Основные факторы влияния взрослых на развитие личности детей в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы влияния взрослых на развитие личности детей в семье.



1. Организация усвоения детьми нравственных норм, существующих в обществе. Особенно велика здесь роль механизма подражания: дети перенимают манеры взрослых, непосредственно их окружающих, их взаимоотношения, учатся у них тому, кого любить, кого избегать, кому выражать позитивные, а кому отрицательные эмоции.

2. Формирование самосознания ребенка, особенно позитивного его отношения к себе. Ребенок в семье должен получить первый опыт эмоционального переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Его стремление быть признанным, чувство собственного достоинства должны быть реализованы в семье. Это стремление надо суметь «прошить» таким важным нравственным чувством, как совесть.

3. Высокий уровень доверительного общения между родителями и детьми, дружеский стиль общения, взаимопонимание, преобладание позитивного в оценках действий ребенка со стороны родителей. Отсутствие перечисленного приводит к негативным формам поведения детей, их раздражительности, преобладанию подавленного настроения, низкой самооценке.

4. Создание условий для проявления ребенком чувства уверенности в своих силах. Здесь особо следует выделить родительскую любовь: именно она лежит в основе нравственного и духовного развития ребенка в целом. Чем меньше ребенок видит проявление любви и ласки, тем медленнее он формируется как личность. Ребенок нуждается как в материнской, так и отцовской любви. От женской роли матери зависит прежде всего развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание нравственных качеств. Специфика роли отца в том, что он является воспитателем дисциплины, независимости и безопасности.

Недостаток внимания и любви родителей к детям, редкое их общение с детьми вызывает у последних не только сенсорный голод, но и недоразвитость нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Этим же объясняются случаи немотивированной жестокости и агрессивное поведение некоторых детей.

5. Отношения между родителями определяют степень их личностного влияния на развитие ребенка. Сухомлинский отмечал, что в той семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается красота и гармония человеческих отношений, формируется душевное спокойствие и непринятие безнравственного и антиобщественного.

Типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения дистанции между ними:

1. Оптимальная дистанция, для которой характерно эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку. Основой таких отношений является уважение взрослым ребенка, который воспринимается как личность. Межличностные отношения между родителями и детьми в этом случае строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряя его инициативу и самостоятельность.

2. Сокращенная дистанция (слияние) – нежелательный стиль родительского поведения, когда все внимание концентрируется на ребенке и семья существует только ради ребенка. Это есть проявление гиперопеки: родители постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают самостоятельность, не учитывают степень его социальной зрелости и активности.

3. Увеличенная дистанция (отчуждение) – эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Для данного типа межличностных отношений характерны редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему.

Типы воспитания, деформирующие характер ребенка:

§ Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно враждебно или равнодушно относятся к ребенку. Ребенок в таких семьях воспитывается в условиях повышенной требовательности и эмоциональной отверженности.

§ Воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания, завышенных ожиданий родителей. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка.

§ Гиперопека – это такой тип воспитания, при котором ребенок лишен самостоятельности. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей приводит к замедлению взросления ребенка, неспособности преодолевать жизненные трудности.

§ Воспитание по типу «гипоопеки», когда ребенок предоставлен сам себе, никто не принимает участия в формировании в нем навыков социальной жизни («что такое хорошо и что такое плохо»). Это свойственно эмоционально холодным по складу родителям. Контакты с ребенком носят случайный, поверхностный характер.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Что изучает педагогика? Как она связана с психологией?

2. Перечислите основные категории педагогики.

3. Что является результатом образования?

4. Почему личность в педагогике рассматривается в качестве главного критерия при определении эффективности педагогического процесса?

5. Почему природа личности значительно сложнее и разностороннее, чем ее деятельность?

6. Как соотносятся обучение и воспитание?

7. Почему педагогическое взаимодействие шире понятия «педагогическое воздействие»?

8. Что изучает дидактика, какие категории она использует?

9. Какую роль играет обучение в развитии личности? Какие существуют теории, дающие ответ на поставленный вопрос?

10. Почему эффективность обучения зависит от наличия обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий?

11. Какая идея положена в основу проблемного обучения?

12. Какое психологическое обоснование имеет концепция укрупненных дидактических единиц?

13. Перечислите виды технологий концентрированного обучения. Раскройте их достоинства и недостатки.

14. Как связаны между собой социализация и воспитание личности?

15. Какие существуют критерии воспитанности?

16. В чем особенность авторитарного воспитания?

17. Чем отличается демократическое воспитание от либерального?

18. Какие условия влияют на формирование и развитие личности в семье?

19. Почему доверительное общение между родителями и детьми значимо для воспитания ребенка в семье?

20. Почему формирование чувства собственного достоинства связано с воспитанием совести у ребенка? Можно ли согласиться с утверждением о том, что «кому нечем гордиться, тому нечего и стыдиться»?

21. Можно ли рассматривать подражание в качестве основного способа усвоения ребенком нравственных норм?

22. Какие выделяются типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения психологической дистанции между ними?

23. Перечислите типы воспитания, деформирующие характер ребенка, раскройте их главные особенности.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание 1

 

В своей автобиографии Ч. Дарвин писал, что в учении он отставал от своей младшей сестры. Учителя и отец считали его довольно заурядным мальчиком. Уровень способностей оценивали ниже среднего. Отец нередко говорил ему: «Ты думаешь только об охоте, собаках и ловле крыс и осрамишь себя и всю нашу семью». Проанализируйте описанную ситуацию в контексте особенностей процесса воспитания. Попытайтесь при этом ответить на вопрос о том, почему Ч. Дарвин не подтвердил неутешительные прогнозы отца относительно развития своей личности, достигнув выдающихся успехов в науке. Известны ли вам аналогичные примеры?

 

Задание 2

В нескольких детских садах проводили беседу-опрос с детьми. Интересовались тем, чего дети боятся больше всего? Выяснилось, что некоторые дети боятся не черепахи Тортиллы, не Бабы-Яги, не Змея-Горыныча, а… папы и мамы. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения основных факторов влияния взрослых на развитие личности детей в семье.

 

Задание 3

 

Закончился учебный год. Впереди летние каникулы. Подвели итоги года, выставили оценки. Неожиданно классный руководитель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор. Пусть каждый скажет другому все, что о нем думает». Начали с Вероники. В ее адрес было сказано много нелестного. Девочка расплакалась и до окончания классного часа просидела, уткнувшись в парту, ни на кого не глядя.

Какая педагогическая проблема получила в этой ситуации неверное решение? Используйте при ответе на вопрос знания не только по воспитанию, но и по психологии личности (самооценка, самоуважение, «Я-концепция», способы самоутверждения личности – см. главу 2 «Сознание и бессознательное»). Какой выход возможен из данной ситуации?

 

Задание 4

Мальчику 13 лет. Он неглуп, независим, мужественен, является лидером среди сверстников. Он всегда хозяин положения. Любит находиться на пьедестале, низвержение с которого воспринимает как катастрофу. Однажды в летнем лагере кому-то удалось выиграть у нашего абсолютного чемпиона – в теннис. Эта ситуация чуть не раздавила его, и чтобы ее сломать, наш герой взобрался на крышу и прошелся по самому коньку, говоря своими действиями всем: «Вы так не можете».

Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Что упущено в воспитании этого мальчика? При ответе на поставленный вопрос используйте знания об акцентуациях характера (см. главу 5 «Психология индивидуальности»). Подумайте, к какому типу акцентуированных характеров можно отнести мальчика и на каких принципах должна быть выстроена педагогическая деятельность по отношению к нему?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, прочитайте внимательно требования к ее выполнению.

Необходимо выбрать вариант своей контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не квалифицируется как сданная.

Каждый вариант содержит 6 заданий.

 

Первое задание предполагает общее знакомство с курсом «Психология и педагогика». При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть предлагаемые вопросы.

 

Второе задание требует актуализации такого психологического образования, как логическое понятийное мышление. Выполнение этого задания необходимо осуществлять поэтапно:

§ дайте определение понятиям, выделив в каждом существенный признак, ключевое значение. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните. Используйте для этого глоссарий;

§ установите логические отношения между данными понятиями, поставьте соответствующую цифру.

Образец выполнения второго задания

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для нее способом поведения, эмоционального реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Темперамент – индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

 

1. Мнемоника (А) – мнемотехника (В) – (1).

2. Сангвиник (А) – холерик (В) – (2).

3. Темперамент (А) – характер (В) – (3).

4. Психика (А) – акцентуация (В) – характер (С) – (4).

5. Интерес (А) – апатия (В) – (5).

1. 1. 3. 4. 5.

 

Третье задание предполагает анализ утверждений с точки зрения их истинности и ложности. Доказательство истинности или ложности необходимо вести не голословно, а опираясь на соответствующие психологические знания. Используйте для этого материалы лекций.

Образец выполнения третьего задания:

Суждение: «Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, он может только переживать их». Это суждение является неверным, так как в нем неспособность человека к осознанию и осмыслению своих эмоций объясняется только их переживанием. В действительности же мы можем не только переживать эмоции, находясь при этом как бы внутри их, но и осознавать их, т.е. посмотреть на них со стороны и выразить то, что мы увидим, словами.

Четвертое задание предполагает умение свободно ориентироваться в лекционном материале, в тематике лекций, а также способность, используя соответствующую информацию, свободно конструировать, достраивать суждения до целостного, законченного вида. Заполните пробелы в суждениях не любыми, а ключевыми словами.

Пятое задание имеет целью проверить, насколько системно усвоен курс психологии. Чтобы его выполнить, надо изучить соответствующие темы. Данное задание направлено на формирование такого навыка мышления, как способность к классификации, а также входящих в его состав анализа и синтеза.

 

Шестое задание рассчитано на распознавание психических свойств, состояний и процессов. В качестве материала для анализа взяты жизненные ситуации, в контексте которых происходит актуализация соответствующих психологических образований (памяти, мышления, воображения, акцентуаций характера, типов темперамента и т.п.). Задание этого типа потребует от вас умения быть психологически зрячим, т.е. видеть психологическое содержание различных жизненных ситуаций, с которыми практически сталкивается каждый из нас.

 

Образец выполнения шестого задания:

«В ситуациях, когда возникают неожиданные преграды на пути к достижению поставленной цели, юноша становится очень раздражительным» В данной ситуации имеет место проявление такого эмоционального состояния, как фрустрация. Это доказывается тем, что фрустрация возникает в ситуациях, вызванных неуспехом в удовлетворении потребности или желания, сопровождается эмоцией гнева и его проявлением – раздражительностью. Поскольку в эмоциональных состояниях находят свое проявление и психические свойства личности, то необходимо их выделить. В описанной жизненной ситуации может обнаружить себя холерический темперамент юноши, главным свойством которого выступает преобладание возбуждения над торможением. Также в этой ситуации могут заявить о себе такие эмоциональные черты личности, как эмоциональная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Попытайтесь доказать это, изучив предварительно материал соответствующей главы настоящего пособия.

 

Работа должна быть аккуратно оформлена, выполнена на листах формата А4, написана от руки разборчивым почерком или напечатана на компьютере. Титульный лист выполняется в соответствии с предлагаемым образцом. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы.


 

Образец

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

 

 

Тюменский государственный

архитектурно-строительный университет

 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

Контрольная работа

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Вариант № 5

Выполнил:

Иванов И.И.

06/АД. О364

Проверила:

Дерябина В.А.

 

 

 

Тюмень 2007

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психология как наука»:

а) определение предмета психологического исследования;

б) понятие психологического факта, его особенности и отличие от объективного факта;

в) основные отрасли психологии;

г) методы исследования в психологии (наблюдение, опрос, эксперимент, метод тестов).

 

Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений они находятся. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

1. Апперцепция (А) – восприятие (В).

2. Общение (А) – эффект первичности (В).

3. Самооценка (А) – самоуверенность (В).

4. Характер (А) – темперамент (В).

5. Акцентуация (А) – психопатия (В) – характер (С).

Задание 3. Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.

1. Эмоции способны предвосхищать логику событий, интуитивно улавливая тенденции их развития. (Для доказательства истинности или опровержения данного тезиса возьмите любой познавательный процесс, допустим, мышление, и сравните его с переживанием какой-либо эмоции, например, гнева или страха).

2. С помощью мышления на основе обобщения наблюдаемых фактов мы можем делать такие выводы и заключения, которые позволяют понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения.

3. Переживание жизненного смысла событий, личностной значимости их для человека осуществляется с помощью эмоций. Этим объясняется причина включения эмоций в смысловое поле сознания, без чего понимание других людей и самого себя не будет полным и целостным.

4. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, он может только переживать их.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом или подчеркните.

1. Средистратегий преодоления стрессогенной ситуации выделяется:

а) …, когда люди рассматривают стрессоры как вызов и уверены в своей способности справиться с ними; б) …, которая включает не только отношения с близкими людьми, но и принадлежность к большой социальной группе; в) … от стрессора и избегание его (поменять место работы или жительства и т.п.); г) позитивная … стрессора, придание ему ….

2. Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций: а) … состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифференцированно, в зависимости от их значимости; б) … уровень эмоций – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляется экспрессия; в) … состояние – эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

3.Закономерные связи между отдельными чертами характера выражают его …. Это позволяет, … ту или иную черту у данного человека, предполагать ….

4. Не следует смешивать свойства темперамента и свойства…. При одних и тех же … особенностях психики (т.е. свойствах темперамента) возможны различные типы ….

5. Творческое образноемышление обнаруживает свою специфику в том, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а …. Они или извлекаются из … памяти, или творчески воссоздаются ….

Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:

1. Основные виды памяти (8 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

2. Виды мышления (3 правильных ответа)

№№ __________________________________________________________

3. Свойства внимания (5 правильных ответов)

№№ __________________________________________________________

4. Локус контроля (2 правильных ответа)

№№ __________________________________________________________

5. Основные классы бессознательных явлений (5 правильных ответов).

№№ _________________________________________________________

Номера правильных ответов напишите после знака «№№».

1. Интернальный.

2. Кратковременная.

3. Оперативная.

4. Долговременная.

5. Объем.

6. Образная.

7. Устойчивость.

8. Словесно-логическая.

9. Субсенсорное восприятие.

10. Наглядно-действенное.

11. Установки и стереотипы.

12. Переключаемость.

13. Мысленные, образные и чувственные интуиции.

14. Творческое образное.

15. Двигательная.

16. Произвольная – непроизвольная.

17. Переживание беспричинных эмоций.

18. Понятийное.

19. Эмоциональная.

20. Концентрация.

21. Экстернальный.

22. Распределяемость.

23. Механизмы психологической защиты личности.

 

Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.

1. Увидев девушку в облегающем черном платье, юноша решил, что она очень сильно похудела.

2. Увидев кресло необычной формы, мальчик понял, что это такое, только после осмотра его со всех сторон.

3. Архитектор проектирует чертеж будущего здания.

4. Руководитель обещает премию тому, кто досрочно выполнит задание.

5. Юноша мог имитировать голос, особенности речи и поведения знакомых ему людей.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы «Психологические концепции. Краткий экскурс в историю психологии»:

а) философский этап в развитии психологии (развитие психологических знаний с Античности до XIX века); б) выделение психологии в самостоятельную науку; в) особенности становления отечественной психологии; г) создание первых специальных научно-исследовательских учреждений; В. Вундт, В.М. Бехтерев; д) основоположник русской научной психологии И.М. Сеченов и его основные идеи; е) психологические концепции: структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология.

 

Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений они находятся. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

1. Агрессия (А) – амбивалентность (В).

2. Воображение (А) – мечта (В) – творчество (С).

3. Суждение (А) – понятие (В).

4. Восприятие (А) – мышление (В).

5. Воспитание (А) – характер (В).

 

Задание 3. Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.

1. Психологическое пространство «Я» и психологическое пространство «Другого человека» не являются тождественными, это достаточно автономные образования, хотя и имеют множество точек пересечения.

2. Хотя отношению человека к самому себе, самосознание является наиболее поздним психологическим образованием, но именно ему принадлежит роль главного фактора формирования человеческой психики. Почему?

3. Одно и то же поведение может обеспечиваться и направляться различными психическими механизмами (мотивами), и наоборот – один мотив может регулировать несколько видов деятельности.

4. Поскольку люди по-разному воспринимают одни и те же события, то, меняя способы восприятия, могут добиться изменения своего поведения.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом или подчеркните.

1. Психологическое пространство – это не … пространство, однако оно стремиться … в нем … и ….

2. Модальное общение имеет место тогда, когда … лежат в пределах самого … и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

3. В основе стадии дифференциации развития межличностных отношений стремление противопоставить слишком большой … свои особые …, не совпадающие с … партнера.

4. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между участниками, которые находятся в …, поэтому имеют возможность …, …, …, легко осуществлять обратную ….

5. Ригидность – «вязкость» эмоций, их стабильность, … переключения с одной эмоции на другую, … долгого внимания на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах.

 

Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:

1. Способы создания новых образов (6 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

2. Основные свойства темперамента (7 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

3. Ведущие факторы развития способностей (3 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

4. Ведущие факторы формирования характера (3 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

5. Типы акцентуированных характеров. (7 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

 

Номера правильных ответов напишите после знака «№№».

1. Демонстративный.

2. Интроверсия.

3. Экспрессивность.

4. Пластичность.

5. Психастенический.

6. Типизация.

7. Наличие задатков.

8. Использование упражнений.

9. Ригидность.

10. Сензитивные возрастные периоды.

11. Создание соответствующих жизненных ситуаций.

12. Экстраверсия.

13. Благоприятная социальная среда.

14. Дистимический.

15. Аналогия.

16. Возбудимый.

17. Агглюцинация.

18. Эмотивный.

19. Перемещение.

20. Гипертимный.

21. Придача.

22. Лабильный.

23. Гиперболизация.

24. Реактивность.

25. Положительная мотивация успеха.

26. Сензитивность.

 

Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.

1. Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.

2. Сын тщательно наводит порядок в комнате в надежде, что мать похвалит его.

3. Женщина вечером смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но ее мысли в это время были направлены на предстоящий летний отпуск. На следующий день утром она не могла вспомнить, ожидается ли днем дождь.

4. Студент непрестижного вуза успокаивает себя размышлениями о преимуществах избранной им специальности.

5. Девушка боится утонуть. Она отказывается садиться в ванну, джакузи или любую другую емкость с водой, начинает волноваться, даже когда оказывается поблизости от фонтана.

 

ВАРИАНТ 3

Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы «Структура и функции психики человека»:

а) понятие психики и ее структура; б) главные свойства психики человека; в) основные функции психики человека; г) развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

 

Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений они находятся. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

1. Эмоции (А) – сознание (В).

2. Кинесика (А) – жесты (В).

3. Рефлексия (А) – эмпатия (В).

4. Самосознание (А) – самооценка (В).

5. Умозаключение (А) – понятие (В).

 

Задание 3. Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.

1. Неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему, т.е. непроизвольное восприятие мира и запоминание его – главный признак всей сферы бессознательного.

2. Механизмы психологической защиты личности выполняют роль фильтра, не допускающего или каким-либо образом устраняющего информацию, несовместимую с уровнем самоуважения, чувством собственного достоинства, самооценкой индивида.

3. Мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается их личностная значимость, есть не что иное, как механизм проекции.

4. Слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот – сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом или подчеркните.

1. Нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина …, вызывающая едва заметное ощущение, чем … величина этого порога, тем … чувствительность, и наоборот.

2. При одновременном действии двух … раздражителей их воздействие на человека …. Если же раздражители действуют последовательно, и если …, из них обладает значительной силой, то … будет восприниматься как менее …, нежели бы он воспринимался ….

3. Целостность – это свойство восприятия, согласно которому всякий объект воспринимается как устойчивое …, даже если … этого целого в данный момент времени не являются ….

4. Психологически не безразлично, где находится человек, с которым мы общаемся: справа или …, выше или …. Всему … или всему … придается … значение и … эмоциональное подкрепление, чем левому и низкому.

5. Холерику рекомендуется … виды деятельности, требующие не только … внимания, но и … его …; но не рекомендуется … работа.

 

Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:

1. Глубинная психология, согласно которой … (5 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

2. Бихевиоризм, согласно которому … (5 правильных ответов).

№№ __________________________________________________________

3. Гуманистическая психология, согласно которой … (3 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

Номера правильных ответов напишите после знака «№№».

1. В психике существует наиболее глубокий слой – коллективное бессознательное, состоящее из первичных психических образов – архетипов.

2. Комплекс неполноценности – это преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности, он берет свое начало в детстве.

3. Сознание не поддается изучению, поэтому предметом психологии является поведение.

4. Ранние детские стадии развития человека определяют его взрослую жизнь.

5. Жесткая связь стимула и поведения позволяет формировать (модифицировать) образ действий человека в игровой, учебной, профессиональной и т.п. деятельности.

6. Каждый человек уникален и обладает свободой выбора, что предполагает личную ответственность каждого индивидуума за наполнение своей жизни определенным смыслом.

7. Предметом изучения психологии выступает личность – как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а структуру, имеющую открытую возможность для самоактуализации.

8. Человеку по наследству передается иерархия врожденных потребностей, согласно которой потребность в самоактуализации может быть реализована лишь после удовлетворения всех предшествующих потребностей.

9. Поведение человека есть не что иное, как действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами.

10. Психология превратилась в психологию без психики.

11. Новые формы поведения можно приобрести путем научения через наблюдение, т.е. подражания поведению других.

12. Бессознательное является источником влечений и желаний человека, побуждая его к действиям.

13. Для сохранения нормального психического состояния человек постоянно применяет механизмы психологической защиты.

 

Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.

1. Студент был так поглощен решением математической задачи, что не заметил, как в аудиторию вошел преподаватель.

2. Девушка, придя из драматического театра, с восторгом рассказывает матери об увиденном спектакле.

3. Начальник, проявляя строгость к подчиненным, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

4. Пятнадцатилетняя девочка пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того, как родители попросили ее вымыть посуду.

5. Женщина, читая книгу, живо представила себе переживания главной героини.

 

ВАРИАНТ 4

Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы «Сознание как высшая ступень развития психики»:

а) понятие о сознании; б) возникновение и развитие человеческого сознания; в) самосознание, его уровни и центральные характеристики; г) взаимодействие сознания и подсознания; д) сознание и бессознательное; е) сон как состояние сознания.

 

Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений они находятся. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

1. Аффект (А) – эмоция (В).

2. Личность (А) – чувства (В).

3. «Я-концепция» (А) – мышление (В).

4. Лидер (А) – стенические эмоции (В).

5. Проксемика (А) – общение (В).

 

Задание 3. Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.

1. Мышление осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений.

2. Чувства человека – это переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей.

3. Отличительной чертой фрустрации выступает устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира и самому себе.

4. Динамичность как свойство эмоций обнаруживает себя в тех ситуациях, когда сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом или подчеркните.

1. Представителей … темперамента трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

2. Сохранение – активный мнемический процесс придания … опыту, в том числе и личностным структурам, … форм.

3. Высшее проявление зрительной памяти – эйдетическая память – … воспроизведение … образов, когда человек буквально … отсутствующий предмет как ….

4. Функции образной памяти – …, …, … образа. Функции образного мышления – создание … на основе образов, предъявляемых … памятью.

5. Особенность застревающего характера заключается в следующем: ….

Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:

1. Виды практического мышления (2 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

2. Факторы непроизвольного внимания; характеристики раздражителя (4 правильных ответа)

№№ __________________________________________________________

3. Виды памяти по времени сохранения материала (4 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

4. Виды произвольного воображения (2 правильных ответа).

№№ __________________________________________________________

 

Номера правильных ответов напишите после знака «№№».

1. Новизна.

2. Наглядно-действенное.

3. Кратковременная.

4. Творческое.

5. Наглядно-образное.

6. Оперативная.

7. Долговременная.

8. Контрастность.

9. Мгновенная.

10. Отношение к потребностям, интересам, стереотипам, установкам личности.

11. Воссоздающее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.245 с.)