Категории содержания есть конкретизация наших представлений, берется не материя как таковая, а ее формы проявления. Под формой понимается устойчивая структура связей элементов данного содержания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории содержания есть конкретизация наших представлений, берется не материя как таковая, а ее формы проявления. Под формой понимается устойчивая структура связей элементов данного содержания.



- форма сопротивляется изменениям

- содержание стремится к изменениям.

Постоянное развитие содержания рождает всякие коллизии и кризис. По сути, набор компонентов, формирующих содержание СКД может быть бесконечно. Определяется самим функциональным назначением деятельности.

Переходный период, который переживает сейчас СКД, принес деструктивные противоречивые процессы и тенденции.

1. Ослабленный интерес к традиционным видам и формам деятельности

2. Не созданы механизмы защиты со стороны государства

3. Не обеспечены гарантии государства

4. социально-экономическая эффективность деятельности учреждений.

 


Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): общенациональный, региональный, территориальный (конкретный город, район), социально-групповой (социальная общность, группа).

Классификация проблем по характеру их проявления: социальные (социально-демографические); социально-культурные и социально-психологические; личностные и внутрисемейные; отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сферы).

 

Проблемное поле - совокупность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связанных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри - или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

Универсальные направления содержания социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку. Информационно-просветительные и рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ориентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные; спортивные и физкультурно-оздоровительные.

Постоянное изучение явлений и процессов в социокультурной сфере, мониторинг социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы как важный элемент диагностики содержания социально-культурной деятельности. Ответ на вопросы: что является источником беспокойства; где кроется проблема: когда обострилась проблема; кто в нее втянут или на ком она более всего отражается, каким образом она воздействует на жизнь социума.

Основу категории «содержание» СКД составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации СК проектов и программ. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательного мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет определять логику и последовательность этого проектного действия.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого проблемного поля, в содержание которого включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде, как результата несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): - общенациональный; Региональный; территориальный (конкретный город, район); -социально-групповые (социальная общность, группа).

Классификация проблем по характеру их проявления: - социальные (социально-демографические); социально-культурные и социально-психологические; - личностные и внутрисемейные; - отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждения СК сферы).

Универсальным вектором, определяющим содержание СК акций, проектов и программ, служит какой-либо доминирующий признак. В качестве таких доминант могут выступать самые различные признаки: информационно-просветительские и рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентированные и ценностно-ориентационные; реабилитационные; коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные; спортивные и физкультурно-оздоровительные.

Формулировка проблемы выступает как важный элемент диагностики содержаний СКД. Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума.

Поддержка социально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других самодеятельных формирований.

Отражение важнейших закономерностей образа жизни людей в основных направлениях содержания СКД, в новом мышлении. Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления. Разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движение и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем.

Характерной чертой содержания СКД, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является ее общественно-политическая направленность. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэнтических, трудовых, учебных и других видов социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы опираются на духовных потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Альтернативные формы общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культурных учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.

Приоритетная роль нравственных начал народной педагогики, акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона, развитие культурной активности.

Выявление из среды детей, подростков, молодежи, взрослых авторитетных лидеров – профессионалов и любителей, способных возглавить занятия различными видами историко-культурной деятельности, привлечение их к организационной, педагогической, благотворительной деятельности, участию в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона.

Возрождение и развитие народного творчества, художественных промыслов, ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве.

Деятельность профессионалов и непрофессионалов в различных видах литературы и искусства: кинематографии, сценическом, пластическом, музыкальном, цирковом, эстрадном искусстве и дизайне, других видах и жанрах.

Особенности, объем и перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества.

Участие коллективов, социально-культурных общностей и отдельных людей в развитии книгоиздания и библиотечного дела, музейного дела и коллекционирования, архивного дела, а также телевидения, радиовещания и других средств создания и распространения культурных ценностей.

Физкультурно-оздоровительное направление в СКД. Содержание, формы и организация физкультурно-оздоровительной работы


Социальная сущность досуга.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересованно в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуговых потребностей.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

Таким образом, досуг, досуговое время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры – весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребности в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.008 с.)