Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Социально-этнические общностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Чтобы рассмотреть суть национальной политики, необходимо выяснить содержание национального вопроса, вокруг решения которого и развертывается национальная политика. Под национальным (этническим) вопросом понимается «вопрос об общих и частных способах гармонизации отношений между национальностями (нациями, этносами, этническими группами), взаимодействующими в границах многонациональных государств, вопрос о достижении национального равноправия как на личностном уровне в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, так и на социальном уровне путем обеспечения основных потребностей языково-культурного бытия всех заинтересованных в этом больших и малых этносов». Несмотря на достаточно четкое определение сущности и содержания национального вопроса, в науке существуют разные концептуально-методологические подходы к его решению. Все подходы имеют амбивалентный характер, т.е. им присущи как позитивные, так и негативные стороны. Однако стратегически правильной представляется политика, направленная на деполитизацию этничности, переход к пониманию нации как согражданства, усиление роли гражданского общества, сохранение культурной самобытности всех этносов. Таким образом, основными целями национальной политики в демократическом государстве должно быть обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения возможных конфликтных ситуаций, совершенствование механизма научного управления этническими процессами в стране. Следует отметить, что для многонационального государства возникает необходимость в определении приоритетов национальной политики и методах ее проведения. В настоящее время в казахстанском обществе растет понимание того, что общеказахстанские ценности и принципы жизни должны стать выше ценностей и принципов жизни отдельной национальности, ее обособленных национально-политических интересов. Задача государства должна состоять не в отстаивании прав одной нации или «единой казахстанской нации», а в сохранении и творческом развитии национальной самобытности, согласовании интересов различных национальностей на благо сотрудничества и благополучия всего государства. Конституция РК в разделе «Человек и гражданин» провозглашает и гарантирует равные права всем гражданам Казахстана. Статья 14 закрепляет положение о том, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». В статье 20 говорится о том, в Казахстане «не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». В реальности противоречия общеказахстанских и национальных ценностей существуют, хотя и не носят антагонистического характера. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, взаимообусловливающие друг друга противоречия. Их разрешение означает, прежде всего, разумное сочетание национальных и общеказахстанских интересов. И от того, насколько сумеем мы сочетать, гармонизировать эти интересы, ценности, зависит дальнейшее развитие казахстанского народа, Республики Казахстан. Актуальность проблемы усиливается тем, что в настоящее время в Казахстане живут представители почти 140 национальностей. В связи с этим особую роль в процессе преодоления противоречий в межнациональной сфере, в формировании единого народа берет на себя государство, составляя краткосрочные и среднесрочные программы своих действий на основе долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030», включая в приоритет консолидацию общества. Решению этой задачи была призвана содействовать образованная согласно Указу Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана, представляющая интересы всех этносов страны. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на VII сессии АНК отметил: «Создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов. Этот полноценный институт гражданского общества сегодня опирается на деятельность более трехсот республиканских, региональных, областных и городских национально-культурных объединений». Обладая статусом совещательно-консультативного органа при Президенте, АНК стала масштабной диалоговой площадкой, трибуной народного парламентаризма, истинно демократическим регулятором межэтнических отношений, гарантом соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана. Благодаря поддержке Ассамблеи были созданы дополнительные условия обеспечения стабильности в обществе и задан мощный импульс масштабным реформам, на годы вперед определившим логику развития Казахстана. Ассамблея народа Казахстана вносит свой вклад в поддержание мира и согласия в нашей стране. Деятельность Ассамблеи включает, в числе прочих, четыре основные задачи. Первая задача – через национально-культурные центры усилить работу по воспитанию чувства казахстанского патриотизма, по формированию у казахстанцев чувства идентичности со своей новой родиной. Вторая задача – повышение статуса самой Ассамблеи. Для этого Ассамблея и национально-культурные центры должны активнее брать на себя социальную инициативу посредника между государством и гражданским обществом. Третья задача – Ассамблея должна организовать работу по выяснению места и роли религии в социально-политической жизни общества. Четвертая задача - не допустить политизации межэтнических взаимоотношений. Основная задача Ассамблеи, считает Глава государства, состоит в создании системы профилактических мер и рекомендаций для того, чтобы межэтнические отношения не превращались в политическую проблему. Следует отметить, что Ассамблея народа Казахстана гармонично вписалась в систему жизнедеятельности молодого суверенного государства. Общественно-политическая деятельность данной структуры оказывает положительное влияние на осуществление в республике политики единения и равного развития представителей различных национальностей и конфессий. АНК за годы своей деятельности разработала практические рекомендации, обеспечивающие межнациональное согласие и политическую стабильность в РК. Эта неполитическая и неправительственная организация решает задачу всенародного укрепления межнационального согласия в Казахстане. Кроме того, Ассамблея отражает весь спектр идеалов и интересов всех народов Казахстана и каждого этноса в отдельности. Большим достижением Ассамблеи народа Казахстана является создание демократической правовой базы в сфере межэтнических отношений, реализация государственной программы развития языков, возрождения культуры и традиций народов, проживающих в стране. Приходит понимание необходимости овладения казахским языком как средством, цементирующим казахский патриотизм, приобщения к истории и культуре казахского народа, подготовки создания среды использования казахского языка как языка межнационального общения. Лидеры и авторитетные люди как многочисленных, так и немногочисленных этнических диаспор принимают самое активное участие в организации изучения и распространения государственного языка. Другой важнейшей задачей государственной языковой политики в Казахстане остается создание условий для изучения и развития языков диаспор как части самобытной общенациональной культуры. Только в области национального образования в Казахстане работает более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. Восемнадцать национальных языков изучаются в школах республики как родные. В стране создан 471 национально-культурный центр. Государство поддерживает деятельность девятнадцати республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, шести национальных театров. Ежегодно выходит в свет несколько десятков книг на языках этнических групп. При поддержке Ассамблеи ширятся и углубляются международные связи национально-культурных объединений с этническими родинами, растет международный авторитет Казахстана. Важнейшей чертой казахстанского общества является не только его полиэтничность, но и многоконфессиональность. Конституция Республики Казахстан закрепляет право человека на свободу совести, что позволяет гражданам жить в соответствии со своими религиозными представлениями. В Конституции указано, что «осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (Конституция РК, статья 22). Соответствующие разделы этого основополагающего документа содержат гарантии свободы совести, права на удовлетворение религиозных потребностей. Грандиозные общественные изменения, происшедшие в суверенном Казахстане, повлияли на положение с реализацией прав на свободу совести. После десятилетий преследования верующих перед многонациональным народом Казахстана открылись перспективы не только выбора религии, но и реальной возможности ее исповедания. Путь, который должно пройти общество, чтобы научиться пользоваться свободой религии и не ограничивать свободу других людей, научиться жить друг с другом в солидарности вне зависимости от религиозной принадлежности, отнюдь не прост. Как отмечал Президент Республики Н.А. Назарбаев, фактором стабильности казахстанского общества и противостояния негативным последствиям глобализации должно стать «… обеспечение стабильности и порядка в Казахстане через равное отношение ко всем казахстанцам независимо от их национальности и веры». Отношение светского государства к религиозным объединениям строится на принципе признания мировоззренческого плюрализма, защиты интересов не только верующей части общества, но и неверующей. Кроме того, в последнее время внимание общественности, средств массовой информации все больше привлекает проблема религиозного экстремизма, особая опасность которого связана с попытками самозванных «учителей», использующих псевдорелигиозную терминологию, вовлечь верующих, особенно молодежь в экстремистские группировки террористического толка. Проблемы связаны и с тем, как отмечено в книге Н.Назарбаева «Критическое десятилетие», что кое-где, особенно в СМИ, допускаются крайне вольные трактовки понятий, связанных с религиозным экстремизмом, который часто абсолютно необоснованно приписывется Исламу. Ислам – одну из мировых религий, которую исповедуют многие наши сограждане, эти авторы преподносят в качестве чуть ли не идейного обоснования терроризма, что является искажением самих основ Ислама. На деле, действуя в интересах мира, религии, верующие могут сделать очень много. Проповедью добра, повседневной воспитательной работой религиозные объединения способствуют упрочению в сознании людей таких ценностей, как мир, свобода, равенство между людьми разных вероисповеданий, уважение к достоинству человека и национальным традициям. Эти важнейшие условия межнационального мира и согласия положены в основу политики в Республике Казахстан. Утверждая себя как демократическое, светское и правовое государство (Конституция РК, ст.1), Казахстан последовательно проводит в жизнь принципы свободы вероисповедания и на мировой арене. Именно наше государство во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым стало инициатором проведения двух съездов лидеров мировых и традиционных религий, состоявших в сентябре 2003 и 2006 года в Казахстане. Последний съезд был проведен в Астане в специально построенном Дворце мира и согласия, который, по мнению участников форума – лидеров всех религий и конфессий, стал подтверждением духовного величия нашего государства. На съезде неоднократно подчеркивалось, что Казахстан – единственная страна, на территории которой не было пролито ни капли крови по религиозному принципу, что религиозная терпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель, сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней. Именно эта модель послужила фундаментом для строительства государства нового типа – Республики Казахстан, принципами политики которого стали: - отказ от взаимной вражды, раздоров и ненависти, призыв жить в атмосфере взаимоуважения и признания культурного, религиозного и цивилизационного многообразия; - осуждение терроризма во всех его формах, так как справедливость не может быть построена на страхе и людской крови, а использование таких средств во имя религии означает отход от норм любой религии; - отказ от ложных измышлений и стереотипов об агрессивной сущности религий, а также от попыток связать какую-либо религию с террором. Казахстан сегодня накопил огромный позитивный опыт межконфессионального и межнационального сотрудничества. В результате казахстанцы всех национальностей заслужили право называться соотечественниками и по вкладу в развитие страны, и по взаимопониманию и духовному притяжению. Феномен дружбы и сотрудничества национальных групп Казахстана не результат чьей-то субъективной воли, а рожден исторической практикой многонациональной страны. Казахстан – это форма государственного самоопределения всех его граждан, независимо от того, к какой национальности они принадлежат. Это общий дом, внутри которого достаточно просторно для всех представителей национальных групп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.008 с.) |