Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные и муниципальные структуры↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей. Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содержанием. Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого члена в отдельности. Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возможность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами стимулировать деятельность государственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов. Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения. Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодательной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созданию альтернативных социально-культурных организаций, предприятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений. Государственные органы осуществляют покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими творческими коллективами, не посягая на их творческую, независимость. Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функцией считают содействие сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственных учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью закона регулирует права и обязанности владельцев. Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры. Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере — вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности — в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединятся с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д. На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию — именно такой принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики. Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений, научных учреждений, издательств и т.д. Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также социально и экономически ослабленные группы населения, практически лишенные доступа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой протекции со стороны государства. Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности. Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов. Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо возвышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала — к его кризису. Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности, да и самого представления о том, что такие проблемы — проблемы социальные, не было. На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. По существу, можно утверждать, что единой, целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере у нас не существовало. Такая политика в ее подлинном виде, наполненная пониманием своего истинного смысла и социальных последствий, содержащая в себе общие положения, вытекающие из международных деклараций, конвенций, соглашений, складывается впервые. Зарубежная практика свидетельствует, насколько непросто определиться не только с приоритетными направлениями социально-культурной политики, но и с механизмами ее реализации. Законодательство, гарантирующее охрану и развитие духовных ценностей, права на свободу выбора культурно-досуговых занятий, сформировалось во многим странах в достаточно завершенном виде лишь во второй половине XX в. Уделяя большое внимание расширению круга профессий, так или иначе связанных с активизацией сферы культуры и досуга, общественные силы США, Франции, Швеции и других западных стран рассматривают интенсивную государственную политику в сфере культуры и досуга как важную гарантию стабилизации общества и развития производительных сил. Аналогичные попытки целенаправленного использования государственным аппаратом экономических, правовых, организационных и других рычагов для проведения эффективных культурных программ предпринимались и в странах Восточной Европы. В то же время ни одна страна мира не может пока представить эталон законченной, не требующей постоянных радикальных изменений государственной социально-культурной политики. Повсюду эта сфера остается ареной столкновения альтернативных подходов, модных течений и концепций, поиска инновационных решений и дополнительных ресурсов. Переломить определяющие тенденции в среде как хозяйственных руководителей, так и работников культуры в пользу сознательной поддержки перестройки и обновления культурно-досуговой сферы краткосрочными, хотя бы и масштабными мерами сегодня невозможно. Единственный путь, который может привести к эффективному решению организационных, экономических, методических и других проблем в этой сфере, — последовательная, поэтапная различающаяся по регионам, но имеющая общие начала социально-культурная политика в рамках каждого социума (трудового, учебного коллектива, жилого микрорайона, территории и др.). Ее ядром является политика государства. Государственная культурная политика определяется с учетом целей культурно-досуговой деятельности различных слоев населения. Культурно-досуговая деятельность — основа реализации социальных функций клубов, Домов культуры, парков, библиотек и других воспитательных институтов. Поэтому постоянная работа по качественному улучшению содержания и форм этой деятельности призвана обеспечить ее соответствие динамично развивающимся духовным потребностям людей, повышение полноты и оперативности удовлетворения досуговых запросов детей, молодежи, взрослых. Все это так или иначе скажется на повышении социального престижа культурно-досуговых учреждений. Для достижения этих целей необходимо отказаться от попыток жесткого нормирования удельного веса отдельных "разделов" развития, от усредненности, шаблонности и однообразия культурно-досуговых форм. В основу отбора содержания и форм культурно-досуговой деятельности необходимо положить структуру и характер запросов трудящихся и всего населения. Целесообразно разработать и обеспечить функционирование оперативной системы постоянного включения в практику культурно-досуговой деятельности новых, нетрадиционных и нестандартных форм просвещения, творчества, развлечение людей. Отсутствие сегодня этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения. В условиях рынка исключительно острой является проблема материально-технического снабжения досуговых центров. Государство призвано обеспечить правовые гарантии закрепленного за ними в законе права на первоочередное приобретение необходимого реквизита, дефицитного оборудования, инструментов. Государство обладает исключительными правами в деле охраны национального культурного достояния и целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Только государство вправе регулировать вывоз, ввоз и распределение культурных ценностей. Оно полномочно устанавливать правовой статус национальных культурных центров для расположенных на территории России уникальных учреждений культуры. Государство в своей политике призвано гарантировать общедоступность культурных ценностей и социально-культурной деятельности для всех граждан. В этих целях оно обязано преодолеть или существенно ограничить монополизацию всех сфер социально-культурной деятельности, в первую очередь осуществить демонополизацию каналов тиражирования и распространения духовных ценностей, системы художественного образования, деятельности творческих союзов и т.д. Государство должно быть заинтересовано в создании и развитии многочисленных альтернативных структур культурной жизни — государственных и частных издательств, театров, центров досуга, учебных заведений, научных учреждений и т.д. Демонополизация коснулась в значительной мере и сферы международных культурных связей. Уже сегодня не только традиционные государственные органы, но и большое число коммерческих предприятий, фирм, кооперативов, частных лиц являются постоянными субъектами международного культурного сотрудничества. Формируя общественно-государственную систему руководства и или поздно столкнется с объективной необходимостью увеличить ассигнования на культуру, обеспечить их стабильность за счет отчислений от национального дохода, создать самоуправляемые фонды культуры, другие альтернативные источники ее финансирования. Принципиально новые возможности открывает перспектива осуществления муниципальной политики развития культурно-досуговой сферы в исторически сложившихся и вновь складывающихся социально-экономических регионах. Под регионами в данном случае понимаются не только сугубо традиционные территориальные образования, но и такие единицы, которые, исходя из экономической либо политической целесообразности, образуются или выделяются нетрадиционными способами. Правовой статус таких нетрадиционно образованных регионов зависит от размеров, значения территории и состава населения. В основе муниципальной социально-культурной политике лежит программа социально-культурного развития региона, которая тесно соприкасается с другими комплексными программами: "Досуг", "Культура", "Здоровье", "Спорт" и т.д. Эти программы определяют подход и тактику общественных сил региона в решении проблем культуры и досуга. Социально-культурная среда в региональных программах включает в себя сложно организованную систему видов профессиональной и непрофессиональной деятельности, главная задача которой — обеспечить максимальное удовлетворение возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие этих потребностей и интересов. Муниципальная политика раскрывается в долгосрочных программах социально-культурного развития региона. Среди них выделяются: взаимодействие трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой деятельности в интересах социализации, повышения социальной активности личности; активизация самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона; доступность духовных ценностей и культурной деятельности для каждого гражданина; интеграция содержательного, организационно-методического и материального обеспечения социально-культурной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.014 с.) |