ТОП 10:

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА



 

Основным элементом политической системы является государство, представляющее собой политическую организацию общества, обеспечивающую интересы различных социальных групп.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о причинах и путях возникновения государства. Следствием этого стали разнообразные теории, пытающиеся объяснить природу и генезис государства.

Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая концепция, которая связывала возникновение государства с божественной волей. В ее основе лежат идеи незыблемости и вечности государства, необходимости подчинения государственной воле как власти от бога. В древности же (IV в. до н.э., Аристотель) возникла и патриархальная теория, которая развивалась и в более поздние времена (XVIII-ХIХ вв.). Согласно патриархальной концепции, государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в союзы и так до образования собственно государства. При этом на всех этапах сохранялся принцип патриархальной опекунской власти, характерный для первичных, еще догосударственных объединений. Из патриархальной теории, как и из теологической, естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти во всех ее формах.

В XVII-XVIII вв., в условиях развития европейского абсолютизма, оформилась теория общественного договора. Она исходит из того, что государство есть результат своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными. При этом причины заключения такого договора объяснялись по-разному: Т. Гоббс, оценивающий «естественное состояние» как «войну всех против всех», полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-либо властью в целях обеспечения своей жизни и безопасности. Ж.Ж. Руссо, напротив, оценивал «естественное состояние» как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (например, стихийными бедствиями, возникновением частной собственности и др.), что делает необходимыми коллективные формы жизни.

В XIX в. распространение получила органическая теория государства (Г. Спенсер), обязанная своим возникновением революции в области естествознания. В соответствии с этой теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, низшие классы реализуют внутренние функции – обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

В XIX же веке возникли и получили развитие теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) и психологическая теория (Ж. Бюрдо, Г. Тард, Л. Петражицкий).

Теория насилия объясняла возникновение государства причинами военно-политического характера, т.е. завоеванием одного племени другим и созданием специального аппарата подавления порабощенного племени. Таким образом, возникновение государства в теории насилия рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого более сильному.

Психологическая теория государства находит корни государства в идее, рожденной человеческим гением, в особом свойстве человеческой психики, проявляющемся в потребности к власти у одних и к подчинению у других.

В политической науке достаточно большое распространение получила социально-экономическая теория государства, восходящая к Платону, видевшему его истоки в разделении труда. В последующем она была развита в трудах К. Маркса и В.И. Ленина, рассматривавших государство как результат деления общества на классы.

Таким образом, все основные концепции, за исключением теологической, рассматривают государство как явление историческое, возникшее в силу различных причин на определенном этапе развития человеческого общества.

Длительное время люди жили в догосударственном состоянии. Необходимые для их жизнедеятельности управленческие и властные решения принимались вождями, старейшинами родов и племен, которые обладали необходимыми для этого авторитетом и возможностями осуществления нужных действий.

Первоначальное государство (протогосударство) по своей структуре и функциям стояло близко к институтам родоплеменной демократии, где рядовые члены были достаточно активны, сохранялась выборность должностных лиц. Властвующими субъектами были родоплеменные вожди, которые осуществляли свои функции, опираясь на военную дружину. В этом зачаточном государстве еще не имелись бюрократический аппарат, развитая правовая основа, властная деятельность не призвалась исключительной функцией элиты. Собственно государство возникает с момента отделения от общества публичной власти, т.е. с момента формирования властных структур, бюрократического аппарата, отделенного от остального общества.

Как политическая организация современное государство обладает рядом признаков, отличающих его от других элементов политической системы и позволяющих формировать организационные рамки общества в целом. Это – суверенность, всеобщность, принудительность.

Под суверенностью понимается наивысшая, неограниченная власть государства по отношению к субъектам, действующим в пределах его территории, и независимость во внешнеполитической деятельности. В сфере международных отношений суверенитет государства ограничивается экономическими, политическими и иными соглашениями.

Всеобщность означает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств, и лиц без гражданства.

И, наконец, принудительность, под которой понимается, во-первых, принадлежность к государству, реализуемая через гражданство, а во-вторых, исключительное право государства на навязывание своей воли с помощью специального аппарата насилия. При этом государственное принуждение является первичным по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.

Отличительными признаками, или атрибутами, государства являются территория, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, и население, на которое распространяется власть государства. Важный атрибут современного государства – государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается, непосредственно и действенно осуществляя свою власть.

Основные направления деятельности или, иными словами, функции современных государств можно классифицировать на внутренние, связанные с управлением социально-экономическими процессами внутри страны, и внешние, имеющие целью поддержание и развитие отношений с другими странами. Помимо этих традиционных функций в современных государствах все большее значение приобретает так называемая посредническая функция, которая заключается в представлении и примирении интересов различных социальных групп и слоев.

Для характеристики современных государств используются такие внешние признаки, как форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления представляет собой способ реализации верховной государственной власти и проявляется через систему высших органов власти и механизм их взаимодействия. Например, правительство – парламент, президент – правительство, президент – парламент, верховный суд – парламент и т.д.

Современные государства представлены двумя основными формами правления: монархия и республика. Главное отличие между ними заключается в механизме замещения должности главы государства. Так, в монархиях она, как правило, наследуется, а в республиках является выборной.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.008 с.)