Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Мировая политика и международные отношенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления о политике не могут считаться полными, если не будет рассмотрен ее международный аспект. В этом плане политику рассматривают как: 1) сферу, область, направление взаимодействия субъектов международных отношений – государств, межгосударственных объединений, организации, партий и т.д., в основе которого лежит их стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических и других средств; 2) совокупную линию, равнодействующую, складывающуюся в результате как разнородных противоречивых, так и согласованных действий государств и других субъектов на мировой арене. Важнейшей задачей современной международной политики является задача создания системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Вторая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Сегодня требуется более совершенная форма организаций межгосударственных отношений, которая более эффективно способствовала бы разрешению межгосударственных конфликтов, могла бы предотвращать их возникновение. В развитии современных международных отношений можно выделить следующие тенденции: - интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека; - глобализация, возникновение проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. К их числу относятся сохранение мира, сведение к минимуму военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью; - демилитаризация, демократизация и гуманизация – постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающих к ним сторон), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы они ни были. Нарастание действия указанных тенденций способствует возможности осуществления международной политики на основе следующего принципа: обеспечивая реализацию собственных интересов, защищая их, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. Концепцию национального интереса и национальной безопасности любого государства можно представить как разработку мер по обеспечению защищенности от внешних и внутренних угроз, устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечению таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан. Национальный интерес и национальная безопасность являются стержнем внешней политики государства. Понятие национальной безопасности в современном его научном и политическом значении восходит к геополитике, где оно наряду с «национальным интересом», «силой», «балансом сил» является ключевой категорией. Географическое положение, или пространственно-территориальный фактор, имеет множество аспектов: размеры территории, местоположение, топография, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Эти аспекты определяют многие параметры реализованных или скрытых возможностей государства, его положение в мире. Большое значение для реализации жизненно важных интересов государства имеет его ближайшее окружение. Кроме того, географическое положение задает определенные параметры по решению государствами многочисленных внутриэкономических, внутриполитических и внешнеполитических целей. Таким образом, с точки зрения геополитического подхода национальная безопасность производное от национального интереса и обозначает «жизненно важные национальные интересы». Внутреннюю и внешнюю безопасность страны в конечном итоге гарантирует заинтересованная деятельность ее граждан, их реальный патриотизм. Государство в современном мире – средство в руках общества, а не самоценность. Поэтому объектами обеспечения безопасности должны выступать личность, общество, государство. Для государства особенно важной становится тщательно разработанная концепция национальной безопасности. Национальная безопасность для любого государства определяется, во-первых, готовностью общества к предотвращению, отражению угроз и их последствий; во-вторых, стратегией и средствами комплексного ответа на возникающие угрозы; в-третьих, созданием соответствующей системы сбора и оценки информации, выработки стратегии безопасности; в-четвертых, определением оптимальной стратегии отражения угроз и снижения уровня опасностей; в-пятых, поддержанием и приумножением жизнеспособности общества как главной гарантии его безопасности и выживания во взаимосвязанном и целостном мире. В соответствии с указанными принципами концепции национальной безопасности и национального интереса Республика Казахстан проводит свою внешнюю политику. Президентом Н.А.Назарбаевым в качестве долгосрочной цели казахстанской внешней политики определено формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешного проведения реформ внутри страны, становления нашей республики как суверенного государства. С 1991 г. суверенный Казахстан утверждает себя как самостоятельный субъект международных отношений, активно действующий на мировом политическом и экономическом пространстве. С обретением суверенитета, вступлением в ООН и ряд других международных организаций состоялось международно-правовое признание Казахстана в качестве нового суверенного, независимого государства. Геополитическое положение Казахстана и его потенциал способствует ориентации как на Евро-Атлантический, так и на Азиатско-Тихоокеанский регионы. Наша Республика не имеет прямого выхода к открытым морям и удалена от коммуникационных средств, что затрудняет развитие внешнеполитических связей. В этой ситуации большое значение имеют международные связи с Россией и Китаем. Успешно развиваются взаимоотношения с государствами СНГ и Центральной Азии, обусловленные общностью интересов, хозяйственных связей, экономической взаимозависимостью, исторической и культурноэтнической общностью. Приоритетное место во внешней политике Казахстана принадлежит Российской Федерации. Договорно-правовую базу сотрудничества этих двух стран составляют более 200 договоров и соглашений, охватывающих практически все сферы деятельности, из них более 120 подписаны глазами государств и правительствами. Казахстан и Россия успешно координируют усилия во внешнеполитической деятельности, проводят регулярные консультации в интересах обеспечения безопасности внешних границ государств-участников СНГ по урегулированию конфликтных ситуаций, имеющих место в ряде государств Содружества. Стабилизация ситуации в конфликтных регионах, охрана внешних границ требует объединенных усилий не только России и Казахстана, но и всех стран СНГ, усилий, которые могут быть скоординированы в условиях единого оборонного пространства. В силу этого фактора большое значение приобретает формирование Евразийского Союза. Евразийский Союз может эффективно заменить СНГ при следующих условиях: - обязательного выполнения принятых межгосударственных соглашений; - взаимного признания сложившихся государственно-политических институтов стран-участниц ЕАС; - признания территориальной целостности и нерушимости границ; - отказа от экономического, политического и иных форм, давления в межгосударственных отношениях; - прекращения военных действий между собой. Инициатором идеи создания Евразийского Союза является Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев. 29 марта 1994 г. во время официального визита в Москву он выступил с предложением создать совершенно новое объединение из стран-участниц Содружества Независимых государств и назвать его Евразийским Союзом. Необходимость такого Союза связана с тем, что страны СНГ продолжают испытывать кризис во всех сферах жизни - политике, идеологии, межнациональных и социальных отношениях. Многие политические лидеры и ученые, анализирующие положение дел в СНГ, приходят к выводу, что существует насущная потребность в интеграции постсоветских государств, которая должна сопровождаться процессом укрепления независимости, развития самостоятельной государственности на основе внутренней консолидации каждой страны. Как указывалось, формирование национальных интересов суверенного Казахстана тесно связано с геополитикой. Именно геополитические факторы определяют приоритеты в создании системы национальной безопасности, это: - создание механизмов реального функционирования военно-политического союза стран СНГ на базе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992г.; - совершенствование системы региональной безопасности; - укрепление на двусторонней основе российско-казахстанского оборонительного союза; - упрочение тесных дружественных связей с Китаем, укрепление с ним мер доверия в военной области; - расширение контактов Казахстана с другими военно-политическими союзами, и, прежде всего, с НАТО, активное участие в создании Евроазиатской системы безопасности; - разработка военной доктрины национальной безопасности и реформирование собственных Вооруженных Сил для обеспечения их мобильности и боеготовности; - создание системы политических, экономических и административных мер по поддержанию внутриполитической стабильности общества. Казахстан принимает активное участие в европейском процессе, под которым подразумевается многоплановая деятельность 53 государств Европы, США, Канады, Центральной Азии, начало которой было положено Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время СБСЕ переименовано и имеет название «ОБСЕ» (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Вхождение в состав ОБСЕ государств постсоветского пространства обусловило более пристальное внимание к проблемам развития демократизации общественной жизни, правам и свободам человека. Казахстан поддерживает незыблемость основных принципов ОБСЕ и выступает за совершенствование ее структуры, активное участие в акциях ОБСЕ. Показателем роста авторитета РК на постсоветском пространстве и в мировом сообществе стало то, что инициативе стран-членов СНГ Казахстан был избран председателем ОБСЕ на 2010 г. 2 марта 1992 г. Казахстан стал членом ООН. С первых шагов в ООН Казахстан неизменно пользуется симпатией и уважением в этой мировой семье наций благодаря открытому, миролюбивому и взвешенному курсу его руководства на международной арене, приверженности республики соблюдению норм международного права. Принимая активное участие в деятельности ООН, Казахстан имеет реальную возможность участвовать в выработке решений по многим международным вопросам и в первую очередь таких, которые имеют жизненно важный интерес для республики. Членство в ООН дает нашей стране политическую, экономическую отдачу, способствует прогрессивному развитию нашего государства, укреплению его национальной безопасности. Наша страна постепенно упрочивает свое положение в ООН. Казахстан принят в члены Комитета по мирному использованию космического пространства, что утвердило его статус космической державы и создало благоприятные возможности для укрепления международного сотрудничества в этой сфере. Казахстан стал также членом Комитета ООН по информации, Комиссии ООН по населенным пунктам. В целом, опыт членства Казахстана в ООН свидетельствует, что Казахстан, успешно интегрируясь в мировую систему, ведет равноценный диалог со всеми государствами в мировой семье наций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.012 с.) |