Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация инноваций. Жизненный цикл инноваций.

Поиск

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах, технологических процессах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов.

Классификация инноваций позволяет выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Новизна инноваций, оцениваемая по технологическим параметрам подразделяется на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии), они могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка различают инновации: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожин:

По распространенности:

- единичные,

- диффузные;

По месту в производственном цикле:

- сырьевые,

- обеспечивающие (связывающие),

- продуктовые;

По преемственности:

- замещающие,

- отменяющие,

- возвратные,

- открывающие,

- ретровведения;

По охвату ожидаемой доли рынка:

- локальные,

- системные,

- стратегические;

По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные,

- комбинаторные,

- совершенствующие.

 

№ п\п Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
  Области применения инноваций управленческие организационные социальные промышленные
  Этапы НТП, результатом которых стали инновации: научные технические технологические конструкторские информационные
  Степень интенсивности инноваций равномерная слабая массовая
  Темпы осуществления инноваций быстрые замедленные затухающие нарастающие равномерные скачкообразные
  Масштабы инноваций трансконтинентальные транснациональные региональные крупные средние мелкие
  Результативность инноваций высокая низкая стабильная
  Эффективность инноваций экономическая социальная экологическая интегральная

 

Два последних параметра в наибольшей степени выражают качественные и количественные характеристики инноваций, что позволят ценить их экономические последствия и обосновать то или иное управленческое решение. В 1920 годах российский ученый Кондратьев Николай Дмитриевич (1832-1938), автор теории больших циклов обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет) и большие циклы (48 - 55 лет).

Для обоснования больших циклов Н. Д. Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам - Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. После обработки полученных кривых зависимостей указанных показателей от времени по методам математической статистики обнаружены хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48-55 лет. На подавляющем большинстве кривых эти циклы четко видны безо всякой математической обработки. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (± 3 года).

I повышательная волна с 1785 по 1815

I понижательная волна с 1815 по 1845

II повышательная волна с 1845 по 1875

II понижательная волна с 1875 по 1895

III повышательная волна с 1895 по 1920

III понижательная волна с 1920

Анализ был проведен по данным, охватывающим период 140 лет.

Н.Д. Кондратьев выявил экономические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры – сложившейся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов организаций и другие экономические показатели. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие экономические изменения в жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям:

I конец 18 века - изобретения в текстильной промышленности, сдвиги в производстве чугуна;

II середина 19 века - строительство железных дорог, развитие морского транспорта;

III конец 19 - начало 20 века - изобретения в сфере электроники, массовое внедрение электричества, радио и других новшеств.

Таким образом, инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразие.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно, появляясь группами (кластерами).

В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного и материального производства приобретает все большее значение. Результатом научной деятельности человека являются объекты интеллектуальной деятельности, создаваемые в процессе научной, проектной и производственной деятельности и имеющие правовую защиту на территории РФ.

Объекты научной интеллектуальной деятельности имеют форму законченной объективной информации, представляющей собой новые знания, и являются продуктом, подверженным моральному старению в прямой зависимости от жизненного цикла.

Инновации охватывают весь спектр видов деятельности - от исследования и разработок до маркетинга.

Полный жизненный цикл наукоемкой продукции включает следующие этапы:

1. разработка изделий с реализацией в них новых технических, технологических, наукоемких принципов, не имеющих аналогов по назначению;

2. освоение нового изделия, подключение его к производству (при соответствующем уровне подготовки персонала, оснащенности и выделения для этого значительных средств);

3. производство и реализация изделий на рынке (жизненный цикл товара на рынке).

Период разработки и освоения нового изделия состоит из трех этапов:

1. проведение НИОКР;

2. подготовка производства;

3. освоение производства (изготавливается опытная партия товара).

Этап завершается началом производства и продажи нового изделия на рынке.

Жизненный цикл товара на рынке - это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его ухода с рынка.

Выделяют четыре этапа жизненного цикла товара на рынке:

Первый этап - выведение товара на рынок. В течение этого периода необходимо создать рынок для нового товара.

Второй этап - рост. Если товар выживает на первой стадии он продолжает развиваться: расширение рынка сбыта, конкуренции, относительные прибыли высоки.

Третий этап - зрелость. На данном этапе товар имеет свой рынок и пользуется спросом. Конкуренция достигает своего максимума, как следствие - сокращение прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу продукции.

Четвертый этап - спад. На данном этапе товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям или же потребность, которую он был призван удовлетворять исчезает. Сокращением объемов продаж может стать техническое устаревание товара.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.01 с.)