Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы для рефератов и докладов

Поиск

1. Значение нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.

2. А.Р. Лурия – основоположник нейропсихологии в нашей стране.

3. История изучения локализации высших психических функций.

4. Психологическая проблема развития и распада психики.

Литература

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

2. Лурия А.Р., Л.С. Цветкова. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 64с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

4. Холмская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М., 2001.

7. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.

 

Семинар №10

Тема: Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности.

1. Изучение генеза и структуры психосоматических феноменов, их классификация. Двусторонний характер влияний психики и соматики.

2. Психосоматические симптомы как проявление конфликтного переживания.

3. Реакция личности на болезнь, «внутренняя картина болезни». Типы отношения к болезни. Роль личности в происхождении болезни.

4. Феноменология телесности. Нейрогуморальная система регуляции жизнедеятельности организма. Характеристики сформированного психосоматического феномена как феномена сознания и человеческой жизнедеятельности.

5. Проблемы профилактики психосоматических недугов. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий.

Литература

1. Абрамова Т.С., Юдиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Медицина, 1998.- 272 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуации. – М., 1988. – 263 с.

3. Волков В.Г., Стрелис А.К., Караваева Е.В. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995. – 328 с.

4. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

6. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.

7. Насачев Г.Н., Гусарова Г.И., Павлов В.В. Психология и этика общения с пациентом.- Самара: Перспектива, 2003. – 372 с.

8. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер.с нем. /Н. Пезешкиан. – М., 2006. – 464с.

9. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

11. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: сборник статей / Под ред. Сельченка К. – М., 2004.

Семинар № 11, 12

Тема: Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии

1. Клинико-психологическая диагностика – первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач:

а) клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике; показания для психологической диагностики.

б) топическая психологическая диагностика нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга.

в) личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

г) диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

е) диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

2. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами.

а) роль психологического исследования при врачебно-трудовой экспертизе;

б) задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы.

в) роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической, психолого-психиатрической и психологической экспертизы;

г) психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза развития ребенка и рекомендации форм обучения и коррекции психики.

3. Клинико-психологические формы воздействия и психологической помощи. Психологическая коррекция и психологическая «терапия»:

а) два значения понятия «психотерапия» - медицинское и психологическое;

б) психологическая коррекция - специальные методы исправления черт личности с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов;

в) реабилитация социально-трудового статуса больного - система комплексных мероприятий медицинского, психологического, социально-экономического характера.

г) психологические аспекты реабилитации больных (направленность психологических реабилитационных мероприятий на предупреждение инвалидизации, на сохранение и восстановление личностного, социального и трудового статуса больного.

4. Значение установок и системы ценностей личности.

Значение особенностей «внутренней картины болезни» и «зоны конфликтных переживаний» для адаптации больного); принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций.

5. Нейропсихологическая реабилитация. Психологические задачи реабилитации больного разного профиля – психических, неврологических, соматических и др.

Темы для рефератов и докладов

1. Психология больного.

2. Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.

3. Психологические аспекты реабилитации больных.

4. Методы диагностики личностных особенностей психосоматических больных.

5. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.

6. Методы медико-психологического исследования личности.

Литература

1. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. – Л., 1985.

2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики коррекции в клинике. – Л., 1983.

3. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

4. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

5. Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1996.

6. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

9. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

 

Вопросы к экзамену по «Клинической психологии»

1. Предмет и структура клинической психологии, ее дефиниции.

2. Объект и направленность клинической психологии.

3. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.

4. Психологическая служба в системе психиатрической помощи населению, нейропсихологическая служба в неврологии и нейрохирургии.

5. Проблемы психической нормы и патологии.

6. Охарактеризуйте приемы и методы исследования нарушений перцептивных процессов.

7. Представьте приемы и методы исследования нарушений мнестических процессов.

8. Перечислите приемы и методы исследования нарушений мыслительных процессов.

9. Клиническая психология – один из основных разделов работы школьных психологов; психологическая помощь детям и семьям с аномалиями детского развития.

10. Психологическое консультирование в соматических клиниках, в психотерапевтической практике.

11. История зарождения и становления специальности. Первые патопсихологические исследования в школе Бехтерева В.М: вклад в теорию и практику клинической психологии.

12. Оказание психологом консультативной помощи родственникам, имеющим психически больных близких

13. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.

14. Категории психического здоровья, «нормы», болезни.

15. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, специфические задачи.

16. Диагностика – первичная форма деятельности клинических психологов, разнообразие диагностических задач.

17. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при различных видах патологии человека.

18. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии.

19. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановление нарушенных ВПФ, в нейропсихологии.

20. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.

21. Структура личности психосоматического больного.

22. Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.

23. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза.

24. Психотерапия в клинической психологии.

 

Темы для рефератов

 

 

  1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
  2. Клиническая психология и ее значение для гуманизации медицины.
  3. Мозг и психика. Соотношение социального и биологического в человеке.
  4. Деонтологический аспект деятельности клинического психолога.
  5. Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.
  6. Психологические аспекты реабилитации больных.
  7. Методы диагностики личностных особенностей психосоматических больных.
  8. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
  9. Методы медико-психологического исследования личности.
  10. Значение нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.
  11. А.Р. Лурия – основоположник нейропсихологии в нашей стране.
  12. История изучения локализации высших психических функций.
  13. Проблема развития и распада психики в трудах Л.С. Выготского.
  14. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития.
  15. Нарушения психического развития у детей. Психический дизонтогенез.
  16. Дисгармоническое психическое развитие и его особенности в детском и подростковом возрасте.
  17. Современные проблемы специальной психологии.
  18. Клиническая психология в системе народного образования и психологическая помощь населению.
  19. Особенности мышления у больных шизофренией.
  20. Особенности мышления у больных с органическими заболеваниями головного мозга.
  21. Проблема психологического стресса.
  22. Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева.
  23. Патология эмоционально-волевой сферы.
  24. Акцентуации и психопатии.
  25. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
  26. Проблема психической нормы и патологии.
  27. История клинической психологии: судьбы и имена ученых.
  28. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.
  29. Психотерапия в клинической психологии.
  30. Профессиональная позиция врача и ее отличие от позиции клинического психолога

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.Л. Психология в медицине: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

3. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб: Питер, 2003. – 304с. – (Серия «Концентрированная психология»).

4. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

5. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

8. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

9. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997.

10. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973.

11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

12. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

13. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

14. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

15. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

16. Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1996.

17. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004. – 464с., ил.

18. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000.

19. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002.

20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

22. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

23. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

24. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

26. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер.с нем. /Н. Пезешкиан. – М., 2006. – 464с.

27. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

28. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

29. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

30. Ротштейн В.Г. Психиатрия. Наука или искусство? – Фрязино: «Век 2», 2004. – 240с. – (Наука для всех).

31. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – СПб, 1998.

32. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2006. – 652с.

33. Психопатология детского возраста. Хрестоматия./ Под ред. А.Ю. Егорова. – СПб.: «Дидактика Плюс» - 2002. – 368с.

34. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: сборник статей / Под ред. Сельченка К. – М., 2004.

35. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с. – (Библиотека психолога образования).

36. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

37. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.

38. Холмская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.

39. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.

40. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М., 2001.

41. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.

42. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.

43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 1999.

44. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

45. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Тематический план курса …………………………….........................................4

Содержание программы по дисциплине ……………………………………......6

Планы семинарских занятий …………………………………………………...11

Вопросы к экзамену………………………………….………………………….26

Темы для рефератов……………………………………………………………..27

Литература………………………………………………………….....................28

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.01 с.)