Методология оценки эффективности поведения субъекта культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология оценки эффективности поведения субъекта культуры



Хозяйственный субъект вне зависимости от того, к какой группе из числа охарактеризованных выше, может считать свою деятельность эффективной, если удалось решить несколько задач:

• не ухудшилось состояние материально-технической базы и ресурсов, владельцем которых ощущает себя данный субъект;

• наблюдается прирост капитала за определенный период времени и его величина превышает скорость инфляции в экономической системе;

• не произошло сколько-нибудь заметного падения духовно - нравственной нематериальной самооценки данного субъекта.

Эффективность хозяйствующих субъектов в реальной социально-экономической системе, по мнению Г.М.Галуцкого, может быть описана математической моделью в виде функции, зависящей от трех переменных параметров - факторов:

Экономического - получаемого дохода в денежном исчислении;

Психологического - улучшения личного самочувствия и духовного подъема от ощущения собственной значимости, продиктованной индивидуальными духовно-нравственными стереотипами;

Социального - получаемого в виде реакции всего общества на поведение данного субъекта.

Оценка эффективности решений, принимаемых бюджетными учреждениями культуры

Хозяйственная и инвестиционная (строительная) деятельность в отраслях культуры широка и разнообразна. Соответственно ее отдельным элементам присущи особенности.

Во-первых, для культуры хозяйственный эффект оценивать в денежном выражении можно далеко не для всех видов деятельности. Например, для аттракционов, парков культуры и отдыха, цирков, кинотеатров денежная оценка вполне допустима и уместна, а для библиотек, музеев, клубных учреждений, сугубо денежная оценка хозяйственных решений представляется весьма спорной. В первом случае (аттракционы и пр.) вполне уместно применять экономические показатели, оценивающие эффективность производственно - хозяйственной деятельности: прибыль, уровень рентабельности; снижение затрат на рубль выпускаемой продукции или услуг, и другие.

А во втором (музеи, библиотеки и т.п.) улучшение результатов финансовой и производственно-хозяйственной деятельности не может и не должно происходить за счет снижения уровня творчества и внедрения коммерческого подхода. Поэтому обязательным элементом в системе оценки социально-экономической эффективности для отраслей культуры является система социальных ограничений. Без этих ограничений применять денежную оценку при выборе хозяйственных решений нельзя,вне зависимости от того решается вопрос об устройстве нового аттракциона, строительстве кинотеатра или о постановке нового спектакля.

Состав и содержание социальных ограничений определяется общественно необходимыми категориями в развитии культуры и искусства, той своеобразной нагрузкой, которая свойственна этому виду духовной деятельности, той целевой установкой, которая поставлена перед культурой. Некоторые виды ограничений установлены законодательно. Так, например, в Конституции России существует статья, запрещающая пропаганду войны. Соответственно любой вид аттракционов, элементами которого является пропаганда насилия, жестокости, милитаризма, не может иметь права на реализацию. Он запрещен конституционно.

Смысл социальных ограничений состоит в следующем. Если при сравнении двух вариантов производственно - хозяйственных решений в области культурного строительства на основе стоимостных показателей, хотя бы по одному параметру, решение не соответствует требованиям, предъявленным к искусству, это решение не может быть принято, даже если оно обеспечит 10—100 - кратный экономический эффект по сравнению с другими вариантами.

Оценка эффективности решений коммерциализированных субъектов культуры

Культурная политика общества, экономическая система которого выстраивается на рыночных принципах, предполагает и допускает, что некоторое количество хозяйствующих субъектов имеют или могут иметь откровенно коммерческую направленность.

Коммерциализированным субъектом сферы культуры здесь и далее понимается хозяйствующий субъект, который использует сферу культуры в качестве источника личных или корпоративных доходов, не считаясь при этом с двойственной природой культурного продукта. В их числе можно назвать игровые дома и казино, рестораны, танцевально - развлекательные и увеселительные центры, специализированные центры досуга для извлечения собственной выгоды, которая измеряется в денежном выражении.

Но здесь надо оговориться: нельзя путать «коммерциализированный» субъект с субъектом, который использует предпринимательскую активность в своей повседневной деятельности и при этом получает доходы от реализации платных форм.

Коммерциализированный хозяйствующий субъект считает возможным воспользоваться несовершенством человеческой природы, хотя при этом может оказывать населению набор вполне пристойных работ и услуг оздоровительного и досугово - развлекательного характера.

Некоммерциализированный хозяйствующий субъект сферы культуры, использующий предпринимательскую активность, для решения повседневных проблем может стремиться к получению прибыли, но ни при каких обстоятельствах не должен пользоваться несовершенством человеческой природы и пороками.

Общим признаком коммерциализации субъектов культуры является стремлениеизвлекать прибыль, не считаясь с тем социальным эффектом, который попутно при этом возникает в обществе и культуре. Единственным критерием, по которому оценивается эффективность коммерциализированных хозяйствующих субъектов, является общая доходность, прибыль и рентабельность деятельности.


Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Понятие о ресурсной базе

1. Проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы.

2. «Ресурсная база» и «ресурсный потенциал» учреждений социально-культурной сферы.

3. Проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы, основные направления поиска решения данных проблем.

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М., 1995.

2. Феденя, А. К. Организация производства и управление предприятием: учебное пособие. – М.: ТетраСистемс, 2004.

3. Филатов, О. К. Планирование, финансы, управлении на предприятии: прак. пособие / О. К. Филатов, Л. Н. Козловских, Т. Н. Цветкова. – М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Фомин, Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

 

ТЕМА 2. Классификации ресурсов сферы культуры.

1. Структура ресурсной базы социально-культурной деятельности.

2. Различные основания классификации ресурсов.

3. Инновационные ресурсы учреждений социально-культурной сферы.

Список литературы:

1. Кефели, И.Ф. Культура и экономическая жизнь общества / И. Ф. Кефели, Т. 2. А. Кулакова // Социально-политический журнал. – 1995, № 5.

3. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М., 1995.

4.Торн-Смит, В. Технология менеджмента: современные методы принятия решений. – М.: Экономика, 1995.

5. Управление организацией: учебник / А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Соломатина. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003

 

ТЕМА 3. Система учреждений социально-культурной сферы.

1. Объекты культуры в условиях современного рынка досуговых услуг.

2. Ресурсодержатели учреждений культуры и искусства: краткая характеристика.

3. Характеристика учреждений в зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы.

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 136 с.

2. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. – М., 1998.

3. Жданов, С. А. Основы теории экономического управления предприятием: учебник. – М.: Финпресс, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)