Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Политическое сознание и политическая идеология
Политическое сознание является одной из форм общественного сознания. Под политическим сознанием понимаются многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Т.е. политическое сознание – это субъективный образ определенного среза объективной реальности. В политическом сознании выделяют два уровня, организации его компонентов: концептуальный и обыденный. На концептуальном уровне политическое сознание функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений и т.д. Для обыденного уровня характерны обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения, распространенные в данном обществе. Таким образом, в политическом сознании теоретические взгляды, сформулированные политическими деятелями, и массовое сознание граждан, осмысливающее проблемы политики, переплетаются в единый духовный комплекс, осуществляющий целостное воспроизведение политической жизни. Политическое сознание как система ценностей, взглядов, установок выполняет следующие функции: осознание социальных интересов групп, сопоставление последних с запросами других групп субъектов, осмысление принципов взаимодействия субъектов с институтами власти и мобилизация людей на решение общественно-государственных дел. Следует отметить, что ни экономика, ни социальные отношения сами по себе не вызывают и не порождают политических представлений, взглядов, чувств. Они являются продуктом политической практики. Т. е. политическая реальность сначала вызывает к жизни определенные политические взгляды, а затем сама же выступает формой их практической реализации. Одной из основных форм политического сознания является политическая идеология. Термин «политическая идеология» был введен в научный оборот французским философом А.де Треси в XVIII в. В современной политической науке наиболее распространенным является понимание политической идеологии как доктрины, оправдывающей притязание той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Являясь разновидностью корпоративного сознания, она выполняет функцию сплочения, интеграция большей части общества, осуществляемого в ходе поэтапного решения ряда задач. На первом этапе – теоретико-концептуальном – формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства). Затем теоретические положения переводятся в программы, лозунги, требования, формируя нормативную базу для управленческих решений. И, наконец, на третьем этапе идет освоение гражданами целей и принципов данной идеологии, воплощение ее в реальные практические дела и поступки.
Таким образом, одной из главных функций политической идеологии являются овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых целей и задач общественного развития. В XX в. наибольшее распространение получили такие идеологические доктрины как консерватизм, неоконсерватизм, либерализм, социализм, анархизм, фашизм и различные социал-демократические теории. Консерватизм – разновидность идейно-политического течения, выдвигающего в качестве основных требований сохранение морального порядка естественно-правовых устоев: семьи, религии, собственности. Основоположником консервативной традиции считается Э. Берк (1729-1797г. г.), английский ученый и политический деятель. В качестве основных принципов консерватизма можно отметить следующее: - идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на радикальных началах, т.е. приверженность идее эволюции: - приверженность социальной стабильности, поскольку нет уверенности в том, что новые социальные порядки будут лучше старых; - отождествление политической свободы с ограничением государственной власти и замещением ее функций такими факторами, как традиция, мораль и т.д.; - отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей. Во второй половине XX в. получил распространение неоконсерватизм как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видные представители в политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак, в теории – А. Хайек.
В XVII-XVIII в. в. были заложены основы либерализма – политической доктрины, рассматривающей политическую жизнь с точки зрения приоритета прав личности. Социальная основа либерализма – индивидуализм, рассматривающий свободного, активно действующего индивида в качестве центра общественно-политической жизни. Его основными принципами являются: - ограничение сферы деятельности государства в обществе, его невмешательство в частную жизнь граждан; - рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых условий его жизни; - понимание равенства людей как равенства возможностей, которые неизбежно реализуются разными людьми по-разному; - разделение властей и их равновесие через систему «сдержек» и «противовесов»; В отличие от классического, современный либерализм называют неолиберализмом. Новизна его идеи заключается в том, что государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека, в силу чего признается необходимость расширения функций государства в обществе, прежде всего, в части регулирования экономики. Анархизм – совокупность разнородных политических течений, основной идеей которых является мысль о том, что общество может и должно быть организованно без принудительной силы государства. Государство рассматривается анархистами как основной источник зла (угнетения, войн, репрессий, всех форм социального паразитизма) в обществе, а его разрушение, устранение – главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Практически любая анархическая теория исходит из культа индивидуального бунтарства. В практике анархизм делает ставку на деятельность неполитических организаций (профсоюзов, забастовочных комитетов), массовые выступления, а также террор. Крайним антидемократическим, радикально-экстремистским политическим течением, тяготеющим к установлению террористической диктатуры, является фашизм. Как идеологическая система фашизм не имеет определенной программы и может быть приспособлен к кругу разных политических целей. Для концепции фашизма характерно, как правило, выпячивание социальной (национальной, расовой) исключительности, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию, откровенная ставка на силовые методы достижения целей, агрессивные формы поведения, провоцирование общественной напряженности и осуществление подрывных акций. Различные политические и идейные течения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся через революцию утвердить новый общественный строй, основанный на идее социальной справедливости, называют социалистическими. Впервые социалистические идеи были провозглашены в трудах ранних социалистов-утопистов в XVI в. (Т. Мор, Т. Кампанелла). В конце XVIII- начале XIX в. они приняли форму критического утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). И, наконец, в середине XIX в. социалистическая теория в форме марксизма стала идеологией пролетариата. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в., особенно в европейских странах, оказала социал-демократическая идеология, отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества соотносятся с отказом от классовой борьбы. Годы становления и развития суверенного Казахстана показали, что преодоление социально-экономического кризиса и стабилизация общества не могут быть осуществлены только реформированием экономики. Очень важным и значительным является отношение людей к процессам, протекающим в обществе, добровольная их мобилизация на решение поставленных задач. Эту задачу призвана решать идеология. Для обеспечения суверенному Казахстану достойного места в мировом сообществе ему нужна новая идеология – идеология социальной модернизации, основным содержанием которой должны стать такие идеи,л как демократизация общества, подъем экономики и ее социальная направленность, возрождение национальной культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.009 с.) |