Контроль функционирования технологического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль функционирования технологического процесса.



Контроль за деятельностью технологической цепочки в целом состоит из следующих этапов:

• контроль взаимодействия контрагентов (выясняется насколько эффективно действуют ТЦ как структурные подразделения ФПГ, а также вся группа в целом);

• анализ взаимодействия;

• выявление узкого места в ТЦ.

Во время функционирования ТЦ может происходить снижение эффективности ее функционирования. Оно может быть вызвано как деятельностью одного или нескольких предприятий - участников цепочки, так и внешним по отношению к ТЦ воздействиями.

Узкое место ТЦ возникает по двум причинам:

1. конкретное предприятие-участник получило либо несопоставимо с другими высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило интегральную эффективность ТЦ;

2. конкретное предприятие-участник представило неверные данные, в результате при проектировании были определены неверные контрольные цифры, как следствие появилась нестыковка по объемам продукции (полуфабриката в рамках ТЦ).

Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм:

а) провести процедуру выявления узкого места ТЦ;

б) если узкое место не выявлено, делается вывод, что снижение эффективности функционирования ТЦ произошло под воздействием причин, не зависящих от действий самой ТЦ.

Контроль деятельности предприятия, являющегося узким местом в ТЦ, проводится по результатам анализа ряда финансовых коэффициентов:

• рентабельности (прибыльности) затрат (переменных, постоянных, общих);

• рентабельности продаж;

• рентабельности основной деятельности;

• прибыльности всей деятельности;

• точки безубыточности;

• финансовой устойчивости;

• доли собственных источников финансирования текущих активов.

 

Мотивы и надежды группирующихся предприятий.

При получении официального статуса ФПГ сильные предприятия хотели, во-первых, обеспечить акционерный контроль над предприятиями и банками, с которыми уже налажены эффективные хозяйственные связи, целесообразные и в перспективе; во-вторых, повысить имидж объединения в глазах инвесторов и зарубежных партнеров; в-третьих, развить контакты с федеральными и региональными органами власти.

С объединением в ФПГ они связывали надежды на кооперирование в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии издержек; на повышение согласованности действий при производственной кооперации; на расширение круга инвесторов и укрепление отношений с банками; на оптимизацию материально-финансовых потоков; на уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров по группе, использования ими товарных кредитов, на улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; на облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

Каковы же реальные мотивы для предприятий входить в официальные ФПГ?

• создание ФПГ можно рассматривать как попытку российских экономических агентов за счет объединения усилий преодолеть или, по крайней мере, смягчить объективные трудности мобилизации ресурсов, в особенности инвестиционных, в условиях кризиса российской экономики;

• данная попытка является рациональной, поскольку используемая "мягкая" договорная форма ФПГ соответствует господствующей российско-советской деловой культуре руководителей предприятий, их стремлению обеспечить максимальную самостоятельность, боязни контроля со стороны собственника или кредитора. Вхождение в ФПГ, по крайней мере на начальном этапе, практически ничем не угрожает действующим менеджерам, в отличие от вхождения в холдинг или согласия на внешнее управление;

• создание ФПГ в ее нынешних формах по сути есть лишь официальное и публичное оформление факта относительно тесного и устойчивого сотрудничества между ее учредителями -промышленными предприятиями и финансовыми структурами - или заявки на такое сотрудничество. Но в данном случае, как и во многих других, формальная регистрация отношений - не бессмысленный акт: она является стимулом к их рационализации, укреплению и длительному сохранению. Для банков и иных финансовых структур вхождение в ФПГ является заявкой на постоянный мониторинг финансового состояния и инвестиционных проектов своих промышленных партнеров, на контроль за их денежными потоками. Для промышленных предприятий - заявкой на приоритетное кредитование, расчетное, консультационное и иное обслуживание со стороны "своих" банков;

• для лидирующего участника ФПГ (безразлично - банка, промышленного предприятия или иного экономического агента) создание группы в ряде случаев является юридическим оформлением своей "зоны влияния" в какой-либо сфере или отрасли экономики. Для всех остальных ее членов - признанием своей «вассальности» по отношению к лидеру. Не случайно имеются примеры, когда создание некоторой многоотраслевой ФПГ выступает стимулом к официальному разделу сфер влияния в данной отрасли и образованию в ней еще нескольких групп;

• многие российские ФПГ являются промежуточным этапом при формировании более жестких структур финансово-промышленной кооперации и интеграции, в частности, холдинговых;

• часто создание ФПГ фактически представляет собой заявку на государственную поддержку. Несмотря на то, что она для ФПГ минимальна, такая заявка, по логике руководителей предприятий, имеет смысл. Во-первых, льгот нет, но их постоянно ожидают, поскольку на словах в поддержку ФПГ выступают все государственные органы и все политические силы вне зависимости от их ориентации. Во-вторых, создание ФПГ есть способ сделать более заметными для федеральных органов входящие в нее предприятия и их проблемы и тем самым повысить шансы на льготы индивидуальные;

• образование ФПГ может для промышленных предприятий быть одним из способов выстраивания их отношений с региональными органами власти. Возможности здесь самые разнообразные - межрегиональный или, напротив, подчеркнуто региональный состав участников, приглашение к сотрудничеству столичного банка или отказ от него, ориентация центральной компании на сотрудничество с федеральными властями или подчеркнутая лояльность субъекту федерации и т.д.

 

Задачи ФПГ.

По мнению ряда специалистов ФПГ обеспечивает решение следующих задач: концентрация банковского капитала и расширение инвестиционной базы на рыночных приоритетных направлениях развития промышленности; структурную перестройку всей системы банков с ориентацией на реальную экономику; выживание в конкурентной борьбе и создание условий для устойчивого развития банков и предприятий; возможность реализации интеграционных задач в рамках СНГ на рыночных условиях; повышение управляемости экономики, создание новых рабочих мест; усиление позиций национального капитала на внешнем и на внутреннем рынках; ускорение модернизации промышленности. Можно отметить следующее - мировое экономическое развитие свидетельствует о переходе к олигополистической конкуренции. Во всех мировых экономических центрах развитие диктуется ограниченным количеством ФПГ и ТНК. Так в США на их долю приходится до 60 % ТНП, в Японии до 45%. Крупные корпорации обеспечивают технический прогресс, экономический рост, социальную защищённость граждан. Именно транснациональные ФПГ в кратчайшие сроки построили Евросоюз, дали мощный толчок развитию новых индустриальных стран. Их значение в развитии глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет.

Экономика России будучи включённой в мировую находится в прямой зависимости от её системного устройства и поэтому путь к повышению устойчивости экономики в целом и усилению ее безопасности лежит через стимулирование и создание локомотивов роста, интегрированных во внутреннюю экономическую систему и адекватных мировой. ФПГ, основанные на критериях технологической и финансовой целесообразности, составляют каркас эффективных экономик индустриальных стран.

 

Слабости ФПГ.

Оценки потенциальных возможностей ФПГ при их создании оказались явно завышенными. Воплотиться в жизнь им мешают как неблагоприятные внешние условия для развития групп, так и многочисленные внутренние трудности. На практике отечественные ФПГ демонстрируют разную эффективность. Одни успешно приспособились к новым экономическим условиям (скажем, "ЛУКОЙЛ") и завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства. Причины значительных расхождений в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные структуры денежных потоках. И все же можно выделить "болевые точки", от умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.

1. «Хлипкость» банка. Крепость всей групповой конструкции во многом зависит от силы банка, который зачастую является системообразующим. Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие или очень маленькие банки.

2. «Замусоренный» состав ФПГ. Российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что было доступно. В хаосе приватизации лидерам предпринимательства некогда было задумываться о том, для чего они приобретают тот или иной промышленный актив. Не было времени и на создание серьезных управленческих технологий. Сегодня, когда активы уже собраны, встали вопросы: что надо сделать, чтобы они приносили прибыль - каждый в отдельности и все вместе как Составляющие одной корпорации; стоит ли иметь внутри группы слишком разные направления? Ведь смысл холдинговой компании, т.е. соединения различных бизнесов, заключается в том, чтобы между ними возникла синергия (усиление взаимного действия).

3. Чрезмерная ориентация на государственную поддержку, обещанную законом. В законе перечислены такие меры государственной поддержки ФПГ: зачет задолженности участника, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями этих конкурсов инвестиций для покупателя - центральной компании этой ФПГ; предоставление участникам права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений, которые должны направляться на деятельность ФПГ; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ и государственные гарантии для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ.

Однако наряду с этими преимуществами официальная регистрация налагала ряд серьезных ограничений в отношении типов компаний, которые могли вступать в финансово-промышленные группы. В частности, не имели права вступать в ФПГ компании, в которых доля государства, благотворительных или социальных фондов составляла более 25% капитала. Это же требование действовало и в отношении холдинговых компаний и объединений, у которых материальные фонды составляли менее 50% капитала, что было направлено против образования чисто торговых ФПГ. Кроме того, предприятиям — участникам ФПГ было запрещено владеть акциями друг друга; доля финансовых и инвестиционных учреждений в составе ФПГ в акционерном капитале других предприятий-участников не могла превышать 10% их капитала, и доля любого предприятия — участника ФПГ не могла превышать 10% активов финансового учреждения в составе той же группы.

В целом все эти ограничения были направлены против вступления в финансово-промышленные группы крупных государственных предприятий, против усложнения отношений собственности путем приобретения предприятиями акций друг друга; они также должны были препятствовать превращению ФПГ в мощные монополии местного или общенационального масштаба.

Несмотря на введенные ограничения, сразу после издания президентского указа в 1993 г. группы компаний начали регистрироваться в качестве ФПГ. Первая финансово-промышленная группа была зарегистрирована в декабре 1993 г., и с тех пор количество официально зарегистрированных ФПГ неуклонно растет.

Но на все заявленные меры господдержки в казне денег нет. В качестве "спасательного круга" предлагается тщательно отбирать ФПГ, которым следует помогать. Кто и как это станет делать? Если чиновники - по своему усмотрению, без четких критериев, это будет питать коррупцию. Чтобы не допустить этого, необходимо поднять уровень экспертизы организационных проектов групп, анализировать реальную интеграцию в рамках ФПГ банковского и промышленного капиталов (в виде банковских вложений в соответствующие проекты развития производства) и взаимное участие в капитале, обращать внимание на то, чтобы центральная компания играла весомую, не "бумажную" роль, а деятельность ФПГ отвечала бы приоритетам промышленной политики.

Выделены две приоритетные сферы - авиационный и автомобильный комплексы, которые, судя по принятым документам, правительство решило поддержать.

 

Перспективы ФПГ.

По какому пути пойдут российские ФПГ в ближайшие годы? Аналитики называют два возможных варианта, считая наиболее вероятным промежуточный из них:

• либо это будут действительно эффективные объединения различных типов хозяйственных единиц, которые, во-первых, созданы добровольно или на основе слияний и поглощений; во-вторых, основаны на действительно эффективном управлении своей собственностью (пакетами акций); в-третьих, ориентированы на сокращение издержек и увеличение дохода на основе собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка;

• либо будут сформированы несколько десятков гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого, что будет означать реанимацию в новых условиях централизованного управления экономикой. Отраслевая интеграция уже демонстрирует монопольное поведение или устремление ее участников. Несмотря на попытки правительства учесть антимонопольное законодательство, многие финансово-промышленные группы усиливают монопольный характер экономики.

В качестве возможных позитивных последствий становления российских ФПГ обычно фигурируют: увеличение притока финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции, углубление кооперации между предприятиями группы, улучшение взаиморасчетов между ними и т.д.

 

Антимонопольная политика.

Одна из опасностей, связанных с ростом финансово-промышленных групп, состоит в том, что в них могут объединиться потенциальные конкуренты, которые попытаются создать монополии местного или общенационального масштаба. Поэтому все основные законы, регулирующие формирование ФПГ, содержат однозначный запрет на монополизацию экономической деятельности со стороны участников финансово-промышленных групп; заявки на создание ФПГ подлежат утверждению Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). Очевидно, в ответ на озабоченность но поводу возможности возникновения монополий. Программа содействия формированию финансово-промышленных групп предусматривает создание не менее трех конкурирующих ФПГ на рынке каждого вида продукции.

Однако, по имеющимся данным, на федеральном уровне деятельность ГКАП по искоренению монополизма отличается крайне низкой эффективностью, хотя региональные антимонопольные комитеты проявляют большую активность в борьбе против недобросовестного использования компаниями своего доминирующего положения на рынке.

Статистика отрасли

В мае 1999 года в России официальный статус ФПГ имели 84 группы, объединяющие на добровольной основе более 1500 промышленных предприятий, коммерческих банков и других организаций. Финансово-промышленные группы, организованны чаще всего крупнейшими московскими банками, среди них есть и около десятка структур, не зарегистрированных официально, но строящих свою работу по тем же принципам что и ФПГ.

 

НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Финансово-промышленная группа Числен­ность работаю­щих Крупнейший банк Отрасль промышленности
"Морские технологии"   Инкомбанк Оборонная
"Приморье"   Промстройбанк, Агропромбанк Гидротехника
"Эксохим"   "Менатеп" Химическая
"Газопровод-Носта"   "Инкомбанк Газопроводы для Газпрома
"Российские авиалинии"   Промстройбанк Авиация
Консорциум "Русхим"   "Российский кредит" Химическая, нефтехимическая
Объединенная угольно-металлургическая компания   Банк кооперации и приватизации Черная металлургия
"Магнитогорская сталь"   Промстройбанк, Агропромбанк Металлургия
"Интеррос"   Международная финансовая компания, Онексимбанк Химическая, металлургия

 

 

Совершенно очевидно при этом, что, несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде всего монопольное поведение предприятий на формирующихся рынках.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.032 с.)