Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие мышления Мышлению как психологическому познавательному процессу свойственны следующие особенности: § Опосредованность, т.е. выход мышления за пределы чувственного изучения мира и познание таких его свойств и отношений, которые непосредственно не могут быть восприняты человеком. В процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его средства. Так, чтобы понять, что тверже – железо или стекло, мы можем взять железный топор и ударить им по стеклу. Более того, мы можем понять из этого, почему топор делают не из стекла, а из железа. Однако существует тесная связь мышления и с процессом непосредственного восприятия объектов и явлений. Мышление осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений. § Тесная связь с языком и речью, так как формулирование и фиксирование мысли происходит в словах, что способствует глубокому пониманию и последовательному рассуждению; поэтому для овладения понятийным мышлением необходимо сначала усвоить значения соответствующих слов. § Обобщенность – это объединение предметов и явлений в классы и группы по их общим и главным признакам. Виды мышления Выделим виды мышления, используя следующие основания: § новизна и оригинальность: а) творческое мышление, целью которого выступает создание новых идей и образов; б) репродуктивное мышление имеет целью применение готовых знаний и умений; § участие сознания: а) произвольное мышление направляется сознанием (например, при решении математических задач); б) непроизвольное мышление не контролируется сознанием (например, инсайт). § связь с практикой (раскроем подробно эти виды мышления, так как именно они лежат в основе развития интеллекта ребенка в персогенезе). Практическое мышление: а) наглядно-действенное мышление напрямую связано с восприятием и без него осуществляться не может. Актуализируется при решении мыслительных задач, инструментом решения которых выступают правильные действия с соответствующими предметами. С помощью этих действий и их определенной последовательности человек не только воздействует на объект или ситуацию, реально изменяя их, но и извлекает информацию, необходимую для совершения новых действий. Результатом такого вида мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Этот вид мышления появляется самым первым у ребенка (например, складывание пирамидки, игра с конструктором). Наглядно-действенное мышление сохраняется и в деятельности взрослых, но у них оно тесным образом связано с другими видами мышления. В качестве иллюстрации этого положения может выступить мышление высококвалифицированных рабочих;
б) наглядно-образное мышление – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и ее воспроизведением в образах. Мысля наглядно, образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Главное здесь в том, что человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях, предметах, людях, о себе самом. Теоретическое мышление: а) понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи от начала до конца в уме с помощью понятий, суждений, умозаключений. Это мышление развивается и функционирует на основе речи и в соответствии с правилами логики, позволяя раскрыть внутреннюю природу вещей. Результат понятийного мышления – не образ, а мысль или идея, далеко не всегда верно оформленная в речи; б) творческое образное мышление отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами (дизайнеры, художники, писатели и т.п.). Образ в этом типе мышления – это видение предмета, в том числе и человека, с точки зрения различных позиций и ракурсов. Кроме того, такое мышление позволяет человеку увидеть непривычные сочетания предметов и их свойств (в том числе и человека), что и сближает его с воображением.
Обратите внимание: в любом виде мышления можно выделить логические операции – сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию, обобщение.
Развитие образного мышления у детей Будем исходить из того, что без сохраненных в памяти образов нет и образного мышления. С этой целью рекомендуется годовалых и 2–3-летних малышей окружать большим количеством ярких игрушек, разнообразными предметами; читать им стихи, давать слушать музыку, т.е. обогащать формирующееся предметное сознание ребенка красочными яркими образами. Чем больше разных предметов будет видеть ребенок в самом раннем детстве и пытаться их изображать, особенно по памяти, тем больше у него будет образов в памяти, на основании которых он будет строить свое образное мышление. Итак, развитие образной памяти детей выступает в качестве главного фактора развития образного мышления. Основные способы развития образного мышления детей: 1). Созерцание природы. 2). Посещение музеев, рассматривание шедевров – картин, скульптур, архитектурных сооружений. 3). Рисование с натуры и по памяти. 4). Рисование абстракций (музыка, свист, мысль, грусть, радость). 5). Воображение с закрытыми глазами (воспоминание или создание новых образов из головы). 6). Лепка с натуры (копирование) и лепка «из головы». 7). Развитие «образного» правого полушария (приведем один из способов: рисовать левой рукой, если ребенок правша, и наоборот – правой рукой, если левша). 8). Построение плоских и объемных фигур из проволоки. 9). Развитие образного представления движущихся объектов.
Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения Понятие воображения Воображение – это создание образов объектов, не встречавшихся в личном опыте человека, результатом чего выступает создание новых материальных и духовных ценностей. Произведем сравнение (нахождение сходства и различия) воображения с другими познавательными процессами: § сравнение воображения и восприятия: а) различие: восприятие – это создание образов реально существующей действительности при ее прямом воздействии на органы чувств, воображение – создание не существующих в реальности образов; воображение умеет преобразовывать действительность повседневного восприятия, делая ее более выразительной; б) общее: в основе и восприятия, и воображения лежит процесс создания образов; § сравнение воображения и образной памяти: образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, сохранение точности воспринятых образов; воображение предполагает их преобразование; § общее в процессах воображения и мышления: а) мышление, как и воображение, позволяет предвидеть будущее: воображение помогает мышлению отыскать новые решения, делая содержание проблемы наглядно-образной; б) различие воображения и мышления в том, что мышление, какую бы важную роль оно не играло в предвидении будущего, предполагает познание законов реального мира, с которыми каждый из нас вынужден считаться, чтобы не погибнуть в нем. Виды воображения Для выделения видов воображения возьмем два основания: 1. Участие сознания: а) непроизвольное воображение связано со спонтанным возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли (мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы). Интересно отметить, что они иногда могут быть вещими (особенно сновидения), то есть предсказывать будущее, или объяснять прошлое. Особенно актуализируется непроизвольное воображение в тех случаях, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики.
б) произвольное воображение: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение связано с конструированием образов по заранее кем-то составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. В воссоздающем воображении реальность воспроизводится почти в непереработанном виде, поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Виды воссоздающего воображения: а) эмпатия, которая требует нашей способности вжиться в образ переживаемых другим человеком эмоций, т.е. требует от нас воспроизведения эмоций того, с кем мы общаемся; б) схемы, таблицы, чертежи; в) воссоздание в воображении воспринимаемых из описания образов героев при чтении художественной литературы. Однако такое воображение не является творческим, так как эти образы были созданы не читателем, а автором произведения. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Оно очень характерно для деятельности художников-живописцев, конструкторов, композиторов, режиссеров, писателей, поэтов, архитекторов и других представителей творческих профессий. 2. Содержание образов (предметное, социально-психологическое): § Предметное воображение подчинено созданию образов предметной среды и оно необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д. § Социально-психологическое воображение является условием формирования и развития тех черт личности, которые выражают отношение человека к самому себе и другим людям. Онопредставлено: а) образами других людей, так как обслуживает общение и выступает инструментом решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития личности и т.д.; б) образом самого себя (образом «Я») как концепции индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и выстраивает жизненные планы.
Социально-психологическое воображение особо должно быть развито у руководителей, педагогов, социальных работников и т.д. Чуткость в отношении к людям, тактичность и сочувствие к ним невозможны без этого вида воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека представить себе его эмоциональное состояние в данный момент. Тактичность предполагает не только способность с помощью воображения воссоздать настроение и переживание другого человека, но и предвидеть, какое эмоциональное воздействие произведут на него наши слова или поступки. Если вы хотите выразить сочувствие человеку, то должны иметь развитое воображение, чтобы представить, понять и сопережить его чувства.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.013 с.) |