Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы выбора инновационной стратегии.

Поиск

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная: характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная: направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение «затраты – результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная: используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад производства.

Полный жизненный цикл отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на протяжении жизни одного поколения техники друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.

Многочисленными исследованиями доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг, равный определенному средневероятному промежутку времени. Этот лаг располагается между моментом появления технического решения (либо между моментом оформления, регистрации технической идеи, проекта и т.д., например, получением патента на изобретение) и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов (информации).

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов, в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа. Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на подотраслевом уровне.

2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне.

3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов - аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов - аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).

5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков.

Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая), цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.

Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты - позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли. В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях ("звезды"), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях ("дойные коровы"), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях ("собаки") выбирают стратегию отсечения лишнего. Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Принимая ту или иную стратегию, менеджер инновационного предприятия должен учитывать следующие факторы:

1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых

решений?

2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые.

3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.

4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае {«сверху вниз») стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

При разработке "снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.

 

 

3.2. Эффективность инновационных проектов

На прединвестиционной стадии разработки инновационного проекта практически завершенными являются НИОКР нововведений, полностью снимается неопределенность относительно технических параметров проекта. В этих условиях наиболее значимыми для оценки эффективности проекта при решении вопроса о его дальнейшей реализации являются его экономические (коммерческие) показатели. На прединвестиционной стадии инновационные проекты могут оцениваться с помощью показателей, характеризующих эффективность инвестиций. Оценка эффективности проекта производится на следующих этапах:

при оценке проекта в целом, где оценивается экономическая эффективность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникновения (собственные или заемные, внутренние или внешние средства);

при оценке эффективности использования собственного капитала для финансирования

проекта.

Очевидно, что проект эффективный в целом, но финансируемый за счет "дорогостоящих" кредитов, не может быть привлекательным для инициатора или потенциального инвестора. Именно этим объясняется наличие двух точек оценки эффективности проекта на прединвестиционной стадии. На рис. 1 более обстоятельно по этапам инновационного процесса (жизненного цикла инноваций) приводятся инвестиции, которые необходимы для выполнения инновационного проекта. Показано, какой вид инвестиций может быть оптимален в зависимости от этапа выполнения проекта (бюджетное финансирование, рисковые инвестиции, коммерческие). На этой модели показан момент возврата инвестиций, получения прибыли, спада продаж, и т.д.

 

 

Рассмотрим теперь более подробно показатели оценки эффективности проекта, которые могут использоваться для принятия решений о целесообразности его дальнейшей реализации. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих оптимальную норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-м шаге (3t) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Ш (t) и отток Oi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Oi(t):

(1) Фi(Х)= Пi (t)- Oi(t), где i= 1,2,3.

Потоком реальных денег является разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

(2) D(t)=[ П1(t)- О1 (t)]+[ П2(t)- О2(t)]= Фi(t)+ Ф'(t);

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Bt) для t-ro шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта:

(3) Bt = Dt - Pt;

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инновационного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого принимается, учитывая такие факторы, как продолжительность создания, эксплуатация и ликвидация проекта, средневзвешенный нормативный срок службы основного технологического оборудования, требования инвестора. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены.

Под базисными ценами понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода. Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится, как правило, на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей. Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в рублях и устойчивой валюте.

При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (8), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования, определяемый для постоянной нормы дисконта 5 как

(4) К = l\(l+t)-t, где t-номер шага расчета (t=0,l,2...T),

Т - горизонт расчета, равный времени реализации проекта.

Также предполагается расчет таких важных оценочных показателей проекта, как дисконтированная величина чистых доходов, внутренняя норма прибыльности, рентабельность инвестиции, период окупаемости произведенных вложений, что позволяет оценить потенциальную привлекательность проекта для инвестора.

Чистый дисконтный доход определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами (доходов над расходами).

Срок окупаемости - минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект (совокупные затраты) становится и в дальнейшем остается не отрицательным. Иными словами, это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарной прибылью от его осуществления.

Оценка финансовой состоятельности проекта предусматривает разработку оптимальной схемы финансирования проекта, исходя из потребности в денежных ресурсах и возможных источников ее покрытия (собственных или заемных средств). Для этого оценивается эффективность привлечения средств учредителей, эмиссии ценных бумаг, составляется оптимальный график погашения кредита, рассчитывается максимально возможная ставка кредита, которая может быть погашена на протяжении заданного периода эксплуатации проекта, проводится анализ показателей ликвидности, рентабельности и оборачиваемости активов.

Анализируется риск проекта. Такой анализ позволяет оценить чувствительность экономических показателей проекта к изменениям внешней среды под воздействием факторов инфляции, неопределенности, риска, характерных для российской экономики, приводятся практические рекомендации по ослаблению их влияния. Определяются границы экономических условий, в пределах которых проект остается эффективным, производится параметрический сценарий, вероятностный анализ его развития. Лицу, принимающему решение о реализации проекта, позволяющая это решение принять уверенно. В табл.1 просматриваются вычисленные потоки чистых платежей, т.е. разница между выручкой и суммой инвестиционных издержек, функционально-административных издержек, потоки чистых дисконтированных платежей и коэффициенты эффективности проекта. Данные коэффициенты являются общими как для отечественной, так и для зарубежной практики.

Интегральные показатели:

чистый дисконтный доход (NPV) вычисляется как сумма дисконтированных потоков чистых платежей на всем расчетном промежутке:

Т

(5) NPV=∑ [l/l+δ]t-lCt, где δ-норма дисконта, Ct-поток чистых платежей.

t-1

 

Экономический смысл дисконты в сравнении денежных сумм во времени - норма упущенной прибили за этот период. Коэффициент дисконтирования может быть изменен в зависимости от пожеланий инвестора, чтобы обеспечить компенсацию риска потерь. Высокий коэффициент дисконтирования уменьшает прогнозируемый приток начальных средств быстрее, чем меньший коэффициент. Если предполагается, что инновационный проект менее рискованный, чем традиционная сфера деятельности фирмы, тогда коэффициент δ и выбирается более низкий, чем обычно. Если NPV>0, рентабельность инвестиций превышает минимальный коэффициент дисконтирования; если NPV<0, рентабельность проекта ниже минимальной нормы, и от проекта следует отказаться.

 

Потоки чистых платежей и расчет коэффициентов эффективности проекта

Статьи T1 …… tt .…
А. Приток средств Выручка Кредиты (займы, ссуды)          
В. Отток средств: · Инвестиции в основной и оборотный капитал (инвестиционные издержки) · Выплата займов (основная часть долга, ссудный процент) · Функционально-административные издержки (без амортизации) · Платежи в бюджет          
С. Поток чистых платежей          
D. Текущая стоимость при заданной норме дисконтирования δ (NPV)          
Е. Внутренняя норма прибыли (IRR)          
F. Простая норма прибыли (R)          
G. Период полной окупаемости (Р)          
Н. Коэффициент финансовой автономности проекта (КФА)          
I. Коэффициент текущей ликвидности (КЛ)          

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.01 с.)