Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная деятельность как область общественной практики.

Поиск

Многозначность понятия «скд» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура скс определяется различными видами скд.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине 20 века.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства.

Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «скс» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются:

- гос. управление

- финансы

- наука и научное обслуживание

- обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Социальная сфера является составной частью непроизводственной сферы и представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.

Определения соц. сферы:

1. деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;

2. деятельность по соц. защите, соц. обеспечению и соц. реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;

3. совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие скс входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб соц. сферы, в рамках которых осуществляется скд. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социокультурная реабилитация, СМИ, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и др.

Многие из этих областей скс, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и др., превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.


Социально-культурная деятельность - инструмент осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры.


Социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России.

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 г.) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

Экономическая ситуация в стране 90-х г. Имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями СКС на федеральном, региональном, местном уровнях. В социокультурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.

Возрастает роль и значение религии в социально-культурной жизни общества. Существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е г. Потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

Социально-культурная деятельность как система меж-субъектных отношений.

СКД правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

СКД характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений – политических, экономических, социальных, культурных.

Обобщенным субъектом СКД является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей – культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме СКД в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все – и создатели, и потребители культурных ценностей.

К субъектам СКД относятся многочисленные СКИ, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществялются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общесвтенной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

Взаимодействие субъектов СКД предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодетйсвие четко просматривается и в процессе реализации социально-культурной политики, которая осущетсвляется на нескольких уровнях. Уровни: государственный, негосударственный (неформальный), семья.

Несовершенство СК политики часто справедливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального паспределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.

Организационные формы взаимодетйсвия субъектов СКД разнообразны. Это и договора на региональном уровне, и контракты, и соглашения по «освоению» СКС, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой и т.д.

Уровни взаимодетйсвтия и взаиомоотношений: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.009 с.)