Тема 9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии



Клинико-психологическая диагностика – первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач. Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики. Топическая психологическая диагностика – нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга. Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств. Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития. Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

Клинико-психологические формы воздействия и психологической помощи. Психологическая коррекция и психологическая «терапия». Соотношение психокоррекции и психотерапии, их психологические основы. Психоанализ, гуманистическая терапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальт-терапия.

Индивидуальная и групповая психотерапия. Методы психотерапии. Взаимоотношения психотерапевта и пациента в процессе психотерапии и психокорреции, этико-деонтологические аспекты.

Психологическая коррекция – специальные методы исправления черт личности, относимых к психологическим факторам риска заболеваемости с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов. Методы коррекционной работы. Реабилитация социально-трудового статуса больного – система комплексных мероприятий медицинского. Психологического, социально-экономического характера.

Тема 10. Оказание психологом консультативной помощи родственникам, имеющим психически больных близких

Основные подходы к разработке рекомендаций по развитию важнейших навыков взаимодействия с душевнобольными людьми. Развитие форм взаимодействия с больными, страдающими бредом, галлюцинациями, необычным поведением. Составление рекомендаций по взаимодействию с агрессивными больными, злоупотребляющим алкоголем, наркотиками, склонных к суициду. Рекомендации по решению проблем повседневной жизни, работа со стрессом, чувством вины, с состоянием острого горя.

 

 

Планы семинарских занятий по курсу «Клиническая психология»

 

Семинарское занятие №1

Тема. Клиническая психология как наука. Теоретические основы отечественной клинической психологии.

  1. Клиническая психология и характеристика основных ее разделов. Значение клинической психологии для гуманизации медицины.
  2. Основные теоретико-методологические проблемы клинической психологии: а) противоречивые тенденции в понимании психики б) связь мозга и психики, в) взаимосвязь психики и сознания
  3. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.
  4. Методы клинической психологии.

 

Литература

 

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

Семинар № 2

Тема: История зарождения и становления специальности

 

1. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики, ее проявления и реализации на разных этапах развития человечества и истории медицины и психологии.

2. Первые патопсихологические исследования в школе В.М. Бехтерева: вклад в теорию и практику клинической психологии:

а) введение В.М. Бехтеревым нового метода в исследовании личности больного человека

б) разработка экспериментальных методик в лаборатории и клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии в Петербурге;

в) использование в современной практике принципов диагностики. идей психологической помощи больным людям. принятых в школе В.М. Бехтерева.

3. Подходы к изучению развития и распада мышления и речи в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия.

4. Исследование нарушений познавательной деятельности в школе Б.В. Зейгарник.

Литература

 

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

6. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

8. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

9. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

10. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

 

Семинар № 3

Тема. Клиническая психология – психология здоровья

1. Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов, направленный на охрану, укрепление здоровья населения (решения профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач).

2. Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

3. Категории психического здоровья. Понятие психической «нормы»:

а) психическое здоровье как состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (материалы Всемирной Организации Здравоохранения);

б) Психическое здоровье – условие нормального развития личности.

4. Принципиальные трудности теоретического решения проблемы отличия «нормы» от «патологии» в рамках эмпирической медицины:

а) переходные состояния между здоровьем и болезнью.

б) некорректность дихотомии «норма - не норма» психики;

в) болезнь как форма естественной защитной реакции организма на воздействие вредоносных факторов.

5. Симптом – синдром – нозологии. Основные классы болезней.

 

Рекомендации по подготовке к занятию

Готовясь к занятию, выпишите несколько определений базовых понятий клинической психологии: «здоровье», «болезнь», «норма», «патология», «симптом», «синдром», «нозология».

Темы для рефератов и докладов

1. Проблема психической нормы и патологии.

2. Соотношение социального и биологического в человеке.

3. Клиническая психология и ее значение для гуманизации медицины.

4. Клиническая психология в системе медицинских наук.

5. История клинической психологии: судьбы и имена ученых.

 

Литература

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

6. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

8. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.. 1997.

10. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.

11. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

12. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

Семинар № 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.016 с.)