Южно-российский гуманитарный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Южно-российский гуманитарный институт



ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет Практической психологии

Новохатько Е.Н.

Практическая психология

Учебно-методическое пособие

Ростов-на-Дону

Новохатько Елена Николаевна

Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология» для студентов очно-заочного отделения факультета Практической психологии Южно-Российского гуманитарного института.

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией ЮРГИ.

 

ã Южно-Российский

гуманитарный институт

________________________________________________________

Собственность Южно-Российского гуманитарного института.

Перепечатке не подлежит.

Содержание:

Программа ………………………………………………………….…………..4

Тема 1.Теоретические вопросы практической психологии………………….4

 

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность…………………4

 

Тема 3. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога………………………………………………………………………..5

 

Тема 4. Теоретические принципы психологического консультирования…..6

 

Тема 5. Основы психотерапии………………………………………………....7

 

Тезисы. Понятия. Конспективное изложение курса ……………………...9

 

Тема 1.Теоретические вопросы практической психологии………………….9

 

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность…………….….15

 

Тема 3. Психологическая коррекция как сфера деятельности

практического психолога……...…………………………………………..….37

 

Тема 4. Теоретические принципы психологического

консультирования……………………………………………………………..57

 

Тема 5. Основы психотерапии……………………………………….…….....64

 

Программа

Тема 1.Теоретические вопросы практической психологии.

 

Предмет и задачи практической психологии. Характеристика практической психологии на современном этапе развития. Содержание основных направлений практической психологии. Специфика психологической информации: способы получения, формы осуществления. Использование психологических знаний в решении практических задач.

Понятие профессиональной деятельности психолога. Модель профессиональной деятельности практического психолога. Проблема соотношения профессиональных знаний и умений психолога и его личности как средства психологического воздействия на клиента. Личностные характеристики эффективных практических психологов. Типичные трудности начинающих психологов и пути их профилактики. Проблема профессионального «сгорания». Профессиональная ответственность. Критерии эффективности деятельности.

Психологическая помощь. Основные понятия. Виды психологического воздействия. Специфическое содержание и методическое обеспечение следующих видов психологической помощи: диагностико-коррекционная, психопрофилактическая, консультативная, психотерапевтическая.

 

Литература

Обязательная

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,2000.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М., 2002.

4. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск,2000.

Дополнительная

5. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.

6. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1998.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. М..,1993.

8. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.,1991.

 

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность.

Общее представление о психодиагностике. Значение термина «психологическая диагностика». Место психодиагностики в системе психологического знания. Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика.

Из истории психодиагностики. Истории применения тестов. Из истории проективных методик. Из истории контент-анализа.

Области применения психодиагностики и ее основные задачи. Ситуации, связанные с применением психодиагностики. Типология психодиагностических задач.

Структура психодиагностического процесса. Понятие о психодиагностическом процессе. Объект психодиагностики, его структура и состояние. Психодиагностические средства. Психологический диагноз.

Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Основные принципы психодиагностики. Профессиональные требования к психодиагносту. Морально-этические нормы при проведении обследования,

Методы психодиагностики, их классификация. Общее представление о методах практической психодиагностики. Основания и критерии классификации психодиагностических методов.

Характеристика стандартизированных мвтодов психодиагностики. Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки. Психологическое тестирование. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Опрос (анкетирование, интервью). Эксперимент. Малоформализованные методы психодиагностики.

 

Литература

Обязательная

1. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

2. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва - Ростов-на-Дону, 1996.

Дополнительная

3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев,1989.

4.АнастазиА. Психологическое тестирование: В 2т. М.,1982.

5. Психодиагностика: теория и практика/Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1986.

6. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий М'., 1995.

7. Детский практический психолог в системе народного образования /Под ред. И.В.Дуб-

ровиной, A.M.Прихожан. М., 1990.

8. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика - М.,1984.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию

субъективности: Учебное пособие для вузов. М., 1995.

 

Тема 3. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога.

Понятие психологической коррекции. Виды психологической коррекции6по харктеру направленности, по содержанию, По формам работы, по наличию программ, по характеру управления коррегирующими воздействиями, по продолжительности, по масштабу решаемых задач. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. Принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху вниз», коррекции «снизу вверх», системности развития психической деятельности, деятельностный принцип коррекции. Основные компоненты профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию: теоретический компонент, практический компонент и личностная готовность. Модели коррекции: общая, типовая, индивидуальная. Виды коррекционных программ. Стандартизированная и свободная программы. Четыре блока психокоррекционного комплекса: диагностический, установочный, коррекционный и блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Факторы, определяющие эффективность коррекционных мероприятий.

 

Литература

Обязательная

9. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,2000.

10.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1988.

11.Осипова А.А. Общая психокоррекция.М., 2000.

12.Психокоррекция. Теория и практика/Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добридея, О.Н. Усановой. М., 1995.

Дополнительная

13.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.

14.Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1998.

15.Рудестам К. Групповая психотерапия. М..,1993.

16.Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.,1991.

 

 

Тема 4. Теоретические принципы психологического

Консультирования.

Определение психологического консультирования. Предмет, цели и задачи психологического консультирования. Современные представления о целях психологического консультирования: психоаналитическое направление, адлерианское, бихевиоральное, рационально-эмотивная терапия, клиент-центрированная терапия, экзистенциальное направление. Специфические особенности психологического консультирования как одного из видов психологической помощи. Психологическое консультирование и психотерапия: общее и различия. Различные модели психологического консультирования: медицинская, педагогическая, диагностическая, социальная, психологическая. Теории личности и практика консультирования. Функции теории: обобщение накопленной информации, делает более понятными сложные явления, прогнозирует последствия различных обстоятельств, способствует поиску новых явлений. Теоретические принципы современных психологических направлений: психоаналитическое направление, адлерианское, бихевиоральное, рационально-эмотивная терапия, клиент-центрированная терапия. Методы психологического консультирования. Интервью как основной метод. Содержание основных этапов интервью.

Литература

Обязательная

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,1997. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1988.

2. Кочюнас Р Основы психологического консультирования. М.,1999.

3. Мей Р. Искусство психологического консультирования.

Дополнительная

4. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1998.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. М..,1993.

6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.,1991.

 

Тема 5. Основы психотерапии.

 

Психотерапия как профессия практического психолога. Психотерапия и психокоррекция. Основные подходы к психотерапевтической практике: описание личности, механизмы ее развития, патогенез невроза, механизмы терапии и оценка ее эффективности. Характеристики актуальных направлений психотерапии. Директивная, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на клиента терапия. Симптоматическая и патогенетическая психотерапия.

Общие стратегии психотерапевтического консультирования: этапы психотерапевтического процесса, полная схема интервью, используемая для сбора информации о клиенте, типичные формы жалоб, типичные вопросы клиента для «проверки доверия», исследование проблемы как выражение, принятие и осознание клиентом неосознаваемых эмоций. Психотерапевтические приемы для выражения эмоций, работа над поставленными целями, выбор стратегии терапевтической работы, оценка результата психотерапии в качественных и количественных показателях, методические средства для оценки эффективности психотерапии. Вербальные и невербальные средства психотерапии. Типы психотерапевтических «неправильностей»: генерализация, опущение и искажение. Основные параметры невербального поведения участников процесса. Групповая психотерапия. Методические средства групповой работы.

Этические принципы психотерапевта: ответственность, конфиденциальность, принятие клиента.

 

Литература

Обязательная

1. Атватер И. Я Вас слушаю… М.,1998.

2. Бурлачук Л.Ф., Грабарская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. К.,1999.

17.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск,2000.

18.Общая психодиагностика:Основы психодиагностики,немедицинской психотерапии и психологического консультирования. М.,1987.

19.Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1989.

Дополнительная

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,1984.

7. Гроф С. За пределами мозга:Рождение.Смерть и Трансценденция в психологии.М.,1992.

8. Орлов А. Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 55-58.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека. М., 1994.

10. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М., К.,1997.

11. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993

 

Описанные качества профессиональной деятельности практического психолога свидетельствуют об отличных позициях квалифицированного и неквалифицированного психолога: позиция первого основана на профессиональной рефлексии, позиция второго – на его Я – концепции.

 

Требования к личности психолога

 

Речь идет о «подвижной» модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить.

Основные требования:

АУТЕНТИЧНОСТЬ. Выделяют 3 основные признака аутентичного существования:

- полное осознание настоящего момента;

- выбор способа жизни в настоящий момент;

- принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность – прежде всего искренность по отношению к клиенту. Аутентичный человек является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

ОТКРЫТОСТЬ СОБСТВЕННОМУ ОПЫТУ. Открытость следует понимать как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант принимает любые свои чувства, в том числе и отрицательные. Только в этом случае можно успешно контролировать свое поведение, т.к. вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Осознавая свои эмоциональные реакции, мы можем сами выбирать способ поведения в ситуации, не позволяя неосознаваемым чувствам нарушать регуляцию нашего поведения.

РАЗВИТИЕ САМОПОЗНАНИЯ. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность удовлетворения в процессе работы своих неосознанных потребностей.

СИЛА ЛИЧНОСТИ И ИДЕНТИЧНОСТЬ. И в профессиональной работе, и в личной жизни консультант не должен быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволяет ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, т.к. мы никогда заранее не знаем с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентом.

ПРИНЯТИЕ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования – соглашаться с доводами клиента или вступать в конструктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику.

О ГЛУБИНЕ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Консультант обязан оценивать других людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.

ПОСТАНОВКА РЕАЛИСТИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. В консультировании мы выполняем свою работу «хорошо», но не идеально. Правильная оценка своих возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

ЭМПАТИЯ. Является непременным условием консультирования и психотерапии. Проявление эмпатии означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, способен «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, что позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно идентифицирует чувства – злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

Эмпатия помогает также разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Очень важно, войдя в мир другого человека, остаться автономным, сохранить самость. Поэтому сопереживания клиенту не должно быть тотальным, а только частичным и временным.

Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она является и аффективным и когнитивным навыком, многоступенчатым процессом. Во-первых, эмпатическое познание осуществляется эмоционально, через сопереживание клиенту, Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором психолог анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента. В-третьих, важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту разными способами: молчанием, отражением чувств, интерпретацией, точной метафорой и т.д.

Обобщая требования к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный психолог – прежде всего зрелый человек. К. Шнайдер выделяет следующие важные постулаты квалифицированного консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта: он успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость: консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим, искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. Невозможно быть зрелым всегда и везде.

 

И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуации, связанные с применением психодиагностики

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

1. Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; профессиональная психологическая консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).

2. Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).

3. Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.

4. Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.

Кроме вышеперечисленных имеется четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

1. Не психологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет не психолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации.

2. Психологомдля постановки психологического диагноза при ответственности не психолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости - диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель).

3. Психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации).

4. Не психологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

Психологический диагноз

Психологический диагноз представляет собой результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. Как результат деятельности практического психолога он представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Психологический диагноз носит комплексный и системный характер и содержит:

на симптоматическом уровне - описание структуры выявленных свойств (в виде профиля, в частности);

на этиологическом уровне - возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида;

на типологическом - осуществляется переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных, и осуществление прогноза будущего поведения обследуемого лица или возможных событий в его жизни, а также разработка программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо)

Предметом психодиагностического заключения являются: психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная

область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно - психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми.

Данные требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся:

1. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный "принципу презумпции невиновности" в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Психолог, пользователь психодиагностических средств, должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

в) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

г) результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

е) если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

ж) основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются.

Психолог обязан сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов обо всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных принципов психодиагностики.

Проективные методики

Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственно наблюдению или опросу.

Проекция - особый феномен психической жизни, который выражаете приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определен степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенно незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде "личности смыслов" или "значимых переживаний".

Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Различают несколько групп проективных методик:

структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков;

конструирования: MAP, тест мира и его разнообразные модификаций;

интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;

дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказ, ассоциативный тест Юнга;

изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и т.д.;

катарсиса: психодрама, проективная игра;

изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и т.д.

Опрос

Подопросом понимается метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от больше количества людей.

Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе. Метод опроса используется в психологии в двух основных формах: анкетирования и беседы (интервью).

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.п. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличии от других видов опроса он способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет изменять соответственно ход опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных вариантов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободный опрос проводится, как правило, в тех случаях, когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Стандартизированный опрос проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы, и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос.

Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов составляет, как правило, 10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собственное мнение.

Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, выразить свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В психологии разработан ряд правил составления вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Одно из основных правил предполагает, что вопросы анкеты должны быть доступны для понимания. Анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут. При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимое; ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и статистическая обработка полученных данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.086 с.)