Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место психодиагностики в системе психологического знания

Поиск

При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность "

В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она: изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям; разрабатывает основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики; разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.

Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя:

а) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;

б) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психологического исследования. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы). Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует правильно и надежно осуществить.

Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики исследования, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.

Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления - задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, движение познания идет в направлении от реального объекта к идеальному, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских:

- краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, обработку и интерпретацию результатов);

- они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами;

- основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот - получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).

Психодиагностическое обследование (практическое) - это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого.Диагностическое исследование это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

 

Истории психодиагностики в России

 

Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также из лаборатории В.Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы.

В 1885 году в России при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета (зав. лабораторией А.А.Токарский).

В этих и других лабораториях изучались объективные признаки тех или иных психических процессов (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т.п.

Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию было исследование Г.И.Россолимо (1909 г.). Разработанная им методика была направлена на измерение умственной одаренности, показатели которой были сгруппированы в три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты представлялись в виде графического профиля. Положительным в этом подходе было стремление к целостной оценке личности.

Примерно в это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники.

Так, А.П.Болтуновым (1928) была предпринята попытка, на основе шкалы Бине-Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности.

Значительное развитие в эти годы получила психология труда и психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, А.А.Толчинский). В рамках этих отраслей развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, в системе профессионального обучения и профотбора.

В 30-е годы педология и психотехника были подвергнуты во многом обоснованной критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб "О педологических извращениях в системе "Наркомпроса", которое более чем на 40 лет остановило не только практику применения тестов, но и научные разработки в области психодиагностики.

Разработанная в трудах Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.

В период "оттепели" 50-60-х годов относительно свободные условия для развития психодиагностики появились в таких городах, как Ленинград, Киев, Пермь, Казань, Ярославль, Курск, но не в Москве, где "табу" на сам термин "тест" поддерживалось вплоть до 70-х годов.

Первые специализированные научные конференции по психодиагностике были организованы только в 70-е годы. Начали появляться вполне современные работы по клинической психодиагностике (Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), по психометрике (B.C. Аванесов, В.М. Блейхер, В.К. Гайда, Ю.З. Гильбух, А.Г. Шмелев, Л.Т. Ямпольский), первые частично адаптированные версии западных тестов (Ф.Б. Березин, Л.Н. Собчик, И.Н. Гильяшева), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев), психологической совместимости (Ф.Д. Горбов, Н.Н. Обозов), мотивации (Ю.М. Орлов), характера (А.Е.Личко) и самосознания личности (В.В. Столин), социально-психологических отношений в коллективе (А.В. Петровский).

 

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуации, связанные с применением психодиагностики

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

1. Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; профессиональная психологическая консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).

2. Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).

3. Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.

4. Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.

Кроме вышеперечисленных имеется четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

1. Не психологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет не психолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации.

2. Психологомдля постановки психологического диагноза при ответственности не психолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости - диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель).

3. Психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации).

4. Не психологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.009 с.)