Кафедра «Психологической антропологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Психологической антропологии»



 

Декан________________________________

(назв. факультета)

_____________________________________

(подпись, Ф.И.О.декана)

«____»_________________________20___г.

 

Клиническая психология

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Составители:

Павлий Т.Н., к.п.н., доцент

Алешина А.А., ассистент

 

 

Хабаровск, 2007

 

УДК 616.89 (075.8)

ББК 88.482

 

 

Павлий Т.Н, Алешина А.А. Клиническая психология: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2007. – 30с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология» разработан для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Педагогика и Психология». В него входят: программа курса, тематический план с распределением часов общей трудоемкости, планы семинарских занятий, рекомендации по подготовке к занятиям, темы рефератов и докладов, вопросы для экзамена собеседования, список литературы.

 

 

©Т.Н. Павлий, А.А. Алешина, 2007

© Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет, 2007

 

Пояснительная записка

1. Цель курса.

Формирование психологического и клинико-психологического понимания и мировоззрения, а также представлений о социальной значимости, гуманитарных задач и целях клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья человека.

2. Задачи курса:

Познакомить студентов с предметом, содержанием и задачами клинической психологии в системе медицинских и психологических наук; с теоретическими проблемами клинической психологии; с историей развития клинической психологии в России и за рубежом; с основными методами клинической психологии; с нарушениями психической деятельности, патологиями личности и характера; с психологическими основами психокоррекции и психотерапии; с психологическими основами реабилитации; с психологическими основами психогигиены и психопрофилактики; познакомить с медико-психологической экспертизой.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Освоение дисциплины целесообразно осуществлять на основе прослушанных курсов «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем». При изучении основ клинической психологии студенты изучают смежные дисциплины такие как «Психолого-педагогическая коррекция», «Специальная педагогика» и «Специальная психология».

4. Требования к освоению содержания курса:

- знать роль и значение клинической психологии в системе психологических наук и медицины;

- приобрести теоретические знания о нарушении психических процессов, состояний и особенностей личности;

- знать основные работы в области изучения патологии психических процессов и особенностей личности;

- знать психологические основы психокоррекции, психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, психологического консультирования.

2. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема

Вид учебной работы Объем в часах по формам обучения
ДО ОЗО
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итоговой аттестации экзамен экзамен

 

4. Разделы дисциплины и виды занятий (ДО)

№ п/п Тематическое распределение Распределение часов
Всего Лекции Практич. Самост. работа
1. Клиническая психология как наука.Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. 6ч. 2ч. 2ч. 2ч.
2. История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. 16ч. 4ч. 4ч. 8ч.
3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи. 10ч. 4ч. 2ч. 4ч.
4. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии. Организация и проведение психодиагностического исследования в патопсихологии 14ч. 2ч. 2ч. 8ч.
5. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека   12ч. 6ч. 4ч. 4ч.
6. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии 12ч. 2ч. 4ч. 6ч.
7. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. 12ч. 2ч. 4ч. 4ч.
8. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности. 10ч. 4ч. 4ч.
9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии 14ч. 4ч. 4ч. 6ч.
10. Оказание психологом помощи родственникам, имеющим психических больных   - 4ч.
  Итого:   30ч. 30ч. 50ч.

3. Разделы дисциплины и виды занятий (ОЗО)

№ п/п Тематическое распределение Распределение часов
Всего Лекции Практич. Самост. работа
1. Клиническая психология как наука.Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. 6ч. 2ч. - 4ч.
2. История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. 8ч. - 2ч. 6ч.
3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи. 6ч. 2ч. -  
4. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии. Организация и проведение психодиагностического исследования в патопсихологии 8ч.   6ч.
5. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека 10ч. 2ч. 2ч. 6ч.
6. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии 8ч. 2ч. 4ч.
7. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных ВПФ в нейропсихологии 6ч. - - 6ч.
8. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности. 6ч. - - 6ч.
9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии 8ч.   - 8ч.
  Итого:        

4. Содержание программы по дисциплине «Клиническая психология»

 

Тема 1. Клиническая психология как наука. Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. Клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека, гармонизацию психического развития, преодоления недугов и психологическую реабилитацию.

Содержание основных разделов клинической психологии: патопсихологии, нейропсихологии, психосоматической проблемы, психокоррекционного направления и медико-психологической экспертизы, медико-психологическое консультирование.

Тема 2.История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. Идеи психологической помощи больным людям. Становление подходов к исследованию нарушений психической деятельности. Первые патопсихологические исследования в школе В.М. Бехтерева: вклад в теорию и практику клинической психологии. Подходы к изучению развития и распада мышления и речи в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Исследование нарушений познавательной деятельности в школе Б.В. Зейгарник.

Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинического психолога, направленной на охрану и укреплению здоровья населения. Категории психического здоровья. Понятие психической «нормы».

Проблема психической нормы и патологии, переходные состояния между здоровьем и болезнью; болезнь как форма естественной защитной реакции организм на воздействие вредоносных факторов.

Симптом, синдром, нозология. Основные классы болезней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.206 (0.01 с.)