Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Государство в политической системе обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основным элементом политической системы является государство, представляющее собой политическую организацию общества, обеспечивающую интересы различных социальных групп. Еще в глубокой древности люди начали задумываться о причинах и путях возникновения государства. Следствием этого стали разнообразные теории, пытающиеся объяснить природу и генезис государства. Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая концепция, которая связывала возникновение государства с божественной волей. В ее основе лежат идеи незыблемости и вечности государства, необходимости подчинения государственной воле как власти от бога. В древности же (IV в. до н.э., Аристотель) возникла и патриархальная теория, которая развивалась и в более поздние времена (XVIII-ХIХ вв.). Согласно патриархальной концепции, государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в союзы и так до образования собственно государства. При этом на всех этапах сохранялся принцип патриархальной опекунской власти, характерный для первичных, еще догосударственных объединений. Из патриархальной теории, как и из теологической, естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти во всех ее формах. В XVII-XVIII вв., в условиях развития европейского абсолютизма, оформилась теория общественного договора. Она исходит из того, что государство есть результат своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными. При этом причины заключения такого договора объяснялись по-разному: Т. Гоббс, оценивающий «естественное состояние» как «войну всех против всех», полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-либо властью в целях обеспечения своей жизни и безопасности. Ж.Ж. Руссо, напротив, оценивал «естественное состояние» как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (например, стихийными бедствиями, возникновением частной собственности и др.), что делает необходимыми коллективные формы жизни. В XIX в. распространение получила органическая теория государства (Г. Спенсер), обязанная своим возникновением революции в области естествознания. В соответствии с этой теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, низшие классы реализуют внутренние функции – обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы – внешние (оборона, нападение). В XIX же веке возникли и получили развитие теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) и психологическая теория (Ж. Бюрдо, Г. Тард, Л. Петражицкий). Теория насилия объясняла возникновение государства причинами военно-политического характера, т.е. завоеванием одного племени другим и созданием специального аппарата подавления порабощенного племени. Таким образом, возникновение государства в теории насилия рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого более сильному. Психологическая теория государства находит корни государства в идее, рожденной человеческим гением, в особом свойстве человеческой психики, проявляющемся в потребности к власти у одних и к подчинению у других. В политической науке достаточно большое распространение получила социально-экономическая теория государства, восходящая к Платону, видевшему его истоки в разделении труда. В последующем она была развита в трудах К. Маркса и В.И. Ленина, рассматривавших государство как результат деления общества на классы. Таким образом, все основные концепции, за исключением теологической, рассматривают государство как явление историческое, возникшее в силу различных причин на определенном этапе развития человеческого общества. Длительное время люди жили в догосударственном состоянии. Необходимые для их жизнедеятельности управленческие и властные решения принимались вождями, старейшинами родов и племен, которые обладали необходимыми для этого авторитетом и возможностями осуществления нужных действий. Первоначальное государство (протогосударство) по своей структуре и функциям стояло близко к институтам родоплеменной демократии, где рядовые члены были достаточно активны, сохранялась выборность должностных лиц. Властвующими субъектами были родоплеменные вожди, которые осуществляли свои функции, опираясь на военную дружину. В этом зачаточном государстве еще не имелись бюрократический аппарат, развитая правовая основа, властная деятельность не призвалась исключительной функцией элиты. Собственно государство возникает с момента отделения от общества публичной власти, т.е. с момента формирования властных структур, бюрократического аппарата, отделенного от остального общества. Как политическая организация современное государство обладает рядом признаков, отличающих его от других элементов политической системы и позволяющих формировать организационные рамки общества в целом. Это – суверенность, всеобщность, принудительность. Под суверенностью понимается наивысшая, неограниченная власть государства по отношению к субъектам, действующим в пределах его территории, и независимость во внешнеполитической деятельности. В сфере международных отношений суверенитет государства ограничивается экономическими, политическими и иными соглашениями. Всеобщность означает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств, и лиц без гражданства. И, наконец, принудительность, под которой понимается, во-первых, принадлежность к государству, реализуемая через гражданство, а во-вторых, исключительное право государства на навязывание своей воли с помощью специального аппарата насилия. При этом государственное принуждение является первичным по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства. Отличительными признаками, или атрибутами, государства являются территория, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, и население, на которое распространяется власть государства. Важный атрибут современного государства – государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается, непосредственно и действенно осуществляя свою власть. Основные направления деятельности или, иными словами, функции современных государств можно классифицировать на внутренние, связанные с управлением социально-экономическими процессами внутри страны, и внешние, имеющие целью поддержание и развитие отношений с другими странами. Помимо этих традиционных функций в современных государствах все большее значение приобретает так называемая посредническая функция, которая заключается в представлении и примирении интересов различных социальных групп и слоев. Для характеристики современных государств используются такие внешние признаки, как форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления представляет собой способ реализации верховной государственной власти и проявляется через систему высших органов власти и механизм их взаимодействия. Например, правительство – парламент, президент – правительство, президент – парламент, верховный суд – парламент и т.д. Современные государства представлены двумя основными формами правления: монархия и республика. Главное отличие между ними заключается в механизме замещения должности главы государства. Так, в монархиях она, как правило, наследуется, а в республиках является выборной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.011 с.) |