Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей



Понятие мышления

Мышлению как психологическому познавательному процессу свойственны следующие особенности:

§ Опосредованность, т.е. выход мышления за пределы чувственного изучения мира и познание таких его свойств и отношений, которые непосредственно не могут быть восприняты человеком. В процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его средства. Так, чтобы понять, что тверже – железо или стекло, мы можем взять железный топор и ударить им по стеклу. Более того, мы можем понять из этого, почему топор делают не из стекла, а из железа. Однако существует тесная связь мышления и с процессом непосредственного восприятия объектов и явлений. Мышление осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений.

§ Тесная связь с языком и речью, так как формулирование и фиксирование мысли происходит в словах, что способствует глубокому пониманию и последовательному рассуждению; поэтому для овладения понятийным мышлением необходимо сначала усвоить значения соответствующих слов.

§ Обобщенность – это объединение предметов и явлений в классы и группы по их общим и главным признакам.

Виды мышления

Выделим виды мышления, используя следующие основания:

§ новизна и оригинальность:

а) творческое мышление, целью которого выступает создание новых идей и образов;

б) репродуктивное мышление имеет целью применение готовых знаний и умений;

§ участие сознания:

а) произвольное мышление направляется сознанием (например, при решении математических задач);

б) непроизвольное мышление не контролируется сознанием (например, инсайт).

§ связь с практикой (раскроем подробно эти виды мышления, так как именно они лежат в основе развития интеллекта ребенка в персогенезе).

Практическое мышление:

а) наглядно-действенное мышление напрямую связано с восприятием и без него осуществляться не может. Актуализируется при решении мыслительных задач, инструментом решения которых выступают правильные действия с соответствующими предметами. С помощью этих действий и их определенной последовательности человек не только воздействует на объект или ситуацию, реально изменяя их, но и извлекает информацию, необходимую для совершения новых действий. Результатом такого вида мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Этот вид мышления появляется самым первым у ребенка (например, складывание пирамидки, игра с конструктором). Наглядно-действенное мышление сохраняется и в деятельности взрослых, но у них оно тесным образом связано с другими видами мышления. В качестве иллюстрации этого положения может выступить мышление высококвалифицированных рабочих;

б) наглядно-образное мышление мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и ее воспроизведением в образах. Мысля наглядно, образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Главное здесь в том, что человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях, предметах, людях, о себе самом.

Теоретическое мышление:

а) понятийное мышление это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи от начала до конца в уме с помощью понятий, суждений, умозаключений. Это мышление развивается и функционирует на основе речи и в соответствии с правилами логики, позволяя раскрыть внутреннюю природу вещей. Результат понятийного мышления – не образ, а мысль или идея, далеко не всегда верно оформленная в речи;

б) творческое образное мышление отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами (дизайнеры, художники, писатели и т.п.). Образ в этом типе мышления – это видение предмета, в том числе и человека, с точки зрения различных позиций и ракурсов. Кроме того, такое мышление позволяет человеку увидеть непривычные сочетания предметов и их свойств (в том числе и человека), что и сближает его с воображением.

Обратите внимание: в любом виде мышления можно выделить логические операции – сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию, обобщение.

 

Развитие образного мышления у детей

Будем исходить из того, что без сохраненных в памяти образов нет и образного мышления. С этой целью рекомендуется годовалых и 2–3-летних малышей окружать большим количеством ярких игрушек, разнообразными предметами; читать им стихи, давать слушать музыку, т.е. обогащать формирующееся предметное сознание ребенка красочными яркими образами. Чем больше разных предметов будет видеть ребенок в самом раннем детстве и пытаться их изображать, особенно по памяти, тем больше у него будет образов в памяти, на основании которых он будет строить свое образное мышление. Итак, развитие образной памяти детей выступает в качестве главного фактора развития образного мышления.

Основные способы развития образного мышления детей:

1). Созерцание природы.

2). Посещение музеев, рассматривание шедевров – картин, скульптур, архитектурных сооружений.

3). Рисование с натуры и по памяти.

4). Рисование абстракций (музыка, свист, мысль, грусть, радость).

5). Воображение с закрытыми глазами (воспоминание или создание новых образов из головы).

6). Лепка с натуры (копирование) и лепка «из головы».

7). Развитие «образного» правого полушария (приведем один из способов: рисовать левой рукой, если ребенок правша, и наоборот – правой рукой, если левша).

8). Построение плоских и объемных фигур из проволоки.

9). Развитие образного представления движущихся объектов.

 

Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения

Понятие воображения

Воображение – это создание образов объектов, не встречавшихся в личном опыте человека, результатом чего выступает создание новых материальных и духовных ценностей. Произведем сравнение (нахождение сходства и различия) воображения с другими познавательными процессами:

§ сравнение воображения и восприятия:

а) различие: восприятие – это создание образов реально существующей действительности при ее прямом воздействии на органы чувств, воображение – создание не существующих в реальности образов; воображение умеет преобразовывать действительность повседневного восприятия, делая ее более выразительной;

б) общее: в основе и восприятия, и воображения лежит процесс создания образов;

§ сравнение воображения и образной памяти: образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, сохранение точности воспринятых образов; воображение предполагает их преобразование;

§ общее в процессах воображения и мышления:

а) мышление, как и воображение, позволяет предвидеть будущее: воображение помогает мышлению отыскать новые решения, делая содержание проблемы наглядно-образной;

б) различие воображения и мышления в том, что мышление, какую бы важную роль оно не играло в предвидении будущего, предполагает познание законов реального мира, с которыми каждый из нас вынужден считаться, чтобы не погибнуть в нем.

Виды воображения

Для выделения видов воображения возьмем два основания:

1. Участие сознания:

а) непроизвольное воображение связано со спонтанным возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли (мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы). Интересно отметить, что они иногда могут быть вещими (особенно сновидения), то есть предсказывать будущее, или объяснять прошлое. Особенно актуализируется непроизвольное воображение в тех случаях, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики.

б) произвольное воображение: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение связано с конструированием образов по заранее кем-то составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. В воссоздающем воображении реальность воспроизводится почти в непереработанном виде, поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Виды воссоздающего воображения: а) эмпатия, которая требует нашей способности вжиться в образ переживаемых другим человеком эмоций, т.е. требует от нас воспроизведения эмоций того, с кем мы общаемся; б) схемы, таблицы, чертежи; в) воссоздание в воображении воспринимаемых из описания образов героев при чтении художественной литературы. Однако такое воображение не является творческим, так как эти образы были созданы не читателем, а автором произведения.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Оно очень характерно для деятельности художников-живописцев, конструкторов, композиторов, режиссеров, писателей, поэтов, архитекторов и других представителей творческих профессий.

2. Содержание образов (предметное, социально-психологическое):

§ Предметное воображение подчинено созданию образов предметной среды и оно необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д.

§ Социально-психологическое воображение является условием формирования и развития тех черт личности, которые выражают отношение человека к самому себе и другим людям. Онопредставлено:

а) образами других людей, так как обслуживает общение и выступает инструментом решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития личности и т.д.;

б) образом самого себя (образом «Я») как концепции индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и выстраивает жизненные планы.

Социально-психологическое воображение особо должно быть развито у руководителей, педагогов, социальных работников и т.д. Чуткость в отношении к людям, тактичность и сочувствие к ним невозможны без этого вида воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека представить себе его эмоциональное состояние в данный момент. Тактичность предполагает не только способность с помощью воображения воссоздать настроение и переживание другого человека, но и предвидеть, какое эмоциональное воздействие произведут на него наши слова или поступки. Если вы хотите выразить сочувствие человеку, то должны иметь развитое воображение, чтобы представить, понять и сопережить его чувства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.011 с.)