Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека

Поиск

1. Охарактеризуйте приемы и методы исследования нарушений перцептивных процессов:

а) перечислите основные функции ощущения и восприятия, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах, опишите проявления этих нарушений;

б) представьте методы экспериментального исследования мотивационного компонента восприятия у больных.

2. Охарактеризуйте приемы и методы исследования нарушений мнестических процессов:

а) перечислите основные функции памяти, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах, опишите проявления этих нарушений;

б) представьте методы экспериментального исследования различных компонентов мнестической деятельности больных.

3. Охарактеризуйте приемы и методы исследования нарушений мыслительных процессов:

а) перечислите основные функции мышления, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах, опишите проявления этих нарушений.

б) представьте методы экспериментального исследования различных компонентов мыслительной деятельности больных.

 

Рекомендации по подготовке к занятию

Готовясь к занятию, систематизируйте свои представления о направленности и возможности применения различных методик для исследованиянарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. Заполните таблицу, точно указывая название методик, автора, назначение.

 

Таблица 4

Экспериментальные методы исследования нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека

Сфера исследования Название методики, автор Показания к применению Возрастные ограничения
1. Нарушение перцептивной деятельности      
2. Нарушение Мнестической деятельности      
3. Нарушение интеллектуальной детальности      

 

 

Самостоятельно изучите 4,5, 6 в учебном пособии Б.В. Зейгарник «Патопсихология». Подготовьтесь к характеристике и иллюстрации методик «Восприятие сюжетных картин», «Восприятие наложенных и зашумленных изображений»; «Запоминание 10 слов», «Пиктограмма»; «Классификация», «Объяснение пословиц и метафор».

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

3. Патопсихология. Глава 13// Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002. – С. 421 – 438.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – СПб, 1998.

5. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

6. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

 

Семинар № 8

Тема: Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии

1. Общие представления о предмете, объекте, целях и задачах специальной психологии:

а) определение специальной психологии как отрасли психологии, занимающейся изучением психической реальности, существующей в жизни детей и взрослых с особыми проблемами, появляющимися из-за врожденного или приобретенного психофизиологического дефекта и обуславливающего своеобразие общего развития аномального ребенка.

б) Задачи специальной психологии, обозначенные в направлениях реформирования специального образования:

получение достоверной психологической информации об особенностях раннего возраста детей с отклонениями в развитии.

информации об особенностях контингента детей, до сих пор не охваченных специальной системой образования; психологические знания для эффективного функционирования психолого-педагогических комиссий (ПМПК), комплектующих учреждения специального образования; разработка и экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования их в условиях ПМПК; поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензирования наборов диагностического инструментария, методик и их применения.

2. Перспективы применения психологической диагностики в исследовании проблем развития аномальных детей:

а) принципы работы специального психолога в учреждениях образования: принцип единства диагностики и коррекции; принцип целостного и комплексного изучения и воздействия на ход психического развития аномального ребенка; принцип обязательного взаимодействия различных специалистов при работе с проблемным ребенком.

б) основные направления в работе специального психолога в образовательном коррекционном учреждении.

 

Темы для рефератов и докладов

1. Проблемы психической нормы и патологии.

2. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития:

3. Нарушения психического развития у детей. Психический дизонтогенез.

4. Дисгармоническое психическое развитие и его особенности в детском и подростковом возрасте.

5. Современные проблемы специальной психологии.

6. Клиническая психология в системе народного образования и психологическая помощь населению.

Литература

1. Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития. Тестирование лиц с физическими недостатками// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

2. Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»).– С.556 – 583.

3. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

4. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

6. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997.

7. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

9. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000.

10. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

12. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

 

Семинар № 9, 10

Тема: Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных ВПФ в нейропсихологии

1. Определение нейропсихологии как области психологической науки и раздела клинической психологии. Центральная проблема – мозговые основы психической деятельности человека. Наука на стыке психологии, медицины и физиологии. Связь с клиникой локальных поражений мозга (неврологии, нейрохирургии).

2. Направление нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, реабилитационно-восстановительное, онтогенетическое, нейропсихология индивидуальных различий:

а) проблема локализации высших психических функций;

б) вклад нейропсихологии в учение об организации и структуре высших психических функций, в проблему биологической и социальной детерминации психики;

в) проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия;

г) принципы построения нейропсихологических методов как универсального инструмента анализа высших психических функций человека.

3. Проблема восстановительной работы в клинической психологии, в нейропсихологии:

а) пути и методы восстановления высших психических функций;

б) принципы восстановительного обучения; восстановление нарушений речевой деятельности; компенсация нарушений мнестической деятельности.

4. Детская нейропсихология как одна из отраслей нейропсихологии. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе.

5. Общие положения и принципы реабилитации и коррекции у детей с недоразвитием ВПФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.006 с.)