Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические особенности ресурсного потенциала в сфере культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ресурсное обеспечение - залог успешной деятельности любых организаций. Однако для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения. В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения. Так, Л.И. Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные. В состав ресурсного обеспечения учреждений культуры Е.Я.Морозова и Э.Д.Тихонова включают материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Они считают, что для социально-культурной сферы все эти составляющие являются одинаково значимыми. Несколько другая позиция у экономистов Г.П.Иванова и М.А.Шустрова. Они различают в сфере культуры не только материальные ресурсы, финансовые и трудовые, но и информационные, интеллектуальные, земельные. Пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли, выделяет Е.Н.Воронова: материальные, энергетические, природные, финансовые, информационно-творческие. По мнению других экономистов - О.П. Кубышкина и В.Г.Родионова - ресурсы можно подразделить на нематериальные и материальные, которые в свою очередь формируются из ряда компонентов: нормативных, кадровых, финансовых, материально-технических и недвижимых. При этом нормативные ресурсы представляют массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющие статус и профиль учреждения культуры, а также организационно-хозяйственный порядок в нем. В понятие «недвижимые ресурсы» ученые включают здания, сооружения, обустроенную территорию и землю под учреждениями культуры. На другом принципе основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры Галуцкий Г.М., подразделяя их на две группы: ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные); ресурсы духовного восприятия. В части духовного восприятия ресурсами являются уровень культуры населения и функционально-свободное время. Под функционально-свободным временем понимаются не только часы досуга, но и время, когда человек, несмотря на то, что и занят каким-либо делом, способен осознанно слушать музыку, текст или видеть предлагаемые сюжеты и образы. Подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы. Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. На этих особенностях следует остановиться подробнее. Состав материальных ресурсов организаций социально-культурной сферы характеризуется огромным разнообразием и неоднородностью. В одних подотраслях культуры и искусства материальные ресурсы соответствуют классическим представлениям, сложившимся в экономике. Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства производства или основные фонды: здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные и информационные средства. Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей социально-культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки. В наибольшей степени отражает эту специфику социально-культурной сферы Налоговый кодекс РФ. В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов. К первому виду ресурсов текущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги. Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.). Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании. Одним из важнейших показателей культурного потенциала являются кадровые или трудовые ресурсы. Особый человеческий ресурс - персонал учреждения культуры представлен категорией работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В кадровом составе, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения; специалисты, осуществляющие функциональное руководство - выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т.п.); а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т.д.). Численность работников культуры в последнее время подвержена определенным колебаниям, что вызывается самыми разнообразными обстоятельствами. Прежде всего, это связано с финансовыми проблемами, поскольку сфера культуры пока не является приоритетной в плане выделения бюджетных средств. Несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников культуры, уровень оплаты труда в этих организациях недостаточно высок. В связи с разработкой с 2005 года отраслевой системы оплаты труда ожидается повышение материальной заинтересованности работников сферы культуры. Другая сторона этого вопроса - проблема квалификации работников культуры. Организационно-творческая работа в подавляющем большинстве случаев зависит от специалистов социально-культурной деятельности. Не может не тревожить некоторое снижение общего уровня квалификации работников сферы культуры за счет снижения профильных специалистов с высшим образованием, что негативно сказывается на качественном уровне проводимых культурно-массовых мероприятий. В повышении образовательного уровня работников культуры заключается один из существенных резервов в развитии культурной деятельности. Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (академии, институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театрального и музыкального жанров, изобразительного искусства, кинематографии), а также в средне-специальных учебных заведениях (колледжи, училища). Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3. В этом смысле замечание Г.М. Галуцкого (высказанное еще в девяностых годах) относительно того, что большинство выпускников специальных учебных заведений, профессионально подготовленных для работы в сфере культуры, занято в других отраслях народного хозяйства, а на их месте работают менее профессиональные люди, приобретает сегодня особую актуальность. Наряду с материальными ресурсами, базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов. К особому виду относят энергетические ресурсы, которые иногда рассматриваются как материальные элементы текущих затрат. Энергетические ресурсы представлены в сфере культуры электроэнергией, которая идет на освещение культурных объектов (зрительных и читальных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), а также на отопление, приведение в действие оборудования и механизмов, установленных в театрах, клубах, музеях. Значительными являются потребности в электроэнергии при эксплуатации кино - и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, аттракционов. В целом же без электроэнергии организации социально-культурной сферы обходиться не могут. При этом, не имея собственных энергоносителей, этот вид ресурсов поставляют им на договорной основе энергоснабжающие организации. Правовой базой договоров является Гражданский кодекс РФ, который гласит, что учреждения культуры и искусства являются юридическим лицом и имеют право на заключение договоров с другими юридическими лицами, а также несут ответственность за исполнение обязательств по этим договорам. Природные ресурсы также имеют значение в деятельности социально-культурной сферы. Особую важность они представляют для архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов. Природные ресурсы представлены зелёными насаждениями, водоемами в парках культуры и отдыха, в ботанических садах; животными в зоопарках. Земля является важнейшим фактором производства для учреждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков, стадионов. Данные природные ресурсы относятся к «землям особо охраняемых территорий и объектов» согласно гл.17, ст. 95 Земельного кодекса РФ от 25.10.01,№136-ФЗ. К данным ресурсам относятся также земли рекреационного и историко-культурного назначения. В соответствии с данным Кодексом изъятие земель особо охраняемых территорий и не целевое их использование не допускается. В условиях формирующихся в России рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций социально-культурной сферы приобретают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций социально-культурной сферы отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов. Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы являются: бюджетные и иные поступления учредителей; доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности. Сравнительно недавно, в связи с бурным развитием научно- технического прогресса стали выделять информационно - творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передатчиками овеществленной научной информации являются, к примеру, библиотеки, музеи, методические центры. Театральные и концертные учреждения несут населению особую, эстетическую и эмоциональную информацию, воздействующую на духовный мир и психологическое состояние аудитории. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца и т.д., может не добавить ее слушателям новых знаний об обществе, законах, протекающих в нем, темнее менее в зависимости от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на духовное состояние человека, меняя его индивидуальный уровень культуры. По мнению Е.Н.Вороновой, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности. Методы количественной и качественной оценки информационно-творческих ресурсов пока еще не выработаны. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры. Нет подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом произведения под влиянием его «износа». На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием «информационно-творческой мощности» учреждений культуры. Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий - количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью и пр. Для музеев - количеством экспонатов, их исторической, художественной ценностью, уникальностью и т.д. Информационно-творческая мощность учреждений культуры является экономическим параметром, который оказывает большое влияние на эффективность общественного производства во всех сферах деятельности человека. Информатизация культуры и искусства - объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции - информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрия информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса. Информационные технологии приобретают особое значение в деятельности современных библиотек, поскольку позволяют автоматизировать справочно-библиографическое обслуживание и дают возможность международного информационного обмена. С помощью компьютерной техники, на основе открытых автоматизированных баз данных, любой творческий работник может получить нужную ему информацию о мировых достижениях культуры и искусства, о творческих деятелях и художественных школах и т.п. Информационное обслуживание развивается не только в библиотечном деле, но и в других видах социально-культурной деятельности. Таким образом, говоря о характеристике культурного потенциала, необходимо определить социально-экономическую эффективность, которую в свою очередь следует рассматривать с точки зрения ее влияния на важнейшие параметры социального и экономического развития общества в целом, а также как степень рациональности использования экономических ресурсов отдельных ее учреждений. Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется, прежде всего, в особенностях ее ресурсного потенциала. Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие: 1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги). 2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо - и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны. 3.Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности - каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры - труд специалиста. В половозрастном отношении, в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%). 4.Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности. 5.Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.01 с.) |