Теория решения изобретатательских задач (ТРИЗ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория решения изобретатательских задач (ТРИЗ).



ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Авторы занимавшиеся разработкой проблем развивающего обучения (ТРИЗ):

ü Эльконин;

ü Силепка;

ü Давыдов;

ü Альтмулер.

Основная суть ТРИЗ: выявление и использование знаков, закономерностей и тенденции развития технических систем.

Постулаты ТРИЗ:

· техника развивается по определенным законам; д

· ля решения изобретательских задач необходимо выявить и разделить противоречия;

· изобретательские проблемы можно классифицировать и решать соответствующим методом.

Основные функции ТРИЗ:

· решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;

· прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективы решения;

· развитие качеств творческой личности;

· процесс поисковой изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения;

· основное понятие теории – противоречие.

2 пути разрешения противоречий ТРИЗ:

· компромисс, примирение противоположных требований;

· выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ): пошаговая программа по выявлению и разрешению противоречий.

Технология саморазвивающего обучения:

Автор технологии саморазвивающего обучения: Селевко.

Суть технологии саморазвивающего обучения: обучение + саморазвитие.

Признаки технологии саморазвивающего обучения:

· самоутверждение;

· самовыражение;

· защищенности;

· самоактуализации.

Цели технологии саморазвивающего обучения:

· формирование человека самосовершенствования;

· формирование СУМ (самоуправление механизмов личности);

· воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности;

· формировние индивидуального стиля учебной деятельности.

 

Методика преподавания психологии в ПВШ.

Основными формами аудиторных занятий являются:

· лекции;

· семинары;

· практические занятия;

· лабораторные;

· консультации;

· самостоятельная работа студентов.

Лекции.

Цели лекций: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Функции лекции:

· информационная;

· стимулирующая;

· воспитывающая;

· развивающая;

· ориентирующая;

· разъясняющая;

· убеждающая.

Виды лекций:

· по общим чертам;

· по научному уровню;

· по динамическим задачам;

· по способу изучения материала.

Виды лекций по общим целям:

· учебные;

· агитационные;

· воспитывающие;

· просветительные;

· развивающие.

Виды лекций по научному уровню:

· академические;

· популярные.

Виды лекций по динамическим задачам:

· вводные;

· текущие;

· заключительно-обобщающие;

· установочные;

· обзорные;

· консультации;

· визуализации.

Виды лекций по способу изучения материала:

· бинарные или лекции дискуссии;

· проблемные;

· лекции конференции.

Недостатки лекций:

· лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, мнений, тормозит самостоятельность мышления;

· лекции отбивают вкус к самостоятельным занятиям;

· лекции нужны если нет учебников или их мало;

· одни студенты успевают осмыслить, другие – только записать.

Нетрадиционные формы проведения лекций:

· проблемная лекция;

· визуализация;

· с заранее запланированными ошибками;

· вдвоем;

· пресс-конференция;

· беседа;

· дискуссия.

Семинары и практические занятия высшей школы.

Виды семинаров:

· просеминар;

· собственно-семинар

Просеминар: ознакамливает студентов со спецификой самостоятельной работы, литературный метод работы над ним.

Собственно – семинар:

· развернутая беседа по заранее известному плану;

· небольшие доклады студентов.

Виды учебных семинаров:

· междисциплинарный;

· проблемный;

· тематический;

· ориентационный;

· системный;

· спецсеминары;

· спецпрактикумы.

Критерии оценки семинарского занятия:

· целенаправленность;

· планированность;

· организация семинара;

· стиль проведения;

· отношение «преподаватель-студенты»;

· управление группой.

Практические занятия.

Структура практических занятий:

· выступление преподавателей;

· ответы на вопросы студентов по неясному;

· практическая часть как плановая;

· заключительное слово преподавателя;

· важнейшей стороной практических знятий – упражнение;

· основное внимание уделяется формированию контрольных умений, навыков.

Лабораторные работы.

Лабораторные работы:

· интегрируют теорико-методологические занятия и практические умения и навыки студентов в едином процессе длительности учебно-исследовательского характера;

· в лабораторных работах осуществляется интеграция теорико-методологических занятий с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов.

Самастоятельная работа: планируемая.

Планируемая самостоятельная работа: работа студентов выполняемая по заданию и при методологическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Уровни самостоятельности в работе студентов:

· тренировочный;

· реконструктивный;

· творческий.

Основные формы контроля знаний в высшей школе:

· колоктвиум (вопрос-ответ);

· зачет;

· экзамен.

Основные квалификационный работы в высшей школе:

· контрольная работа;

· курсовая работа;

· дипломная работа.

Виды проверки знаний в высшей школе:

· устные;

· письменные;

· индивидуальные;

· фронтальные.

Основные принципы оценки знаний:

· объективность;

· валидность;

· деференцированность;

· системотичность.

Основные функции проверки и оценки знаний:

· ориентирующая;

· стимулирующая;

· контролирующая.

К практическим методам обучения относятся:

· решение практических задач;

· упражнения;

· дискуссии;

· деловые игры.

Методы обучения по источнику получения знаний и умений включают в себя:

· наглядные;

· практические;

· словесные.

К словесным методам получения знаний и умений относятся:

Ø конспектирование;

Ø цитирование;

Ø аннотирование.

К наглядным методам получения знаний и умений относятся:

Ø предметная наглядность;

Ø изобразительная наглядность;

Ø символическая наглядность.

 

Психология особого студенческого возраста.

Студент – усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. (Автор Зимняя).

Характеристики студенческого возраста, отличающее его от других групп населения:

· высокая образовательная деятельность;

· высокая познавательная мотивация;

· наивысшая социальная активность;

· достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

Психологические закономерности развития личности студента.

Ведущий вид деятельности студента: учебно-профессиональный

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

· психологической;

· социальной;

· биологической.

Юность.

Юность: от 17 до 23.

Юность: завершающая стадия ступени персоанализации.

Главные новообразования юношеского возраста (Слободчиков):

· саморефлексия;

· осознание собственной индивидуальности;

· готовность к самоопределению;

· установка на сознательное построение собственной жизни;

· постепенное врастание в различные сферы жизни.

Юность характеризуется:

· повышенной эмоциональной возбудимостью;

· становлением устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Кризис идентичности.

Неудачи в определенной идентичности ведут:

· уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

· размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы;

· страх взросления, перемен;

· размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы;

· формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Этапы развития идентичности по Дж. Марсия:

· неопределенная, размытая;

· досрочная, преждевременная;

· этап марофия;

· достигнутая зрелая идентичность.

Факторы успешности:

· те с которыми он пришел в вуз;

· те, которые появились в процессе обучения.

Качество личности необходимые для обучения в вузе:

· высокий уровень общего интеллектуального развития, восприятия представлений;

· возможность компенсации за счет повышенной мотивации или работоспособности.

Гуманитарные дисциплины.

Студент должен обладать:

· ярко выраженным вербальным интеллектом;

· характерной широтой познавательных интересов, эрудированности;

· хорошо владеть языком, иметь богатый запас слов, уметь правильно его использовать;

· точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Естественнонаучные дисциплины:

· высокоразвитое логическое и абстрактное мышление;

· способности к абстрагированию;

· интервертипрованность.

 

Социальная адаптация студентов в вузе.

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям.

Трудности студентов первокурсников с адаптацией в вузе:

· неопределенная мотивация выбора профессии;

· проблемы с саморегулированием и самоконтролем;

· отсутствие навыков самостоятельной работы.

Стороны социальной адаптации студентов:

· профессиональная;

· социально-психологическая.

Автор этапов адаптации студентов в вузах: Симаева.

Этапы адаптации студентов в вузе:

· физиологическая (2 нед.);

· психологическая (до 2 мес.);

· социально-психологическая (до 3х лет).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.027 с.)