Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи психокоррекционной работы

Поиск

Психокоррекционные мероприятия направлены на ис­правление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.

Биологическая модель объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.

Медицинская модель - выносит проблемы, трудности отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модели подчеркивает значения сбо­ев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вслед­ствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.

Педагогическая модель усматривает причины отклоне­ний в явлениях социальной и педагогической запущеннос­ти ребенка.

Деятельностная модель ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, ти­пичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и опреде­ляется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. На этом осно­вании выделяют три основных направления и области по­становки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3.Формирование возрастно-психологических новообра­зований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних струк­тур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его но­вым формам поведения.

Выбор методов и техник коррекционной работы, опре­деление критериев оценки ее успешности, в конечном счете, будут определяться ее целями.

При конкретизации целей коррекции необходимо руко­водствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в пози­тивной форме. Определение целей кор­рекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего воз­можности личностного развития и проявления инициати­вы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции пред­ставляет собой описание поведения деятельности, личност­ных особенностей, которые должны быть устранены, опи­сание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятель­ности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитив­ная форма определения целей коррекции содержательно за­дает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможнос­тями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоен­ных на коррекционных занятиях способов действий в реаль­ную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели лично­стного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного вре­менного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

 

Компоненты профессиональной готовности психолога к

Коррекционному воздействию.

Основные компоненты профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию:

1. Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

2. Практический компонент: владение конкретными ме­тодами и методиками коррекции.

3. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь фундаментальную базовую подготовку в области психологии и специальную подготов­ку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; зна­ние периодизации психического развития; знание пробле­мы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о со­циально-психологических особенностях группы; знание ус­ловий, обеспечивающих личностный рост и творческое раз­витие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм — приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже про­никнуть в предмет, получить исчерпывающие знания тео­рии и практики, но в то же время накладывает определен­ные ограничения, связанные как раз с возможностями од­ного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на началь­ных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стерж­невых, базовых представлений.

Общий континуальный подход это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной, области, а затем, приобретя профессиональный фун­дамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал мо­жет использовать концептуальные представления одних те­орий, а техники и практические подходы — других.

Практический компонент подготовки заключается в ов­ладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и про­фессиональной деформации личности.

К последней можно отнести «синдром сгорания». «Синд­ром сгорания» встречается у специалистов разного профи­ля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоцио­нальным, когнитивным и физическим истощением, выз­ванным профессиональной пе­регрузкой. К появлению такого синдрома предрасполагают: неразрешенные конфликты собственной личности; низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности кол­лег; индивидуальная и групповая работа с немотивирован­ными и мало мотивированными клиентами; низкая результативность работы; запрет на инновации и творческое само­выражение, носящий чаще всего административный характер; стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содер­жат декларируемых методов; отсутствие возможностей обу­чаться и совершенствоваться; отсутствие возможности и же­лания обобщать и передавать свой опыт.

Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой про­фессиональный результат и в делегировании части ответ­ственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе/и в жизни. Большое значе­ние имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоуничижения и бичевания, так как профессиональные спады— это есте­ственные этапы профессионального развития настоящего специалиста.

Остановимся более подробно на личностной готовности к коррекционной работе.

Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причи­ны и особенности собственной аффективности.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.

Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного об­щения. Если психолога в детстве строго наказывали или на­казывали физически, и он пережил травму личного униже­ния, то коррекционное требование — не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и кото­рый находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требо­вание необязательным: меня били в детстве, а я вырос дос­тойным человеком. В результате между психологом и клиен­том возникает эмоциональный резонанс.

Эмоциональные аналогичные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуаци­ях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу. Особенности личностных проблем, эмоционально-воле­вого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание, ре­бенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрос­лого. Личностные проблемы взрослого увеличивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Негативные словесные посылки воспринимаются ребенком, запоминаются и воспроизводятся им в настоящем и в будущем.

Проработанность личностных проблем позволяет психологу выбрать адекватную позицию по отношению к клиенту. Личностная готовность осуществлять коррекцию пред­полагает наличие у психолога потребности идти не от себя, а от клиента и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели лич­ности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения клиента с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае психолог займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же бу­дут зависеть от особенности его личности. В процессе есте­ственного общения должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. психолог должен про­являть гибкость, непредвзято относиться к реакциям клиента в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить ра­боту над собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.01 с.)