Но было бы неправомерно связывать возникновение политической науки с каким-нибудь конкретным именем. Процесс ее становления и развития длительный и сложный, имеющий определенные стадии.

Как самостоятельная наука политология начинает оформляться в конце XIX–начале ХХ века. Особенно широкое распространение политология получила в США и странах Западной Европы. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. Дальнейшему развитию политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая функционирует и в наши дни.

В 1955 году была организована советская ассоциация политической науки, вошедшая в МАПН. Однако в СССР, в том числе и в Казахстане, вплоть до середины 80-х годов политология не имела статуса науки.

Отношение к политологии стало меняться лишь в период перестройки и демократизации общества. Несмотря на трудности, политическая наука постепенно начинает занимать подобающее ей место в системе обществознания и оказывать все более заметное влияние на реальные политические процессы.

Возрастание роли политологии связано с появлением новых тенденций современной социальной жизни. Это и усиление сложности социальных процессов и темпа их изменений, и все большее подчинение активности и действий индивидов коллективным целям, и решение задач модернизации общества. Политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека, т.к. она является и указателем, и ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества. В силу этого приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои социальные потребности, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации в масштабах государства. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование имеет негативные последствия, ведет к отчуждению, а в крайнем случае, и к угрозе самим основам существования человека.

Надо сказать, что в обыденном понимании политика часто отождествляется с чем-то, от чего человек должен держаться подальше, например, с принуждением, силой, ограничениями, двойственной моралью и т.д. Поэтому научный анализ политики следует начинать с акцента внимания на том, что политические явления и процессы обладают своей спецификой и проявляются они, в основном, в макроструктурном контексте социальных явлений. А столь широкое поле наблюдения делает для неподготовленного человека фактическое познание законов, действующих в сфере политики, труднодостижимым. Не менее важным является и понимание того, что политика - это не только сфера властных отношений, но и область сосредоточения разума, генерирующего основные импульсы управления социальными процессами, начиная с масштабов государства и кончая поведением человека. Политику можно рассматривать, таким образом, как тип управления и отношений по поводу управления, в недрах которых развивается поиск путей и шагов в неизвестное и малоизвестное. В основе данного определения лежит этимологическое определение термина «по­литика», что в переводе с греческого означает «управление государственными и общественными делами». Однако такой подход является лишь первым приближением к определению сущности политики и политологии как науки о ней.

В литературе имеется множество подходов к определению содержания понятия «политика». Некоторые авторы пытаются охарактеризовать содержание политики в общей форме путем перечисления важнейших составных частей предмета политической науки. К ним относятся: политическая система общества, власть и властные отношения, политические институты, субъекты политики: личности, заинтересованные группы, элиты и лидеры и др., политическое сознание и культура, внутригосударственные и международные отношения, политический процесс. Согласно теологическому подходу основным источником и фактором, объясняющим политику, является бог. Сущность натуралистического подхода сводится к попыткам объяснить природу политики географической средой (геополитика), биологическими факторами (биополитика), психологией человека. Социальные концепции стремятся определить природу политики социальными величинами – влиянием экономики (марксизм), права – (классический консерватизм), культуры и религии (М.Вебер).

Очевидно одно: там, где классы, нации, конфессиональные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальных возможностях слоев насе­ления, вовлекается государственная власть, коренятся импульсы политических отношений. Поэтому можно утверждать, что политическая сфера жизни общества возникает преимущественно в связи с реализацией таких интересов групп, которые затрагивают общественное положение социальных и национальных общностей и потому требуют вмешательства государственных и иных институтов публичной власти в целях урегулирования соответствующих противоречий и сохранения при этом целостности общества, средств принуждения и социального насилия.

Таким образом, в рамках учебного курса политику можно рассматривать как область отношений и деятельность больших социальных групп по поводу использования механизмов публичной власти в интересах реализации своих общественно значимых запросов и потребностей.

В научной литературе существуют также разнообразные точки зрения на вопрос о содержании и структуре политологии. Так, первая точка зрения рассматривает политологию как одну из наук о политике наряду с политической социологией, политической философией и т.д. Вторая точка зрения связана с отождествлением политологии и политической социологии как наиболее общих наук о политике. Третья точка зрения рассматривает политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую политическую социологию, философию и другие политические дисциплины. В соответствии с этой точкой зрения в структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли. Она изучает этапы эволюции представле­ний о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в разные исторические эпохи;

- политическая философия (философия политики), часть фундаментальной политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений. Она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической нау­ки;

- политическая социология – отрасль политического знания, рассматривающая конкретные политические явления и процессы сквозь призму деятельности больших социальных групп людей и изучающая эту деятельность на основе сбора, обобще­ния и анализа эмпирических данных. Она служит рациональной базой реаль­ной политики, используется для прогнозирования и принятия политичес­ких решений;

- политическая психология, важная составная часть политологии, занимающаяся политическим поведением. Психологические понятия обыкновенно используются в исследованиях электорального поведения, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения, политических установок, а также политического конфликта и сотрудничества.

Непосредственно примыкает к политологии такая наука, как политическая география, изучающая взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами. Также тесно связана с политологией политическая этика – наука, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.

Одно из центральных мест в системе политических наук занимает сравнительная политология (компаративистика), сформировавшаяся как обособленная часть политической науки и являющаяся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям. Сравнивая и обобщая обширный фактический материал, компаративистика позво­ляет выявить общие закономерности и тенденции развития политической жизни, сопоставить различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она необходима для глубокого анализа общих черт и особенностей политических процессов, политической жизни, политических систем различных регионов, континентов современного единого и одновременно противоречивого мира. Она изучает политическую сферу общества в тесной связи и взаимодействии с экономической, социальной, духовной сферами общества.

Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости «изобретать велосипед» в государственном строительстве.

Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. под влиянием исторических школ США. Как составная часть науки о политике, сравнительная политология оформилась во второй половине XX века. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге «Сравнительная политика» (1873 г.) сформулировал известный тезис: «История – это политика в прошлом, политика – это история в настоящем». Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня.

Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статистический материал для более убедительных доказательств оценки политических явлений и категорий. Тем самым, мы приобретаем знания через сравнения. В свое время Р. Декарт, обращаясь к человеческому интеллекту для развития знания до уровня подлинной науки, восклицал: «Мыслю, значит существую». Перефразируя это изречение, современный политолог П. Шаран утверждает: «Невозможно мыслить, не сравнивая. Поэтому без сравнения невозможны ни научные мысли, ни научные исследования». Таким образом, можно утверждать, что сравнительная политология (компаративистика) сегодня является не только методом, но и важнейшим направлением политической науки.

Специфика любой науки проявляется через определение ее объекта и предмета. Объектом политологии является политическая жизнь общества во всей своей целостности и во всем многообразии своих проявлений. Предметом политологии является раскрытие объективных закономерностей развития политической жизни, сущности политики как целостного общественного явления. Предмет политологии связан с выявлением на макро - и микроуровне политики необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений, определением тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, выработкой объективных критериев социального измерения политики.

Важным структурным звеном политики являются политические отношения. Их определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики. Смысл их заключается в установлении связи интересов отдельных групп и всей социальной целостности. Специфическим инструментом проявления политических отношений является власть, ее инструменты, возникшие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов и целей. Возникая при активном участии сознания, политические отношения выходят за рамки субъективного мира человека и получают в этом смысле статус объективной реальности, т.е. выступают для субъекта как сложившаяся данность. Деятельный характер политических отношений позволяет влиять на экономическую жизнь общества и остальные ее сферы, такие как культура, наука, образование и т.д.

Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т.е. таких сторон политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено.

Субъекты политики являются самостоятельными участниками полити­ческого процесса, что означает наличие у них своих интересов и потребностей. Потребность означает отношение субъекта к условиям своего существования, интерес – отношение между субъектами по поводу условий существования. Политический же интерес представляет такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Рас­пространено, к примеру, их деление на два основных уровня:

а) социальный, включающий индивидов, классы, различные социальные слои, в том числе – профессиональные, этнические и т.д.;

б) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, группы интересов.

В рамках любой классификации личность рассматривается как основной непосредственный субъект политической практики, поскольку личность не может не быть носителем и выразителем присущих данному обществу противоречий между потребностями и интересами различных социальных групп и этим объективно установлен политический характер ее экзистенции.

Особую сложность политических отношений составляет тот факт, что в политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем – все участники политических отношений могут выступать и как объекты. и как субъекты в разных ситуациях.

Используемая наукой методология помогает глубже изучить предмет ее исследования. Политология как наука использует практически любые методы, применяемые социальными науками: правовые (методы правового формализма), общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному), методы эмпирического анализа (получение первичной информации об изучаемом объекте).

Однако есть методы, применение которых в совокупности превращает политологию в самостоятельную науку. Это общие методы исследования политического объекта. Например, системный метод, позволяющий изучать политику как комплексный процесс, как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой; социологический метод, предполагающий выяснение зависимости политики от состояния общества; нормативный или нормативно-ценностный подход, требующий изучения политики с точки зрения политических ценностей и идеалов; бихевиористский метод, изучающий политику через исследование многообразных форм политического поведения индивидов и групп; психологический подход (в частности, психоанализ, основы которого были разработаны З.Фрейдом) ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психологических процессов, влияющих на политическую мотивацию и т.д.; сравнительный (компаративный) метод, предполагающий сравнение однотипных политических явлений; институциональный метод, берущий за основу изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность; антропологический, рассматривающий обусловленность политики природой человека как родового существа, изначально обладающего свободой, неотъемлемыми естественными правами, приоритетными по отношению к принципам государственного устройства; исторический подход требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии; критико-диалектический подход, предполагающий выявление противоречий как источника самодвижения политики, социально-политических изменений.

Политология выполняет в жизни общества различные функции: гносеологическую (познавательную), предполагающую адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей, объяснение и прогнозирование политических явлений, построение политических теорий разных уровней обобщения; аксиологическую (оценочную), предполагающую анализ и оценку политического строя, идеологии, деятельности институтов власти, поведения участников политического процесса и событий; функцию политической социализации, т.е. формирования гражданственности, демократической политической культуры; функцию рационализации политической жизни, т.е. теоретического обоснования политического строительства, политических реформ, модернизаций, а также функцию мотивационно-регулятивную или воспитательную, предполагающую оказание непосредственного влияния на политическое поведение граждан.

В научной литературе можно встретить подход, согласно которому к числу важнейших функций политологии относятся такие функции, как теоретическая, т.е. разработка концепций, объясняющих характер политического развития общества на отдельных его этапах; методологическая, давшая исследователям эффективные способы познания политической реальности; практическая, отражающая прикладной характер политологии, ее возможности дать ответы на реальные вопросы политической жизни и, наконец, функция прогностическая, предлагающая определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, моделирование политических процессов.

Какие бы системы классификации функций политологии в литературе ни применялись, очевидно, что данная наука играет исключительно важную роль как в теоретическом осмыслении общества, так и в обеспечении его практического функционирования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)