Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметы, задачи, методы ПВШ.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предметы, задачи, методы ПВШ.
Предмет ПВШ: индивидуальные и социально-психологические явления, порожденные условиями вузов. ПВШ изучает: место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта их проявления, развития и функционирования в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов. Задачи ПВШ: 1) участие в разработке «моделей» современных специалистов с высшим образованием; 2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса; 3) изучение психологии студентами, качество его влияния на деятельность студентов; 4) Выявление закономерностей формирования личности и профессиональных качеств будущих специалистов; 5) Разработка проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза; 6) Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его мастерства и творчества; 7) Исследование проблем профориентации и профотбора в высшем учебном заведении. Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике. Принципы системно-деятельного подхода: · детерминизм; · активность; · сименность; · единство сознания и деятельности; · развитие Психика человека – это высший продукт развития материи, функции мозга, заключающийся в омрачении объективной деятельности. Психические процессы – это субъективные образы обыденной реальности. Личность и деятельность человека находится в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности. Методы формирования психической деятельности: · наблюдение; · беседа; · опрос; · эксперимент; · анализ документационной деятельности; · тестирование; · метод экспертной оценки
Классификация технологий обучения. Авт. А.Я. Савелье. Модульное построение содержания дисциплин. Модуль – логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождающаяся контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служат: рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит: как от особенностей самого предмета, так и от желанной частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупнее или важнее модуль, тем больше число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производят 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу. Принципы системности модуля: · системность содержания; · чередование познавательной и учебно-профессиональной деятельности; · системность контроля. Виды рейтингового контроля при модульном обучении: · контрольные задания для модулей построены на содержательной основе; · контрольные задания для модулей построены на деятельной основе. Оценка уровня сформированности знаний: · критический; · достаточный; · оптимальный. Преимущества рейтинговой оценки: · текущий контроль является средством обучения и обратной связи; · реализует мотивацию и воспитательную функцию; · содержательная и конструктивная валидность.
Современные технологии обучения в ВШ. Основные современные технологии обучения в ВШ: · активное обучение; · проблемное обучение; · эвристическая техника обучения; · технологии знаково-контекстного обучения; · технология развивающего обучения; · информационные технологии обучения; · технологии дистанционного обучения. Суть активного обучения: · принудительная активизация мышления; · длительное время вовлечения, обучаемых в учебный процесс; · самостоятельная творческая выработка решений повышения степени мотивации и эмоционального обучения; · постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Виды методов активного обучения: · ролевые игры (разыгрывание ролей); · метод игрового производственного проектирования; · анализ конкретных ситуаций; · деловая игра. Не относится к методам активного обучения: видео метод Признаки имитационного игрового метода активного обучения: · наличие проблемной задачи; · распределение ролей; · взаимодействие участников. Метод игрового проектирования. Признаки игрового проектирования: · наличие исследовательской задачи; · разделение на группы; · разработка вариантов решения поставленной задачи; · представление варианта решения задачи (проблемы с последующим анализом участниками занятия). Признаки анализа конкретной ситуации (метода игрового проектирования): · наличие конкретной ситуации; · разработка группой решения ситуации; · публичная защита разработанных вариантов; · подведение итогов и оценки результатов. Виды ситуаций (метода игрового проектирования): · проблема; · оценка; · иллюстрация; · упреждения. Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалистов. Принципы деловой игры: · принцип имитационного моделирования ситуации; · принцип проблемности содержания игры и ее развертывание; · принцип ролевого взаимодействия в современной деятельности; · принцип диалогического общения; · принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Эвристическая технология обучения. Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интендификация процесса генерирования идей и последовательное повышение их правдоподобности. Под эвристикой понимается: специальные методы решения задач; организацию процесса. Учебная эвристическая деятельность: · понимать пути и методы продуктивной учебно-позновательной деятельности; · систематизировать учебную информацию; · адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты; · панировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность; · формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений. Учебная задача. Учебная задача – определенная сформулированная информационная система, в которой есть информационное несогласование между ее частями, что выражает потребность в ее преобразовании и согласовании. Компоненты учебной задачи: · форма; · структура; · содержание. Проблемное обучение. Формы проблемного обучения: · проблемное изложение; · частично поисковая деятельность; · самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемное изложение: изложение учебного материала в монологическом режиме лекций, либо диалогическом решении семинара. Частично – поисковая деятельность: при выполнении эксперимента на лабораторной работе. Технология знаково-контекстного обучения. Технология знаково-контекстного обучения: Технология профессионального обучения (Вербицкий). В процессе подготовки специалиста существует: · явное противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессионала; · между абстрактным предметом учебной деятельности и реальным предметом; · между системным использованием знаний в процессе деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам кафедры. Формы деятельности студентов в контекстном обучении: · академического типа; · квазипрофессиональная; · учебно-профессиональная Методика преподавания психологии в ПВШ. Основными формами аудиторных занятий являются: · лекции; · семинары; · практические занятия; · лабораторные; · консультации; · самостоятельная работа студентов. Лекции. Цели лекций: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Функции лекции: · информационная; · стимулирующая; · воспитывающая; · развивающая; · ориентирующая; · разъясняющая; · убеждающая. Виды лекций: · по общим чертам; · по научному уровню; · по динамическим задачам; · по способу изучения материала. Виды лекций по общим целям: · учебные; · агитационные; · воспитывающие; · просветительные; · развивающие. Виды лекций по научному уровню: · академические; · популярные. Виды лекций по динамическим задачам: · вводные; · текущие; · заключительно-обобщающие; · установочные; · обзорные; · консультации; · визуализации. Виды лекций по способу изучения материала: · бинарные или лекции дискуссии; · проблемные; · лекции конференции. Недостатки лекций: · лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, мнений, тормозит самостоятельность мышления; · лекции отбивают вкус к самостоятельным занятиям; · лекции нужны если нет учебников или их мало; · одни студенты успевают осмыслить, другие – только записать. Нетрадиционные формы проведения лекций: · проблемная лекция; · визуализация; · с заранее запланированными ошибками; · вдвоем; · пресс-конференция; · беседа; · дискуссия. Практические занятия. Структура практических занятий: · выступление преподавателей; · ответы на вопросы студентов по неясному; · практическая часть как плановая; · заключительное слово преподавателя; · важнейшей стороной практических знятий – упражнение; · основное внимание уделяется формированию контрольных умений, навыков. Лабораторные работы. Лабораторные работы: · интегрируют теорико-методологические занятия и практические умения и навыки студентов в едином процессе длительности учебно-исследовательского характера; · в лабораторных работах осуществляется интеграция теорико-методологических занятий с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов. Самастоятельная работа: планируемая. Планируемая самостоятельная работа: работа студентов выполняемая по заданию и при методологическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Уровни самостоятельности в работе студентов: · тренировочный; · реконструктивный; · творческий. Основные формы контроля знаний в высшей школе: · колоктвиум (вопрос-ответ); · зачет; · экзамен. Основные квалификационный работы в высшей школе: · контрольная работа; · курсовая работа; · дипломная работа. Виды проверки знаний в высшей школе: · устные; · письменные; · индивидуальные; · фронтальные. Основные принципы оценки знаний: · объективность; · валидность; · деференцированность; · системотичность. Основные функции проверки и оценки знаний: · ориентирующая; · стимулирующая; · контролирующая. К практическим методам обучения относятся: · решение практических задач; · упражнения; · дискуссии; · деловые игры. Методы обучения по источнику получения знаний и умений включают в себя: · наглядные; · практические; · словесные. К словесным методам получения знаний и умений относятся: Ø конспектирование; Ø цитирование; Ø аннотирование. К наглядным методам получения знаний и умений относятся: Ø предметная наглядность; Ø изобразительная наглядность; Ø символическая наглядность.
Юность. Юность: от 17 до 23. Юность: завершающая стадия ступени персоанализации. Главные новообразования юношеского возраста (Слободчиков): · саморефлексия; · осознание собственной индивидуальности; · готовность к самоопределению; · установка на сознательное построение собственной жизни; · постепенное врастание в различные сферы жизни. Юность характеризуется: · повышенной эмоциональной возбудимостью; · становлением устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Кризис идентичности. Неудачи в определенной идентичности ведут: · уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; · размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы; · страх взросления, перемен; · размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы; · формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания. Этапы развития идентичности по Дж. Марсия: · неопределенная, размытая; · досрочная, преждевременная; · этап марофия; · достигнутая зрелая идентичность. Факторы успешности: · те с которыми он пришел в вуз; · те, которые появились в процессе обучения. Качество личности необходимые для обучения в вузе: · высокий уровень общего интеллектуального развития, восприятия представлений; · возможность компенсации за счет повышенной мотивации или работоспособности. Гуманитарные дисциплины. Студент должен обладать: · ярко выраженным вербальным интеллектом; · характерной широтой познавательных интересов, эрудированности; · хорошо владеть языком, иметь богатый запас слов, уметь правильно его использовать; · точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Естественнонаучные дисциплины: · высокоразвитое логическое и абстрактное мышление; · способности к абстрагированию; · интервертипрованность.
Социальная адаптация студентов в вузе. Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям. Трудности студентов первокурсников с адаптацией в вузе: · неопределенная мотивация выбора профессии; · проблемы с саморегулированием и самоконтролем; · отсутствие навыков самостоятельной работы. Стороны социальной адаптации студентов: · профессиональная; · социально-психологическая. Автор этапов адаптации студентов в вузах: Симаева. Этапы адаптации студентов в вузе: · физиологическая (2 нед.); · психологическая (до 2 мес.); · социально-психологическая (до 3х лет). Предметы, задачи, методы ПВШ.
Предмет ПВШ: индивидуальные и социально-психологические явления, порожденные условиями вузов. ПВШ изучает: место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта их проявления, развития и функционирования в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов. Задачи ПВШ: 1) участие в разработке «моделей» современных специалистов с высшим образованием; 2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса; 3) изучение психологии студентами, качество его влияния на деятельность студентов; 4) Выявление закономерностей формирования личности и профессиональных качеств будущих специалистов; 5) Разработка проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза; 6) Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его мастерства и творчества; 7) Исследование проблем профориентации и профотбора в высшем учебном заведении. Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике. Принципы системно-деятельного подхода: · детерминизм; · активность; · сименность; · единство сознания и деятельности; · развитие Психика человека – это высший продукт развития материи, функции мозга, заключающийся в омрачении объективной деятельности. Психические процессы – это субъективные образы обыденной реальности. Личность и деятельность человека находится в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности. Методы формирования психической деятельности: · наблюдение; · беседа; · опрос; · эксперимент; · анализ документационной деятельности; · тестирование; · метод экспертной оценки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.01 с.) |