Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
в социально-культурной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии,
где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого управления им в решающей степени зависит качество досуговых программ. В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена коммерческой направленности. Разнообразный досуг в значительной степени обеспечивался за счет общественных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходимости всестороннего и. гармоничного развития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее, сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели, несомненно, сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга, множества социально-культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли. Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эффективности производства, материально-техническое снабжение и т.д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социальный или интеллектуальный, но и экономический эффект. На современном этапе в сфере культуры сложилась и углубляется Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспечении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли коммерческих предприятий и фирм. Вхождение культуры как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ряда характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь продолжается господство государственной собственности, хотя Основы законодательства Российской Федерации о культуре допускают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т.д. — государственную, акционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидетелями нарастающего интереса к национальным культурам и этническим традициям, а также усиления тенденций перехода от массовых, "митинговых" форм реализации свободного времени к формам более узким, камерным, групповым — студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотворчество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техническая оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников культуры —
люди с высшим и средним специальным образованием, причем значительную их часть составляют женщины, что остро ставит вопрос о рациональной организации труда и разумном сочетании общественных и семейных функций. Таким образом, социально-культурная деятельность является специфической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления. В содержании современной социально-культурной деятельности функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоубизнеса, эстрады и т.п. и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее, строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные музеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты. Государство, выделяя средства на культуру, как правило, не следит за итогом, результатом этих вложений, т.е. конечным продуктом. Таким образом, утвердился программно-целевой принцип, в соответствии с которым государство финансирует не учреждения культуры, а выполняемые ими программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлекательные и т.п.). Другими словами, материальное обеспечение учреждения, организации зависит от производимого ими культурного продукта. Экономический механизм сферы социально-культурной деятельности является неотъемлемой частью всей системы хозяйствования. Но в силу специфики этой сферы необходимо исходить из ряда принципиальных положений, определяющих ее действие. К ним относятся: приоритетность бюджетного обеспечения культуры и культурной деятельности необходимыми средствами; широкое привлечение общественных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании культуры; рациональное сочетание государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, и одновременное расширение коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; преодоление остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укрепление ее материально-технической базы, усиление роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финансирования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.
Экономические процессы в культуре во многом зависят от управленческих аспектов. Процесс управления, регулирования социально-культурной деятельности можно рассматривать как особую систему отношения организатор досуговых программ — эффективность досуга. Вопросы управления социально-культурной сферой привлекают к себе внимание хотя бы потому, что они непосредственно связаны с повышением профессионализма в работе каждого педагога, организатора досуговых программ. Это само по себе актуально вне зависимости от общественной формы реализации культурно значимых ценностей. В настоящее время понятие "менеджмент" (от англ. managment) широко входит и в социально-культурный деловой обиход, досуговый бизнес. Это понятие часто ассоциируют с термином "управление". Действительно, эти понятия родственны по существу, но глубоко различаются по содержанию. Менеджер — это профессиональный управляющий, прошедший специальную (нередко многолетнюю) подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию. Профессия менеджера — это и особый образ жизни, подчиненный интересам дела, требующий полной самоотдачи и ограничений. Ставка на профессионализм в управлении в любой сфере деятельности, в данном случае в сфере организации досуга, оправдана ее результативностью, что и обусловливает значение менеджмента в подлинном смысле этого понятия. Прежде чем рассматривать функции менеджмента применительно к досуговой сфере, еще раз вернемся к досугу как к объекту управления. Со времени Аристотеля, который писал о досуге как об особой привилегии, выпавшей на долю незанятых людей, наслаждающихся счастливой жизнью, досуг ассоциировался с праздностью и бездельем. Современное значение этого понятия существенно изменилось. В научном смысле досуг — часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или "самоценная" деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, саморазвитии. В свете такого понимания занятия на досуге должны удовлетворять следующим требованиям: отсутствие непреложных обязанностей в качестве стимула, добровольность выбора этих занятий, эмоциональная включенность субъекта в деятельность. С точки зрения эмпирических "индикаторов" многосторонность досуга характеризуется общим набором занятий, способствующих развертыванию познавательных и творческих интересов и способностей человека, а гармоничность — избирательностью в отношении к ним. Отсюда вытекают устойчивость интересов, сознательная планируемость действий (целенаправленность выбора досуговых занятий) и степень эмоциональной включенности человека в творческий процесс. Поэтому основные признаки избирательности человека к досуговым программам — это полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к ним, сила положительных эмоций от личного участия в них. Очевидно, что эти признаки рассматриваются в качестве основных ориентиров
в планировании и реализации социально-культурных досуговых программ. Избирательность человека в сфере досуга содержит компоненты активности, инициативы и интеллектуального интереса. У разных людей они проявляются с разной степенью глубины. Определяющими факторами здесь выступают возраст человека, род его основной профессиональной деятельности, уровень образования и степень культурных запросов. Поэтому при формировании досуговых программ эти факторы обязательно принимаются во внимание. Во всех случаях организатору программ необходимо иметь в виду, что интерес к ним будет проявляться наиболее отчетливо, если досуг человека выступает в активных формах. Под активной деятельностью здесь понимается избирательное времяпрепровождение, основанное на устойчивом, целенаправленном отношении к различным формам и видам социально-культурных занятий. Подобная активность может носить различный характер, выступать в разных вариантах. Поэтому, говоря об управлении сферой досуговой деятельности, мы имеем в виду положительную активность, которая духовно обогащает личность. Планирование просветительных, творческих, студийных, развлекательно-зрелищных и других программ предполагает учет таких признаков избирательности человека к ним, как полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к программам и сила положительных эмоций от их восприятия. Реализация этих программ должна быть связана с повышением трех показателей уровня избирательности: устойчивостью интереса, целенаправленностью выбора и уровнем удовлетворенности. При этом реализация развивающих программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль. Организатор досуговых программ с позиции менеджмента выступает как их руководитель-менеджер. Создавая просветительную или учебно-студийную программу, он формирует систему, которой и управляет. При этом он реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое в процессе создания и реализации целостной, законченной композиции. Для характеристики деятельности организатора развивающих досуговых программ существенным является то, что ее отличает творческая направленность. В ней присутствуют все элементы творческого процесса — от идеи и разработки сценарного плана до его материализации в конкретной форме. Здесь используются необходимые художественные решения и методы обеспечения зрелищное™ и эмоциональной выразительности. Поэтому профессионализм организатора программ по существу является синтезом функций менеджмента в творческом процессе, умения находить оригинальные, нестандартные решения. Это следует считать главным фактором привлечения внимания и развития интереса к программам. Функция планирования пронизывает все стороны деятельности менеджера сферы социально-культурного бизнеса, организатора досуговых программ. Управление начинается с плана действий. Он позволяет
126 С позиции менеджмента выдвижение творческой идеи любого досугового занятия рассматривается как стратегический замысел педагога, руководителя коллектива, организатора программ. Это важный аспект его деятельности. Стратегия организатора может существенным образом повлиять на планирование и реализацию программ. На этом этапе возможны и просчеты, и неожиданные творческие удачи. Принятие решения о дальнейшей судьбе творческого начинания — функция каждого коллектива, клуба, объединения. Однако организатор должен представить необходимую информацию по своей идее в наиболее полном виде, в ясной форме и беспристрастно. Если он верит в свою идею, ему важно быть убедительным, суметь "продать идею", заручившись поддержкой коллектива. В процессе формирования стратегической установки на будущую социально-культурную, досуговую программу предполагается использование моделирования. Это одно из условий обоснованного планирования. В ходе моделирования возможных ситуаций' и состояний реализации программы педагог, руководитель проигрывают различные варианты ее организационного, художественного, тематического, композиционного решения, а также варианты технического оснащения и материально-вещественного оформления. Моделирование в социально-культурной деятельности, реализации многочисленных досуговых программ, как видим, эквивалентно некоему сценическому экспериментированию и осуществляется главным образом посредством воображения и интуитивно-логического мышления. В ходе планирования в качестве его элемента организатор опирается на заранее составленную программу. В его задачу входит перевод задуманного сценического решения в новое состояние, в котором необходимое место займут предметно-вещественные элементы программы, ее звуковое и цветовое решение, соответствующие средства и методы
ее оформления. Заканчивается планирование доведением плана реализации программ до тех, кто будет участвовать в ее реализации. Но этим не ограничиваются функции планирования. Корректировка плана действий присутствует на всех этапах ее реализации. Основа этого процесса — анализ — действенное средство совершенствования программы организатором, так как цель анализа состоит в поиске ее потенциально ненадежных мест. Организаторы различных по масштабам досуговых программ, не прибегающие к этому средству, ограничивают свои возможности и снижают эффективность воздействия на аудиторию. После принятия идеи программы и разработки плана ее реализации начинается организационная деятельность, т.е. выполняется функция организации. Если планирование — это сердцевина менеджмента, то организация — его движущая сила. Составляя основу организационной практики, она приводит в действие средства для осуществления намеченной идеи и ее воплощения в конкретное композиционное решение досуговой программы. Организовать выполнение такой программы значит определить структуру и порядок взаимодействия всех участвующих в ее реализации, установить сроки и последовательность предусмотренных ею работ, распределить обязанности тех работников, которые связаны с выполнением программ, обеспечить их необходимой информацией и средствами. Функция организации — это подготовка того, что необходимо для выполнения плана. Много времени и средств расходуется непродуктивно из-за неумения правильно организовать досуговое мероприятие, в данном случае намеченную программу. Здесь велика роль сотрудничества организатора досуговой программы с руководством клуба, парка, других досуговых центров и исполнителями — техническими работниками. Организаторы досуговых программ нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе. Наиболее типичные из них: отсрочка реализации плана намеченных мероприятий под предлогом неподготовленности к ним; непредвиденная задержка в реализации программы, вызванная отсутствием ее необходимых элементов (помещения, техники, людей, средств на оплату привлеченных лиц и др.); попытка саботировать реализацию программы из-за очередных текущих мероприятий. Организатору досуговых программ важно уметь работать с людьми, привлекать их на свою сторону, видеть в них единомышленников, опираться на них в своей работе. Это входит в содержание требований к подготовке организатора культурно-досуговой сферы. Ключевые моменты такой подготовки: психологическая избирательность — способность наиболее глубоко и полно отражать психологию людей; психологический ум;— качество, позволяющее находить наилучшее применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей; психологический такт — способность находить подход к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия; общественная энергичность — способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их; требовательность к людям; критичность — способность анализировать отклонения от нормы в деятельности других людей; склонность к организаторской деятельности. С организацией тесно связана функция координирования. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить соответствие и согласованность в действиях людей, обеспечивающих выполнение комплекса социально-культурных мероприятий. Даже при хорошей организации работы возможно появление непредвиденных обстоятельств, что вносит в установленный порядок разнообразные помехи. В результате происходят отклонения от намеченной программы. С ними связаны потери времени на согласование (пересмотр сроков, устранение неувязок в действиях исполнителей, изменение репертуара и др.) и на перегруппировку задач с последующей перестройкой системы воздействия исполнителей. Значение функции координирования в деятельности педагога — организатора программ возрастает в связи с необходимостью гибко реагировать на досуговые интересы и запросы потребителей в условиях коммерциализации сферы досуга. Повышение устойчивости интереса к тем или иным направлениям в музыке со стороны потребителей в значительной степени определяется качеством выполнения этой функции. Существенной стороной менеджмента является мотивация1. Под ее воздействием изменяется отношение человека к своему свободному времени, формируются его активные установки и интересы. Организация развивающей деятельности как творческий процесс особо нуждается в эффективной мотивации. Творческий работник должен мотивировать выдвижение интересных идей, способствующих вовлечению людей в досуговую развивающую деятельность. Далее: его отношение к процессу формирования программ должно мотивироваться и изысканием наиболее эффективных путей, средств и методов удовлетворения духовных интересов и потребностей людей. Для организатора важно, чтобы существовал внутренний стимул, побуждающий его как творческого работника выполнять свои функции инициативно, изобретательно, с вдохновением. С появлением различных отношений и включением в них сферы культурно-досуговой деятельности таким стимулом становится возможность оказания платных услуг в виде разнообразных и интересных программ, предлагаемых их потенциальным потребителям. Коммерческая сторона при этом становится мощной мотивационной характеристикой поведения клубного педагога. От зрелищности и эмоционального воздействия программ на потребителей непосредственно зависит заработок работников социально-культурной сферы. Основным условием действенности такой мотивации выступает адекватное отражение личного вклада конкретного организатора в коммерческий успех определенной досуговой программы. Если это условие не будет соблюдаться,
то интерес к просвещению и творчеству постепенно угаснет, что отразится на качестве программ и вызовет у людей снижение уровня удовлетворения, утрату устойчивости интереса к нему. Здесь прямая аналогия с качеством любого товара: чем оно выше, тем больше спрос на него, успешнее его реализация и выше доходы производителя. Но мотивация не ограничивается материальным вознаграждением за труд. Не менее важна моральная сторона, которая для творческого работника во многих случаях более важна. Так* сильным мотивом к творчеству в деятельности педагога — организатора программ является потребность в самоутверждении, т.е. в стремлении полностью проявить свои возможности и способности, выразить себя в процессе творчества, вызвать интерес к себе как к творческой личности. Уважение и признание со стороны других, утверждение чувства собственной значимости необходимы режиссеру, руководителю коллектива как любой творческой личности. С этим обстоятельством необходимо считаться в практике досуговых центров, салонов, гостиных, самодеятельных коллективов, особенно когда педагог-организатор проявляет себя как яркая индивидуальность, одаренная в творческом отношении личность. К числу действенных стимулов организатора развивающих досуговых программ следует отнести потребность в принадлежности к определенной социальной группе, категории, прослойке, в которой он пользовался бы авторитетом и чувствовал бы дружеское отношение, расположение к себе. Чувство, что тебя принимают и понимают другие, чувство социального воздействия, привязанности и поддержки в большой мере способствует активизации творческого потенциала педагога-воспитателя, организатора музыкальных программ. Это важно учитывать в учебно-воспитательном процессе вуза, техникума при формировании творческой атмосферы в студенческом коллективе, создании благоприятного психологического климата в нем, основанном на общности целей, отношениях сотрудничества и взаимопонимания будущих специалистов сферы досуга. Завершающей функцией социально-культурного менеджмента является контроль. Это процесс проверки и сопоставления фактических результатов досуговой деятельности с запланированными. Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда вступает в силу план работы самодеятельного коллектива, лектория, гостиной и т.д., определены ее цели и задачи и создана организация для их выполнения. Помимо того, что сам педагог-организатор контролирует ход их выполнения, контроль осуществляется и по отношению к нему самому со стороны руководителя государственного, частного (коммерческого), общественного досугового центра. Если в первом случае это контроль полного соответствия программы намеченному плану, то во втором случае (учитывая, что организатор программы — творческий работник) он носит общий характер, не сковывающий инициативу организатора и представляющий ему возможность экспериментировать в разумных пределах. На основе контроля проводится корректировка как самого плана, так и организации его выполнения по данной программе. С помощью контроля устраняется неопределенность в положении дел по ее реализации, предупреждаются возможные
конфликтные ситуации, а по завершении программы устанавливается эффективность ее воздействия на аудиторию. Поэтому контроль следует рассматривать как фундаментальную функцию менеджмента. Ни планирование, ни организация, ни координирование и мотивация не могут не опираться на контроль, вследствие которого все эти функции уточняются, дополняются и обогащаются новым содержанием. Отсутствие должного контроля, как и его неполноценность, в условиях дефицита, времени нередко приводит к упрощению и снижению качества программы. В деятельности организатора программ это довольно типичный недостаток, причины которого кроются именно в неэффективности контроля с его стороны. Что касается контроля за деятельностью педагога-организатора со стороны руководства, то его задача состоит в том, чтобы помочь оценить важность и значимость идеи и плана программы, оказать содействие в ее реализации за счет освобождения творческого работника от многих текущих рутинных дел, отвлекающих его от творчества. Поэтому такого рода контроль обычно носит упреждающий характер, а не блокирует и не ограничивает творческий поиск организатора. Рассмотрение места и роли функций менеджмента в социально-культурной сфере показывает, что в современных условиях педагог — организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. При административно-командной системе он выступал, по существу, исполнителем программ социально-культурного развития соответствующего масштаба (регион, район, город, поселок и т.п.), в формировании которых он лично практически не принимал участия и которые мало стимулировали его в творческом отношении. Их директивный характер, бюджетное финансирование, отсутствие интереса к запросам потребителя придавали формальный характер многим просветительным и творческим мероприятиям, главным показателем которых был лишь максимальный охват населения. Благополучная отчетность по этому показателю перед государственными структурами и нажим с их стороны на низовые звенья социально-культурной сферы с целью повышения этого показателя создавали соответствующие установки в работе над многими, часто оригинальными программами. В большинстве своем они были бесцветными, традиционными, малопривлекательными как для детей, подростков, так и для взрослых. В современных условиях рациональная стратегия развития социально-культурной сферы предполагает существенное опережение качественных изменений по отношению к количественным. Если такое опережение не обеспечивается, то средства вкладываемые в наращивание сети современных социально-культурных институтов, не способны принести нужную отдачу. 9* ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пособие не претендует на исчерпывающий охват всех проблем, связанных с методологическими основами современной социально-культурной деятельности. Многие из них авторы более подробно затрагивают в ряде других изданий, в частности: "Теория досуга за рубежом" (МГИК, 1991), "Методика социально-культурного проектирования" (МГИК, 1993), "Социальный менеджмент в сфере культуры и досуга" (МГИК, 1993). Вместе с тем авторы считают, что представленный материал — лишь первая попытка теоретического и логического осмысления и некоторой систематизации современного опыта социально-культурной деятельности граждан России на уровне государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) структур. Справедливо рассматривать пособие как исходную информационную базу для активной самостоятельной учебно-творческой работы студентов, их участия в разработке и реализации коллективных и индивидуальных социально-культурных проектов, проведения творческих мастерских, дискуссий, семинаров. Авторы будут признательны за высказанные замечания и пожелания по структуре и содержанию учебного пособия. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7—16; 77, 88, 90-93; 111-112, 144. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 15—21; 58—59; 134. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С. 138-143; 200-226; 327-329. Бердяев Я. А. Судьба России. М., 1990. С. 59—64; 65—70; 71—75. Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 295; 308-309, 331-335, 352-355, 411-426, 438-449. Бухарин Н, А, Избранные произведения. М., 1988. С. 368—390, 431— 433. Викторов В. В. Становление и развитие материально-технической базы идейно-воспитательной работы. М., 1989. Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917—1925). М., 1990. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. М., 1992. Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М., 1992. Луначарский А. В. О воспитании и образовании //Сборник: А. В. Луначарский. М., 1976. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища. М., 1988. Новаторов Б. Е. Организаторы досуга. М., 1987. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993. Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. Л. История культурно-просветительной работы в СССР. Киев, 1983. С. 13—132. Разумный В. А. Клуб и культура общения. М., 1989. Руднев В. А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989. Савченко А. М. Введение в историю культурно-просветительной работы: Лекция. М., 1990.
Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. М., 1990. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-профессиональной работы: Учебное пособие. М., 1988. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1985. Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи и речи. 1917-1927. М., 1928. С. 140-142, 231-238; 149-251; 280-285; 301-303; 384-402. Введение 3 Глава первая. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие социально-культурной деятельности 6 2. Характеристика современной социокультурной ситуации 13 3. Социально-культурная среда 17 4. Принципы и функции социально-культурной деятельности 21 Глава вторая. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5. Социальная сущность досуга 31 6. Исторические корни досуга 35 7. Современные концепции досуга и досуговой деятельности 39 8. Субъекты социально-культурной деятельности 50 9. Семья как изначальный социально-культурный институт 53
10. Государственные и муниципальные структуры 61 11. Общественно-добровольные формирования 66 12. Современные предприятия и сфера досуга 79 14. Учреждения и организации социально-культурной сферы 89 15. Социальные технологии в сфере культуры и досуга 101 16. Функциональные и частные методики 104 Глава пятая. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ 17. Статус социального работника — организатора досуга 111 18. Функции менеджмента в социально-культурной деятельности 122 Список литературы 133
[1] См .: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. С. 345—362.
1 См.: Аргайл М. Психология счастья. М, 1991.
1 См.: Ксюско Е.М. Центр досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. М., 1987. С. 31 – 32.
1 См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991. С. 55. 1 «Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организаций» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 350). 9 – 654 129
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.014 с.) |