Продукт интеллектуальной деятельности как товар. Рынок новшеств, чистой конкуренции нововведений, капитала. Государственная поддержка инновационной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукт интеллектуальной деятельности как товар. Рынок новшеств, чистой конкуренции нововведений, капитала. Государственная поддержка инновационной деятельности.



В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного и материального производства приобретает все большее значение. Результатом научной деятельности человека являются объекты— интеллектуальной деятельности, создаваемые в процессе научной, проектной и производственной деятельности и имеющие правовую защиту на территории РФ.

К числу таких объектов относятся:

- изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, охраняемые патентами и свидетельствами, выдаваемые Роспатентом и Госкомиссией;

- программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, охраняемые по желанию правообладателя свидетельствами, выдаваемыми органом, уполномоченным государством;

- объекты авторского права или смежных прав: произведения науки, литературы и искусства; «ноу-хау», подтвержденные документами предприятия;

- конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная к использованию в производстве и реализации товаров и услуг;

- незапатентованные изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы, результаты испытаний и опытов;

- системы организации производства, маркетинга, управления качеством продукции и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложений;

- результаты НИОКР и производственных работ;

- производственный опыт и обучение персонала.

В зависимости от источника поступления объекты интеллектуальной деятельности подразделяются на:

- приобретенные (за плату у других предприятий и лиц),

- безвозмездно полученные,

- собственные (возникшие в процессе производства).

Интеллектуальная деятельность осуществляется на каждом предприятии, и ее результаты занимают особое место в имуществе предприятие

Объекты научной интеллектуальной деятельности имеют форму законченной объективной информации, представляющей собой новые знания, и являются продуктом, подверженным моральному старению в прямой зависимости отжизненного цикла.

В настоящее время имеют значение не только оценка и учет объектов интеллектуальной деятельности, но и актуален вопрос оразработке и внедрении методологии по определению стоимости ее долей. Оценка долей сторон, принимающих участие всоздании объектов интеллектуальной деятельности, характеризует как текущее финансовое состояние предприятия, так и взначительной мере определяет его перспективу, а также уточняет учет и отчетность имущества предприятия.

Основными факторами, влияющими на стоимость объекта интеллектуальной деятельности вцелом и долей участников данного объекта, являются:

- затраты на разработку и регистрацию;

- затраты на организацию использования, включая затраты на маркетинг;

- затраты на страхование рисков;

- время разработки и освоения нового изделия;

- жизненный цикл товара на рынке;

- срок полезного использования;

- инфляционный фактор;

- фактор морального старения.

В условиях рынка экономических отношений купли-продажи, в рамках которого формируются спрос, предложение ицена, основными компонентами инновационной инфраструктуры являются:

1. Рынок новшеств

2. Рынок чистой конкуренции

3. Рынок капитала

 

 


Основным товаром (объектом) является научный, научно-технический результат интеллектуальной деятельности на который распространяются авторские и аналогичные права сформированные в соответствии с международными, корпоративными, федеральными и другими нормативными актами. Рынок новшеств формируют: научные организации; самостоятельные исследовательские отделы, организации; новаторы; ВУЗы.

Для существования чистой (совершенной, свободной) конкуренции на рынке необходимо соблюдение следующих условий:

1. большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него;

2. абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

3. наличие у всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях (покупатели и продавцы имеют исчерпывающее представление о спросе и предложении, а потенциальные конкуренты знают нормы прибыли действующих в отрасли организаций);

4. ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемыми другими участниками.

Именно такие условия будут окружать «продукт интеллектуальной деятельности» по мере его продвижения (распространения) до конечного потребителя. Именно рынок свободной конкуренции ориентирует всю экономику в которой он действует, на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос.

Эффективность НИОКР (рассмотрим ее как пример продукта интеллектуальной деятельности) выявляется на рынке. Для того чтобы она была максимальной необходимо представлять какова ее рыночная потребность - в каком сегменте рынка она буде максимальна, v Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными: размер рынка, допустимая цена, требования к технической эффективности и время.

Научно-технические работники могут стремится к очень высокому уровню параметров нового изделия, что безусловно ведет к техническим идеям, но не всегда соответствует реальным требованиям потребителей. Кроме того, из-за этого может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличится время разработки. Все это ведет к потенциальной прибыльности продукта. А именно величина прибыли является определяющей для организаций, фирм (субъектов инновационной деятельности) в их заинтересованности распространения изобретений, новых методов, услуг и т.д.

Рынок капитала. Для любой организации, предприятия важно развитие, обновление, поиск новых технологий, поставщиков, покупателей, но нередко главной ограничивающей силой любого хозяйствующего субъекта является капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, уставный, венчурный). Многие обстоятельства, связанные с современным состоянием финансирования российской науки, заставляют искать пути преодоления кризиса. Основные пути такого преодоления должны опираться на стратегию развития инновационной деятельности. Именно инновационная деятельность, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями, опирающаяся на малое предпринимательство в науке и научном обслуживании, сможет обеспечить возврат средств из материального производства в научно-техническую сферу. Задачи в области инновационной деятельности могут быть различными для различных научно-исследовательских организаций и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческому использованию. Вместе с тем эти вопросы актуальны даже в научно-исследовательских институтах теоретического профиля, поскольку экономические трудности заставляют их сотрудников вести исследования, все в большей степени связанные с коммерческим использованием, или искать источники дополнительного финансирования, что неизбежно вызывает интерес к вопросам инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в научно-технической сфере в России переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Страна встала на путь рыночных реформ, а научно-техническая сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях: в охране и передаче интеллектуальной собственности существуют проблемы правового и организационного порядка. Большие надежды в решении этих проблем возлагаются на разработку государственной инновационной политики, концепция которой уже одобрена постановлением Правительства №832 от 24 июля 1998 года. Подготовлен проект федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» (июнь 1998 года). Предусматриваются закрепления в законодательном порядке следующие формы инвестиционной политики:

1. На безвозвратной основе из средств бюджета могут финансироваться только: фундаментальные научные исследования, объекты федерального значения, объекты связанные с поддержанием национальной безопасности.

2. На возвратной форме могут осуществляться все остальные виды инвестиций (при покупке ценных бумаг или выдачи государственных гарантий). Намечены шаги по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий (Указ Президента РФ от 22 июля 1998 года №863). В самом общем виде инвестиции в инновации представляют собой долгосрочные вложения в различные сферы экономики для получения прибыли после ее реализации.

Важно, что при разработке такой стратегии и выработке прогнозов развития, создании моделей инновационного развития ведущая роль принадлежит государству. Эта точка зрения опирается на мировой опыт развития научно-технической политики в развитых странах, и в первую очередь в США. США занимают ведущее положение в мире по мощи научно-технического потенциала. В 1997 году совокупные затраты на научно-исследовательские работы в США составили более 190 млрд. долларов, превысив расходы на эти цели Японии, Великобритании, Франции и ФРГ вместе взятых. В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также эксперимент (опытно-конструкторские разработки). В конце 80-х начале 90-х через Конгресс прошла серия крупных законодательных актов и поправок к ним. Эти акты отразили радикальное изменение государственной научно-технической политики США, и что самое главное, роль и место государства в ее осуществлении. Эти действия свидетельствовали об отказе государственного аппарата от догмата, что только рыночный механизм является важнейшим инструментом стимулирования науки и техники.

Принятые Конгрессом США в 80-х годах документы (15 USC зес.68, (638) отражали новую доктрину, в соответствии с которой государство должно отныне, наравне с частным капиталом, стать важным источником финансирования не только фундаментальных исследований, но также и прикладных, главным гарантом создания новой техники и технологий в наиболее конкурентных сферах экономики. В целом, блок принятых законов расширил государственный рынок в области науки и техники, предложил новые формы организации совместных исследований университетов и малого бизнеса, позволил широко финансировать научно-исследовательские работы в гражданском секторе, создал мощные стимулы для производства новых высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров.

Состоявшаяся 3-5 ноября 1998 года ежегодная национальная конференция программ SBIR и STTR (г. Бостон) позволила наиболее полно представить основные современные положения этих программ и роль государства в их поддержке.

Программа SBIR (1-я программа поддержки малого бизнеса)

Программа призвана обеспечить начальным капиталом и помочь американскому малому бизнесу участвовать в осуществляемых американскими федеральными агентствами научных и опытно-конструкторских работах. Принятое последующее законодательство расширило и усилило программу SBIR, придав более существенное значение развитию коммерческих применений новшеств, созданных при использовании финансирования по программе SBIR, улучшению занятости и увеличению конкурентоспособности американских высокотехнологичных товаров на мировом рынке. Организационная структура программы отражает понимание того факта, что инновационный процесс и продвижение нового продукта на рынок носит высокорисковый характер. В этом смысле государство выступает в финансировании программ как венчурный капиталист, а программа разделена на три фазы:

Фаза 1 отражает возможность технологического решения и установления превосходства предложенного процесса (инновации) для решения заранее объявленных потребностей федерального агентства. Длительность этой фазы не превышает 6 месяцев, а финансирование не превосходит 100,000 долларов США;

Фаза 2 отражает основные научно-технические усилия в данной программе. Выполнение работ основывается на результатах работ Фазы 1, возможностях предприятия малого бизнеса и его коммерческом потенциале. Работы Фазы 2 должны привести к созданию прототипа изделия, продукта, технологии, и еще в большей степени, чем в Фазе 1, показать преимущества инновации. Длительность этой фазы не превышает 2-3 -х лет, а финансирование 750, 000 долларов США;

Фаза 3 - это процесс разработки продукта в целях его коммерциализации. При этом должны использоваться иные финансовые источники, нежели финансирование по программе SBIR. Важное значение придается средствам частного сектора, федеральное агентство также может финансировать Фазу 3, если разрабатываемый продукт, технология используется агентством для собственных нужд. В 1998 году на цели программы SBIR было потрачено 1,1 миллиарда долларов США. Основной вклад в финансирование программы вносят Департамент Обороны (50 %), Службы охраны здоровья (20 %), Национальное Космическое Агентство (13 %), Департамент энергии (8%) и Национальный научный фонд(5%). В соответствии с законом общую координацию работ по программе SBIR осуществляет американская Администрация Малого Бизнеса (SBА). Вместе с тем каждое участвующее агентствонезависимо несет ответственность за все аспекты управления программой SBIR данного агентства от выпуска объявления о новом цикле программы, до предоставления отчетных документов.

 

 

Программа STTR

STTR - это новая пилотная программа поддержки малого бизнеса. Ее начало относится к 1992 году. Центральным пунктом программы является расширение финансовых возможностей поддержки инновационного процесса, рождаемого в стенах мощных исследовательских неприбыльных организаций. Цель, которую преследовал Конгресс США, выдвигая такую программу, состояла в создании более благоприятных условий для неприбыльных организаций (в первую очередь университетов) в продвижении разработанных ими высокотехнологичных продуктов на рынок, с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса. В отличие от программы SBIR, программа STTR предоставляет финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с неприбыльными исследовательскими организациями (такими как университеты). При этом предполагается, что вклад в исследовательскую работу в научно-исследовательской организации составляет не менее 30%, а вклад малого предприятия должен быть не менее 40%. Организация и предприятие должны заключить между собой соглашение о том, как создаваемая совместно интеллектуальная собственность будет распределена между ними. Так же как и программа SBIR, программа STTR предполагает наличие трех фаз ее выполнения и финансирования.

Фаза 1 - начальная стадия (start up-face), предназначена для проведения анализа технической и коммерческой осуществимости проекта. Финансирование - до 100,000 долларов США. Длительность Фазы 1 не превышает одного года.

Фаза 2 предполагает дальнейшее развитие результатов Фазы 1 с целью более полного определения коммерческого потенциала разработки. Финансирование - до 500,000 долларов США рассчитано на срок не более 2-х лет. В работах по Фазе 2 могут участвовать только коллективы, успешно выполнившие Фазу 1 и прошедшие конкурсный отбор.

Фаза 3 - это период, когда новшество переходит из лабораторий на рынок. В этот период не предполагается финансовой поддержки со стороны программы STTR. Малый бизнес обязан найти финансирование в частном секторе или из других источников. Безусловно, программа STTR, как это и соответствует пилотным программам, пока очень небольшая. Ее объем составил в 1998 году 65 миллионов долларов США. Однако, по мнению специалистов этой программе предназначено большое будущее. При финансовой поддержке государства, программа STTR реально соединяет высокий научно-технологический уровень достижений университетов США с деловым прагматизмом и коммерческим потенциалом малого бизнеса.

Чтобы придти к такому положению вещей США потребовалось более 30 лет. РФ прошла менее половины пути за 10 лет рыночных отношений, но уже также приняты законопроекты о поддержке малого предпринимательства, инвестиционной политики, а значит, инновационная деятельность не останется без государственной поддержки.


2. Организационные структуры в инновационных процессах

2.1. Организационные структуры инновационного менеджмента

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация - организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати, в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

Секторы науки (деятельности)

 

 

 

 

 

 

Сектор Содержание
Государственный ♦ Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
♦ Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.
Предпринимательский ♦ Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.  
♦ Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.  
Высшее образование ♦ Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.  
♦ Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.  
♦ Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).  
Частный бесприбыльный (некоммерческий) ♦ Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.  
♦ Частные индивидуальные организации.  

 

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар. Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства - рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Надо отметить, что малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь, венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе - высокую гибкость, динамизм, мобильность. Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объёме собственных средств реализовать эти идеи.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х годах.

Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним - до 99, крупным - от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных шин компании "Гудьир" организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% - это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, то есть практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество сотрудников небольшое.

Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из консалтинговой фирмы.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

♦ новой идеи-инновации (идеи нового товара, технологии, новой модели мотивации персонала, комплексной системы в трудовых отношениях и др.);

♦ общественной потребности (надо знать, сможет ли рынок «съесть то», что мы произведём);

♦ готовность предпринимателем организовать новое дело;

♦ капитала для финансирования;

♦ возможностей реализации (сможем ли мы произвести «товар» в нужных рынку объёмах).

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах - путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;

2. предоставление средств на длительный срок;

3. активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

1. собственно рисковый бизнес;

2. внутренние рисковые проекты крупных корпораций;

3. комбинация рисковых проектов со стабильным бизнесом.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

первый вид - независимые малые инновационные фирмы;

второй вид - предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Рисковый бизнес могут реализовывать:

· малые инновационные формы;

· редоставляющие им капитал финансовые учреждения (например, банки);

· конгломераты;

· холдинг-компании;

· концерны;

· консорциумы;

· конгломератные объединения и др.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.

Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний

Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.

В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего-это наличие развитого рынка ценных бумаг и всё возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причём такое проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи.

Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:

1. каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;

2. каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Эксплеренты - фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.

На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.

Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.

Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является инновационная направленность.

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).

Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.

Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

При ориентации не узкий сегмент рынка - это будут фирмы-патиенты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.069 с.)