Тема 3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи.



Отличие патопсихологии от психопатологии, психиатрии. Принципы патопсихологического исследования. Особенности и задачи патопсихологического исследования в психиатрической и образовательной практике:

1) Участие патопсихолога в решении задач дифференциальной диагностики.

2) Исследование личности, оценка структуры и степени нервно-психического расстройства при установлении функционального диагноза в клинике.

3) Оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности лечения.

4) Участие в экспертной работе.

5) Диагностика психического развития аномальных детей для решения проблем образования.

Методы патопсихологического исследования в клинике:

а) своеобразие в использовании методов беседы, наблюдения при планировании и проведении патопсихологического обследования.

б) особенности применения психологом метода сбора и анализа анамнестических сведений;

в) особенности проведения диагностического исследования.

Методы патопсихологического исследования в клинике: методы наблюдения, естественного эксперимента, психофизиологический, биографический, анамнестический, анализ творчества больных (рисунки, лепка, стихи, письма, дневниковые записи). Экспериментально-психологические методы: стандартизованные и нестандартизованные. Тесты.

Тема 4. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии. Организация и проведение психодиагностического исследования в патопсихологии

Принципы построения патопсихологического исследования:

а) принцип оценки деятельности больного с позиции отношения его к исследованию;

б) принцип использования многообразия методик в процессе эксперимента;

в) принцип соотнесения сохранных возможностей больного со структурой измененных.

г) принцип сопоставления анамнестических данных с результатами экспериментального исследования;

д) принцип оценки отдельных нарушений в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования;

е) принцип ориентации в оценке нарушений деятельности больного с точки зрения структуры личности и изменения в ней.

Порядок проведения патопсихологического исследования;

а) этап анализа анамнестических сведений и другой информации до начала эксперимента

б) особенности проведения экспериментального исследования;

в) требования к описанию результатов исследования и составлению заключения.

Тема 5.Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека

Приемы и методы исследования нарушений перцептивных процессов: основные функции ощущения и восприятия, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах. Методы экспериментального исследования мотивационного компонента восприятия у больных.

Характеристика приемов и методов исследования нарушений мнестических процессов: основные функции памяти, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах. Методы экспериментального исследования различных компонентов мнестической деятельности больных.

Приемы и методы исследования нарушений мыслительных процессов: основные функции мышления, подвергающиеся нарушениям при различных нервно-психических расстройствах, опишите проявления этих нарушений; методы экспериментального исследования различных компонентов мыслительной деятельности больных.

Тема 6. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии

1. Общие представления о предмете, объекте, целях и задачах специальной психологии:

а) определение специальной психологии как отрасли психологии, занимающейся изучением психической реальности, существующей в жизни детей и взрослых с особыми проблемами, появляющимися из-за врожденного или приобретенного психофизиологического дефекта и обуславливающего своеобразие общего развития аномального ребенка.

б) Задачи специальной психологии, обозначенные в направлениях реформирования специального образования:

получение достоверной психологической информации об особенностях раннего возраста детей с отклонениями в развитии.

информации об особенностях контингента детей, до сих пор не охваченных специальной системой образования; психологические знания для эффективного функционирования психолого-педагогических комиссий (ПМПК), комплектующих учреждения специального образования; разработка и экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования их в условиях ПМПК; поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензирования наборов диагностического инструментария, методик и их применения.

2. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития:

а) четыре фактора, являющиеся условиями нормального психического развития и определяющие соотношение социального и биологического в природе аномального развития;

б) соотношение симптомов болезни, дизонтогенеза, «возрастных» симптомов» (По Ковалеву В.В.).

в) проблемы классификации аномального развития в исследованиях отечественных ученых.

3. Перспективы применения психологической диагностики в исследовании проблем развития аномальных детей:

а) принципы работы специального психолога в учреждениях образования: принцип единства диагностики и коррекции; принцип целостного и комплексного изучения и воздействия на ход психического развития аномального ребенка; принцип обязательного взаимодействия различных специалистов при работе с проблемным ребенком.

б) основные направления в работе специального психолога в образовательном коррекционном учреждении.

Тема 7. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных ВПФ в нейропсихологии

Определение нейропсихологии как области психологической науки и раздела клинической психологии: а) центральная проблема – мозговые основы психической деятельности человека. Наука на стыке психологии, медицины и физиологии. Связь с клиникой локальных поражений мозга (неврологии, нейрохирургии).

Направление нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, реабилитационно-восстановительное, онтогенетическое, нейропсихология индивидуальных различий.

Проблема восстановительной работы в клинической психологии, в нейропсихологии: а) пути и методы восстановления высших психических функций; б) принципы восстановительного обучения; восстановление нарушений речевой деятельности; компенсация нарушений мнестической деятельности.

 

 

Тема 8.Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности.

Психологические проблемы психосоматических расстройств. Роль психологического фактора в возникновении и течении соматических и нервно-психических заболеваний. Реакция личности на болезнь, «внутренняя картина болезни». Типы отношения к болезни. Роль личности в происхождении болезни.

Изучение генеза и структуры психосоматических феноменов, их классификация. Двусторонний характер влияний психики и соматики.

Проблемы профилактики психосоматических недугов. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий.

Психологические проблемы телесности. Телесность человека – междисциплинарная проблема. Феноменология телесности. Нейрогуморальная система регуляции жизнедеятельности организма. Характеристики сформированного психосоматического феномена как феномена сознания и человеческой жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)