Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические принципы психотерапевта.

Поиск

 

Этические принципы играют роль регуляторов деятельности профессионала, закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Проблемой является то. Что права клиента не защищены законодательно. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм, хотя они и носят лишь рекомендательный характер.

Наиболее общими принципами, обеспечивающими соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе, являются:

1. Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа строится на основе учета интересов клиента. Не вся ответственность за решение проблемы возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта. Под когнитивной ответственностью понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Например, установление точного психиатрического диагноза требует участия врача.

2. Конфиденциальность. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Он не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Не следует говорить о содержании работы родителям ребенка. Среди прочих факторов соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших отношений. Конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Это касается информации о возможной опасности для жизни, здоровья, благополучия клиента или других людей. Что касается принципа конфиденциальности при работе в группе, то психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.

3. Отношение к клиенту. Оно должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, а в помощи личностному росту, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения. Поэтому неэтичными и непрофессиональными являются советы и манипуляции.

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ.

 

В групповой работе применяются 4 основные группы методов:

- дискуссионные методы;

- игровые методы;

- психогимнастические упражнения;

- методы, основанные на невербальной активности.

Стратегия выбора метода определяется теоретической ориентацией ведущего и видом психотерапевтической группы, целями и задачами работы, а также рядом дополнительных факторов: продолжительность работы, специфика контингента клиентов и т.д.

В работе применяются следующие разновидности дискуссий:

- биографическая;

- тематическая;

- интерактивная.

При проведении биографической дискуссии в центре внимания находится конкретный человек, который рассказывает о своем прошлом, своих переживаниях, а члены группы в последующем обсуждении пытаются помочь человеку выделить его внутриличностные проблемы, более глубоко их осмыслить.

В тематической дискуссии в центре внимания группы находится не конкретная личность, а определенная тема. Личные проблемы участников актуализируются и рассматриваются опосредованно, так как в процессе обсуждения темы происходит косвенная проекция индивидуально-психических качеств и проблем выступающих. Преимущество: дает возможность клиентам содержательно обсудить актуальные для них проблемы и осмыслить их; снижает уровень напряженности в работе группы; повышается вероятность участия в дискуссии тревожных, неуверенных участников.

Отличительной особенностью интерактивной дискуссии является то, что в центре внимания группы находится психотерапевтическая группа в целом; активность участников направлена на анализ внутри групповых процессов. Существуют две разновидности интерактивной дискуссии: неструктурированная и структурированная. Неструктурированная дискуссия заключается в том, что психотерапевт не вмешивается в работу группы, не даёт заданий. Ситуация неопределённости вынуждает участников предпринимать действия, которые в дальнейшем станут предметом обсуждения. Структурированные дискуссии психотерапевт первоначально предлагает группе задание, выполнение которого предполагает взаимодействие участников. Далее взаимодействие анализируется.

Игровые методы делятся на операционные и межличностные (социально-психологические). В операционных играх имеется заранее подготовленный сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм принятия решения, четкие критерии оценки принятого решения. Разновидности: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационный игры. Межличностные (социально-психологические) игры направлены на формирование коммуникативной компетентности, изменение личности человека. В них часто отсутствует жесткий алгоритм поведения, четкие критерии анализа и оценки его адекватности, могут существовать несколько возможныз правильных вариантов принятия решения, поведения в ситуации. Виды:

- ситуационные игры;

- психодрама и социодрама;

- трансакционный анализ.

Ситуационные игры предназначены для формирования социально-психологических знаний, навыков и умений, необходимых для адекватного поведения человека в конкретной жизненной ситуации, которые моделируются в тренинге. Игры психодрамы или социодрамы и трансакционного анализа разработаны в рамках соответствующих направлений, которые основываются на определенных концепциях личности и моделях ее изменения.

Психогимнастические упражнения – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика обеспечивает следующие цели:

- диагностическую (проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции клиентов);

- коррекционную (формируются определенные навыки и модели поведения, корректируются неадекватные эмоции);

- социометрическую (информация о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных членов).

Кроме того, с помощью психогимнастических упражнений снимается и повышается напряжение в группе, активизируются процессы групповой динамики.

Темы для психогимнастики делятся на 4 группы (Юнова К.):

1. Привычные жизненные ситуации.

2. Группа общечеловеческих конфликтов.

3. Группа специфических конфликтов отдельных участников.

4. Интерперсональные отношения.

Танцевальный метод используется для расширения сферы осознания участниками возможностей собственного тела, обучения управлению своим телом.

Методы художественного самовыражения: рисование, моделирование с бумагой (оригами), деревом, камнями, лепка и т.д. метод художественного выражения выполняет различные функции (творческая, деятельностная, сублимационная, проективная) и может быть использован в различных целях). В психотерапии чаще используется проективная функция (художественный рисунок). Существуют две фазы проективного рисования: «рисовальная» и «дискуссионная». Первая - создание рисунка - длится 10-15 мин. Тема задается в соответствии с целями работы на сеансе. Формы рисования: индивидуальное, «разговорное», дополняющее, совместное рисование. Дискуссионная фаза заключается в обсуждении рисунков, которое может происходить в форме разбора каждого рисунка по отдельности без указания автора, и в форме разбора всех рисунков одновременно, чтобы можно было сравнивать их, находить общее и различия в содержании. Интерпретация рисунков произвольная.

 

Краткий словарь

Арттерапия – метод психотерапии, предполагающий воздействие на человека произведениями искусства и произведениями самого человека.

Беседа (интервью) – метод психологического изучения личности, когда в поле партнерского общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.

Вербальные средства психотерапевтического воздействия –

Взаимодействие- процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения, сопряжение взаимных воздействий различных субъектов на объект их деятельности.

Гештальттерапия – метод психотерапии, направленный на более четкое осознание клиентом своих потребностей, доведение их до целостного образа (гештальта) и его завершение.

Деятельностные проблемы – проблемы, которые возникают в профессиональной деятельности людей из-за несоответствия их качеств и состояний требованиям профессии.

Заключение психологическое – характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения.

Интервью клиническое – метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи.

Клиент – человек, получающий психологическую помощь от психолога.

Коллективно-групповые проблемы – нарушение процессов коммуникации в группе, ухудшение социально-психологического климата коллектива и замедленное развитие группы.

Консультативная психология – отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.

Консультирование психологическое – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении психологических трудностей, неадаптивных способов поведения с тем, чтобы клиент мог решить психологические трудности, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуаций.

Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.

Личностные проблемы – трудности, препятствующие личностному развитию людей, ухудшающие их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и общую эффективность.

Логотерапия – метод психотерапии, направленный на преобразование внутреннего мира человека за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента, его способности к поиску нового смысла в сложившейся ситуации.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод эмпатического слушания – метод практической психологии, основанный на способности понять клиента путем сопереживания-вчувствования, вживания в те эмоциональные состояния, которые владеют собеседником, безоценочного восприятия всего, что он сообщает вербальными и невербальными средствами.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей), характеризующих особенности изучаемого объекта.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)- система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и другого человека и затем изменять эти программы.

Норма – 1. оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его состояние, более всего соответствующее определенным условиям м задачам функционирования; 2. исходное начало для сравнения (оценки) данных; 3. отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); 4. норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).

Поведенческая (бихевиоральная) терапия – метод психотерапии, направленный на отработку в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения.

Практическая психология – отрасль психологии, предмет которой –психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного клиента, его проблемы, запросы, потребности и т.д.

Принцип ненанесения ущерба- один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае нельзя использовать ему во вред.

Профессиональная тайна- следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов.

Профессионально-этические нормы- общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специальных нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми.

Психическая норма – принятые в данном обществе на определенном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Психоанализ – метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотрамирующего фактора через анализ сопротивления, переноса и ассоциаций клиента.

Психогигиена – система мероприятий, направленных на сохранение нервно-психического и психосоматического здоровья людей и создания здоровых условий труда (особенно интеллектуального), обучения и повседневной жизни.

Психодиагностика – отрасль психологии, изучающая проблемы экспериментального выявления, количественного описания и интерпретации индивидуально-психологических особенностей человека, а также сбора психологической информации, необходимой для понимания и решения проблемы клиента.

Психодиагностическая задача – задача, возникающая перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.

Психокоррекция – активное воздействие на психику человека, имеющее целью ослабить или устранить те или иные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики или другие поведенческие, эмоциональные, когнитивные проявления, создающие человеку соответствующие проблемы.

Психологическая помощь – система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Психологическая проблема – совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоническое состояние, вызванное определенными противоречиями в развитии личности.

Психологическая реальность – действительно существующее психическое, субъективное отражение, явления психикиЮ сознания.

Психологическая служба – система учреждений, осуществляющая психологическую помощь клиентам методами и средствами практической психологии.

Психологический запрос – мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.

Психологическое управление – воздействие на объект (индивид, группа), осуществляемое квалифицированными специалистами с помощью методов и средств практической психологии с целью изменения их психологических характеристик.

Психопрофилактика – 1. система мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных проблем: нарушений нервно-психического и соматического здоровья, социально-психологических конфликтов, негармоничного развития личности, трудностей обучения, воспитания, общения, имеющих психологические предпосылки и т.п.; 2. отрасль медицинской и практической психологии, изучающая указанные проблемы и закономерности.

Психотерапия – система мероприятий и влияний на психику человека, форма психологической помощи, а также отрасль медицинской и практической психологии, изучающей соответствующие проблемы.

Рациональная терапия – метод психотерапии, направленный на коррекцию мышления клиента путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях.

Рефлексия – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, самопознание его духовного мира.

Тренинг социально-психологический – метод практической психологии, ориентированный на использование активных приемов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Эффективность работы психолога- степень соответствия целей организации взаимодействия психолога с клиентом и заказчиком полученному результату.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.008 с.)