Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные и частные методики

Поиск

Основу функциональных методик организации социально-культур­ной деятельности по направлениям составляет органичное единство

 

 


культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, ту­ризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методик является их развивающее начало. Не случайно поэтому функцио­нальные методики носят обязывающие ко многому названия развиваю­щих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Начнем характеристику функциональных методик с методики ор­ганизации информационно-познавательной, просветительной деятель­ности и самообразования.

Интенсивно используются такие особенности этой деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризаторских методик, основанных на син­тезировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информаци­онной, образовательно-кружковой и индивидуально-консультационной работе.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информаци­онно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, со­циально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласно­сти, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях высту­пает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субъектным, партнерским отно­шениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, "круглые столы", дискуссии и др.) основаны на взаим­ном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуж­дении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информа­ционно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов,
усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения.
Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор
стимулирования и ориентирования массового самообразования взрос­лых. Основные объекты социокультурной сферы (кубы, Дома
культуры, библиотеки и др.) переходят на более интересное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию

 

 



кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой комму­никации.

Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, кон­сультационные пункты, общественные центры непрерывного образова­ния, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событи­ях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.

Культурно-досуговая сфера становится важным фактором реализа­ции принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются по­длинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Досуговые центры органично вклю­чаются в открытую информационную систему, рассчитанную на исполь­зование всего массива информации без каких-либо ограничений.

Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с доне­сением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производ­ство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просвети­тельная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномер­ного мышления и монополии на истину, на установление цивилизован­ных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается сво­бодный доступ к информации через организацию независимых библи­отек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных по­зиций, и т.д.

Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономерность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информа­ции, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возмож­ные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагопри­ятную психологическую атмосферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчуж­денность группы или отдельно взятой личности.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способству­ет процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно

 


 


расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальней­шим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой де­ятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, анали­тическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров — публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художествен­но-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функци­онировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, воз­вращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музи­цирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самоде­ятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет число студий, мастерских, творческих лабораторий, художе­ственно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление много­численных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творче­ства, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т.д.

Увеличивается значимость самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным твор­чеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются его факторы саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

 


 


Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой соци­альной среде. Основным принципом развития самодеятельности стано­вится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближе­ние и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искус­ства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлением. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право создания авторской школы и право на художественный эксперимент.

Главным становится набор активных рекреационных занятий, свя­занных в сквозные досуговые программы, отличающиеся сравнительно большой продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, риту­ально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнерге­тического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологиче­ской разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические воз­можности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздо-ровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут прежде всего шко­лы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энерге­тических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффек­тивности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение край­них эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышле­ния в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специ­альные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.


В организации массового отдыха активно используются традиции возрождаемой народной культуры. Учреждения досуга принимают дея­тельное участие в восстановлении системы народных праздников, обря­дов и ритуалов, традиционных форм организации молодежного досуга. Входят в обиход такие новые праздники, как юморины, дни смеха, спортивно-туристические, праздники цветов, литературно-художест­венные, русского чая, городов и т.д.

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное ме­сто занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра обладает хорошо известными психологическими, организационно-мето­дическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с раз­личными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлекцию личности, игра является действенным инструментом углубле­ния демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

Дифференцированные (частные) методики социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связан­ных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждая из методик обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физио­логическими и другими характеристиками возрастных групп — детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методик составляют разно­образные социально-культурные, досуговые программы, профилирован­ные для отдельных социально-демографических групп.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто при­ходится иметь дело с методикой семейного досуга — изучением пред­почтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитан­ные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-куль­турных процессов. Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования


исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере, свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подрост­ков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.


Глава пятая

МЕНЕДЖМЕНТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.87 (0.01 с.)