Предметы, задачи, методы ПВШ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы, задачи, методы ПВШ.



Предметы, задачи, методы ПВШ.

 

Предмет ПВШ: индивидуальные и социально-психологические явления, порожденные условиями вузов.

ПВШ изучает: место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта их проявления, развития и функционирования в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.

Задачи ПВШ:

1) участие в разработке «моделей» современных специалистов с высшим образованием;

2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса;

3) изучение психологии студентами, качество его влияния на деятельность студентов;

4) Выявление закономерностей формирования личности и профессиональных качеств будущих специалистов;

5) Разработка проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;

6) Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его мастерства и творчества;

7) Исследование проблем профориентации и профотбора в высшем учебном заведении.

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике.

Принципы системно-деятельного подхода:

· детерминизм;

· активность;

· сименность;

· единство сознания и деятельности;

· развитие

Психика человека – это высший продукт развития материи, функции мозга, заключающийся в омрачении объективной деятельности.

Психические процессы – это субъективные образы обыденной реальности.

Личность и деятельность человека находится в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности.

Методы формирования психической деятельности:

· наблюдение;

· беседа;

· опрос;

· эксперимент;

· анализ документационной деятельности;

· тестирование;

· метод экспертной оценки

 

 

Классификация технологий обучения. Авт. А.Я. Савелье.

Модульное построение содержания дисциплин.

Модуль – логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождающаяся контролем знаний и умений студентов.

Основой для формирования модулей служат: рабочая программа дисциплины.

Число модулей зависит: как от особенностей самого предмета, так и от желанной частоты контроля обучения.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупнее или важнее модуль, тем больше число баллов ему отводится.

Контроль по модулям обычно производят 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Принципы системности модуля:

· системность содержания;

· чередование познавательной и учебно-профессиональной деятельности;

· системность контроля.

Виды рейтингового контроля при модульном обучении:

· контрольные задания для модулей построены на содержательной основе;

· контрольные задания для модулей построены на деятельной основе.

Оценка уровня сформированности знаний:

· критический;

· достаточный;

· оптимальный.

Преимущества рейтинговой оценки:

· текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

· реализует мотивацию и воспитательную функцию;

· содержательная и конструктивная валидность.

 

Современные технологии обучения в ВШ.

Основные современные технологии обучения в ВШ:

· активное обучение;

· проблемное обучение;

· эвристическая техника обучения;

· технологии знаково-контекстного обучения;

· технология развивающего обучения;

· информационные технологии обучения;

· технологии дистанционного обучения.

Суть активного обучения:

· принудительная активизация мышления;

· длительное время вовлечения, обучаемых в учебный процесс;

· самостоятельная творческая выработка решений повышения степени мотивации и эмоционального обучения;

· постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Виды методов активного обучения:

· ролевые игры (разыгрывание ролей);

· метод игрового производственного проектирования;

· анализ конкретных ситуаций;

· деловая игра.

Не относится к методам активного обучения: видео метод

Признаки имитационного игрового метода активного обучения:

· наличие проблемной задачи;

· распределение ролей;

· взаимодействие участников.

Метод игрового проектирования.

Признаки игрового проектирования:

· наличие исследовательской задачи;

· разделение на группы;

· разработка вариантов решения поставленной задачи;

· представление варианта решения задачи (проблемы с последующим анализом участниками занятия).

Признаки анализа конкретной ситуации (метода игрового проектирования):

· наличие конкретной ситуации;

· разработка группой решения ситуации;

· публичная защита разработанных вариантов;

· подведение итогов и оценки результатов.

Виды ситуаций (метода игрового проектирования):

· проблема;

· оценка;

· иллюстрация;

· упреждения.

Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалистов.

Принципы деловой игры:

· принцип имитационного моделирования ситуации;

· принцип проблемности содержания игры и ее развертывание;

· принцип ролевого взаимодействия в современной деятельности;

· принцип диалогического общения;

· принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Эвристическая технология обучения.

Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интендификация процесса генерирования идей и последовательное повышение их правдоподобности.

Под эвристикой понимается: специальные методы решения задач; организацию процесса.

Учебная эвристическая деятельность:

· понимать пути и методы продуктивной учебно-позновательной деятельности;

· систематизировать учебную информацию;

· адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;

· панировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность;

· формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений.

Учебная задача.

Учебная задача – определенная сформулированная информационная система, в которой есть информационное несогласование между ее частями, что выражает потребность в ее преобразовании и согласовании.

Компоненты учебной задачи:

· форма;

· структура;

· содержание.

Проблемное обучение.

Формы проблемного обучения:

· проблемное изложение;

· частично поисковая деятельность;

· самостоятельная исследовательская деятельность.

Проблемное изложение: изложение учебного материала в монологическом режиме лекций, либо диалогическом решении семинара.

Частично – поисковая деятельность: при выполнении эксперимента на лабораторной работе.

Технология знаково-контекстного обучения.

Технология знаково-контекстного обучения: Технология профессионального обучения (Вербицкий).

В процессе подготовки специалиста существует:

· явное противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессионала;

· между абстрактным предметом учебной деятельности и реальным предметом;

· между системным использованием знаний в процессе деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам кафедры.

Формы деятельности студентов в контекстном обучении:

· академического типа;

· квазипрофессиональная;

· учебно-профессиональная

Методика преподавания психологии в ПВШ.

Основными формами аудиторных занятий являются:

· лекции;

· семинары;

· практические занятия;

· лабораторные;

· консультации;

· самостоятельная работа студентов.

Лекции.

Цели лекций: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Функции лекции:

· информационная;

· стимулирующая;

· воспитывающая;

· развивающая;

· ориентирующая;

· разъясняющая;

· убеждающая.

Виды лекций:

· по общим чертам;

· по научному уровню;

· по динамическим задачам;

· по способу изучения материала.

Виды лекций по общим целям:

· учебные;

· агитационные;

· воспитывающие;

· просветительные;

· развивающие.

Виды лекций по научному уровню:

· академические;

· популярные.

Виды лекций по динамическим задачам:

· вводные;

· текущие;

· заключительно-обобщающие;

· установочные;

· обзорные;

· консультации;

· визуализации.

Виды лекций по способу изучения материала:

· бинарные или лекции дискуссии;

· проблемные;

· лекции конференции.

Недостатки лекций:

· лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, мнений, тормозит самостоятельность мышления;

· лекции отбивают вкус к самостоятельным занятиям;

· лекции нужны если нет учебников или их мало;

· одни студенты успевают осмыслить, другие – только записать.

Нетрадиционные формы проведения лекций:

· проблемная лекция;

· визуализация;

· с заранее запланированными ошибками;

· вдвоем;

· пресс-конференция;

· беседа;

· дискуссия.

Практические занятия.

Структура практических занятий:

· выступление преподавателей;

· ответы на вопросы студентов по неясному;

· практическая часть как плановая;

· заключительное слово преподавателя;

· важнейшей стороной практических знятий – упражнение;

· основное внимание уделяется формированию контрольных умений, навыков.

Лабораторные работы.

Лабораторные работы:

· интегрируют теорико-методологические занятия и практические умения и навыки студентов в едином процессе длительности учебно-исследовательского характера;

· в лабораторных работах осуществляется интеграция теорико-методологических занятий с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов.

Самастоятельная работа: планируемая.

Планируемая самостоятельная работа: работа студентов выполняемая по заданию и при методологическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Уровни самостоятельности в работе студентов:

· тренировочный;

· реконструктивный;

· творческий.

Основные формы контроля знаний в высшей школе:

· колоктвиум (вопрос-ответ);

· зачет;

· экзамен.

Основные квалификационный работы в высшей школе:

· контрольная работа;

· курсовая работа;

· дипломная работа.

Виды проверки знаний в высшей школе:

· устные;

· письменные;

· индивидуальные;

· фронтальные.

Основные принципы оценки знаний:

· объективность;

· валидность;

· деференцированность;

· системотичность.

Основные функции проверки и оценки знаний:

· ориентирующая;

· стимулирующая;

· контролирующая.

К практическим методам обучения относятся:

· решение практических задач;

· упражнения;

· дискуссии;

· деловые игры.

Методы обучения по источнику получения знаний и умений включают в себя:

· наглядные;

· практические;

· словесные.

К словесным методам получения знаний и умений относятся:

Ø конспектирование;

Ø цитирование;

Ø аннотирование.

К наглядным методам получения знаний и умений относятся:

Ø предметная наглядность;

Ø изобразительная наглядность;

Ø символическая наглядность.

 

Юность.

Юность: от 17 до 23.

Юность: завершающая стадия ступени персоанализации.

Главные новообразования юношеского возраста (Слободчиков):

· саморефлексия;

· осознание собственной индивидуальности;

· готовность к самоопределению;

· установка на сознательное построение собственной жизни;

· постепенное врастание в различные сферы жизни.

Юность характеризуется:

· повышенной эмоциональной возбудимостью;

· становлением устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Кризис идентичности.

Неудачи в определенной идентичности ведут:

· уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

· размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы;

· страх взросления, перемен;

· размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы;

· формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Этапы развития идентичности по Дж. Марсия:

· неопределенная, размытая;

· досрочная, преждевременная;

· этап марофия;

· достигнутая зрелая идентичность.

Факторы успешности:

· те с которыми он пришел в вуз;

· те, которые появились в процессе обучения.

Качество личности необходимые для обучения в вузе:

· высокий уровень общего интеллектуального развития, восприятия представлений;

· возможность компенсации за счет повышенной мотивации или работоспособности.

Гуманитарные дисциплины.

Студент должен обладать:

· ярко выраженным вербальным интеллектом;

· характерной широтой познавательных интересов, эрудированности;

· хорошо владеть языком, иметь богатый запас слов, уметь правильно его использовать;

· точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Естественнонаучные дисциплины:

· высокоразвитое логическое и абстрактное мышление;

· способности к абстрагированию;

· интервертипрованность.

 

Социальная адаптация студентов в вузе.

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям.

Трудности студентов первокурсников с адаптацией в вузе:

· неопределенная мотивация выбора профессии;

· проблемы с саморегулированием и самоконтролем;

· отсутствие навыков самостоятельной работы.

Стороны социальной адаптации студентов:

· профессиональная;

· социально-психологическая.

Автор этапов адаптации студентов в вузах: Симаева.

Этапы адаптации студентов в вузе:

· физиологическая (2 нед.);

· психологическая (до 2 мес.);

· социально-психологическая (до 3х лет).

Предметы, задачи, методы ПВШ.

 

Предмет ПВШ: индивидуальные и социально-психологические явления, порожденные условиями вузов.

ПВШ изучает: место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта их проявления, развития и функционирования в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.

Задачи ПВШ:

1) участие в разработке «моделей» современных специалистов с высшим образованием;

2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса;

3) изучение психологии студентами, качество его влияния на деятельность студентов;

4) Выявление закономерностей формирования личности и профессиональных качеств будущих специалистов;

5) Разработка проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;

6) Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его мастерства и творчества;

7) Исследование проблем профориентации и профотбора в высшем учебном заведении.

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике.

Принципы системно-деятельного подхода:

· детерминизм;

· активность;

· сименность;

· единство сознания и деятельности;

· развитие

Психика человека – это высший продукт развития материи, функции мозга, заключающийся в омрачении объективной деятельности.

Психические процессы – это субъективные образы обыденной реальности.

Личность и деятельность человека находится в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности.

Методы формирования психической деятельности:

· наблюдение;

· беседа;

· опрос;

· эксперимент;

· анализ документационной деятельности;

· тестирование;

· метод экспертной оценки

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.116 с.)