Раздел 1. Теория и методика воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теория и методика воспитания



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета_______________

________________________________

_____________________

«______»__________________2012 г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

________________________________

Протокол № __ от «___» ________ 2011 г.

_________________ Зав. кафедрой педагогики,

к. психолог. наук, доцент Е.В. Кузнецова

 

ПрОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б. 3.2 ПЕДАГОГИКА

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Иностранный (английский) язык,

Русский язык и литература,

Математика и информатика

Степень: Бакалавр педагогики

 

 

Составитель:

Юсупова Альфия Юсуповна,

Старший преподаватель кафедры педагогики

 

Куйбышев 2012

 

1. Цели и задачи дисциплины:

В настоящее время в педагогической науке идет становление новой системы образования, направленной на гуманизацию образовательного пространства. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в учебной деятельности.

Происходит смена образовательных парадигм, усиливаются процессы интеграции и дифференциации. В связи с чем, появилась потребность в переосмыслении содержания педагогического курса в свете системы ценностей и приоритетов в образовательной политике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Программа по курсу составлена с учетом классических и новейших исследований в области педагогики, психологии и других смежных наук.

Курс педагогики условно можно разделить на три части: Теория и методика воспитания, Социальная педагогика, педагогические технологии.

Цель учебной дисциплины - вооружить студентов знаниями о специфике профессиональной педагогической деятельности, о сущности процессов воспитания и социализации, о социальной педагогике как теории и практике, о сущности педагогических технологий.

 

Теория и методика воспитания

Цель: развитие педагогической компетенции студентов в области теории воспитания и методики организации воспитательной работы.

З адачи:

· овладение основными педагогическими понятиями, закономерностями, принципами, теоретическими положениями в области теории воспитания;

· овладение алгоритмом решения педагогических задач;

Курс направлен на формирование у студентов чёткого представления о социальной и педагогических сторонах сложного педагогического явления, каким является воспитание.

Проблемы воспитания, его содержание, формы и методы в современной школе, результаты и показатели эффективности – основные вопросы курса.

Социальная педагогика

Цель: овладение комплексом знаний и умений, обеспечивающих необходимый, достаточный уровень профессиональной готовности к решению целого ряда проблем социально-педагогической практики в школе.

Задачи:

  • формирование системы знаний в области основных понятий, закономерностей, принципов, теоретических положений социальной педагогики;
  • изучение ключевых вопросов о факторах и закономерностях социализации ребенка;
  • раскрытие специфики социально-педагогической работы;
  • сформирование умения аналитической работы с педагогической литературой;
  • развитие умения исследовательской работы, профессиональной рефлексии.

Педагогические технологии

Цель: раскрытие сущности педагогических технологий, их значимости.

Задачи:

· Изучение базовых понятий педагогических технологий;

· Ознакомление с методами и приёмами технологизации: прогнозированием, проектированием, конструированием и т.д.;

· Развитие умений конструирования различных форм деятельности;

· Формирование у студентов позитивной мотивации к творческой деятельности;

· Формирование умений и навыков использования знаний в процессуальной деятельности;

· Развитие умений и навыков решения педагогических задач;

· Осуществление педагогической профессиональной ориентации студентов;

· Формирование потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании в профессиональной деятельности и овладении его технологией.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Педагогика органически связана в соответствии с учебным планом с общественно-гуманитарными науками. Педагогика обучает, опираясь на свою цель, задачи, предмет, объект, методологию, методы и средства. Методически, стилистически и по сути педагогика, философия и культурология дополняют друг друга в вопросах взаимосвязи духовно-интеллектуального развития человека и общественных отношений, теории познания, общественного развития личности, духовно-нравственных, событийных основ общественных отношений.

 

3. Требования к уровню усвоения дисциплины

 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

 

общекультурные компетенции (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

 

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

 

профессиональные компетенции (ПК):

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

 

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

В процессе овладения содержанием дисциплины студент должен знать:

· основные категории и понятия соответствующих разделов;

· ценностные основы профессио­нальной деятельности в сфере об­разования;

· сущность и структуру процессов воспитания и социализации;

· методологию педагогических ис­следований проблем образования (воспитания, социализа­ции);

· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

· способы построения межлично­стных отношений в группах разно­го возраста;

· особенности социального парт­нерства в системе образования;

· способы профессионального са­мопознания и саморазвития;

уметь:

· системно анализировать и выби­рать воспитательные концепции;

· использовать методы психологи­ческой и педагогической диагно­стики для решения различных про­фессиональных задач;

· учитывать различные контексты (социальные, культурные, нацио­нальные), в которых протекают процессы воспитания и социализации;

· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особен­ности воспитанников;

· проектировать образовательный процесс с использованием совре­менных технологий, соответст­вующих общим и специфическим закономерностям и особенностям
возрастного развития личности;

· организовывать внеучебную дея­тельность воспитанников;

· бесконфликтно общаться с раз­личными субъектами педагогиче­ского процесса;

· участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

· использовать теоретические зна­ния для генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

· способами пропаганды важности педагогической профес­сии для социально-экономического развития страны;

· способами ориентации в профес­сиональных источниках информа­ции (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

· способами осуществления психо­лого-педагогической поддержки и сопровождения;

· способами взаимодействия с дру­гими субъектами образовательного процесса;

· способами проектной и иннова­ционной деятельности в образова­нии;

· различными средствами комму­никации в профессиональной педа­гогической деятельности;

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возмож­ностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

По окончании 3 семестра проводится зачёт, после освоения курса предусматривается проведение экзамена.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 106 часов. Дисциплина изучается в 1 и 2 семестре.

№ п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций
Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ (ч.) СР (ч.)
  Раздел 1. Теория и методика воспитания         Работа на практических занятиях, тестирование ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Раздел 2. Социальная педагогика           Работа на практических занятиях, тестирование. ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Раздел 3. Педагогические технологии           Работа на практических занятиях, тестирование. ОК - 1, 7,13,16; ОПК - 1, 2, 3, 4, 6; ПК – 1, 2, 3, 4, 5,6,7.
  Итого          

 

Вид учебной деятельности Всего часов
Аудиторные занятия(всего)  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа  
Вид итоговой аттестации экзамен
Общая трудоемкость дисциплины    
Зачетные единицы  

Практические занятия

Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике.

4.3. Содержание разделов дисциплины

Семинарские занятия

Семинарское занятие №1.

Семинарское занятие №2

Тема: Проблема цели и целеполагания в деятельности воспитателя.

Цель: рассмотреть понятие цели в воспитании.

 

Определение цели воспитания мы

считаем лучшим пробным

камнем всяких философских,

психологических и

педагогических теорий.

К.Д.Ушинский

Основные понятия: Цель воспитания, воспитательный идеал, целеполагание, мотивированность цели, гуманитарная экспертиза цели воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое цель воспитания?

2. Почему существует многообразие целей воспитания?

3. Какие составные части выделяются в цели воспитания?

4. Какая цель воспитания в современной отечественной школе?

5. Что такое цель воспитания как социальное явление?

6. Кем определяется и задается цель воспитания? Почему?

7. Что такое в вашем понимании диалектика цели воспитания?

8. Назовите три уровня целеполагания в воспитании. Приведите конкретные примеры каждого уровня.

9. В советское время цель воспитания формулировалась так: всестороннее развитие социально активной личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Сравните это с тем, как сформулирован заказ в Законе РФ «Об образовании». Какая формулировка цели вам кажется более личностно-ориентированной? Почему?

10. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

Литература:

1. Бордовская, Н. Педагогика: Учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2001.-304с. – (Учебник нового века).

2. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/В.С.Кукушин. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224с.

3. Лихачёв В.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.-46с

Дополнительная литература:

1.Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Народное образование», «Школьные технологии» и др. за 2004-2007

2 Лебеденко Л. Радость – воспитательная сила в народной педагогике/ А.Лебеденко; Творческая лаборатория гуманной педагогики Шалвы Амонашвили // Народное образование. – 2004. - №2. – С.178-183.

3 Лихачёв, А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. – 2001. -№3. – С.33-36.

4 Кузьмина С. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. – 1999. - №1. – С.76-81.

5. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования /И.В.Метлик// Педагогика. – 2003. - №7. – С.71-78.

6. Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема/В. Пионтковский// Учитель. – 2004.- №4. – С.67-69.

7. Плешаков, В.А. «Завтрашняя педагогика» А.С. Макаренко и её значение для современной теории и практики воспитания/В.А. Плешаков// Преподаватель XXI век. – 2004. - №2. – С.57-62.

8. Работы Макаренко, Сухомлинского, Ушинского, Толстого и др..

9. Сокольников Ю. Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитании /Ю.Сокольников, С.Сенатор // Воспитание школьников. – 2004.-№4. – С.2-4.

10. Харисов Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. -1999. - №2. – С.51-57.

11. Харисов Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. -1999. - №2. – С.51-57.

 

Семинарское занятие № 3.

Семинарское занятие № 4

Семинарское занятие № 5.

Тема: Национальное своеобразие воспитания .

Цель: раскрыть своеобразие национального воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Идеологизация воспитания как процесс изоляции отечественной школы от развития мирового педагогического опыта воспитания и общечеловеческой гуманистической культуры.

2. Опыт народной педагогики.

3. Национальные традиции, культура, национально-этническая обрядность, обычаи, привычки как своеобразие воспитания.

4. Философские основания отечественной педагогической мысли:

4.1. Взгляды на воспитание А.С.Макаренко;

4.2. Взгляды на воспитание В.А.Сухомлинского;

4.3. Взгляды на воспитание К.Д.Ушинского;

4.4. Взгляды на воспитание Л.Н.Толстого и др. отечественных педагогов и философов.

Литература:

1. Бордовская, Н. Педагогика: Учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2001.-304с. – (Учебник нового века).

2. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224с.

3. Лихачёв В.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.

Дополнительная литература:

1. Лебеденко Л. Радость – воспитательная сила в народной педагогике/ А. Лебеденко; Творческая лаборатория гуманной педагогики Шалвы Амонашвили // Народное образование. – 2004. - №2. – С.178-183.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512с.

3. Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема/В. Пионтковский// Учитель. – 2004.- №4. – С.67-69.

4. Плешаков, В.А. «Завтрашняя педагогика» А.С. Макаренко и её значение для современной теории и практики воспитания/В.А. Плешаков// Преподаватель XXI век. – 2004. - №2. – С.57-62..

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2: Процесс воспитания.-256 с.

6. Харисов Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. -1999. - №2. – С.51-57

 

Вопросы для обсуждения

1. Забота о детях в истории России.

2. Государственная политика защиты детей в 18 веке.

3. Государственная политика защиты детей в 19 веке.

4. Благотворительность в истории России 19-начала 20 века.

5. Православия в образовании и воспитании человека в России.

6. Семейное воспитание и домашнее образование в 19 – начале 20 века.

7. Социально – педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

8. Становление отечественной системы социально-педагогической деятельности.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова.-М.: Академия, 2001.-192с.-(Педагогическое образование)

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.2-е изд.стереотип. - М.:Академия, 2001.-440с.

3. Просветова Т.С. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России: Начало XX века/ Т.С. Просветова //Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №6. - с. 192-202.

4. Социальная педагогика: Курс лекций Под общ. ред. М.А.Галагузовой.- М.: ВЛАДОС: Моск.гос,ун-т, 2002.-272.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятий «развитие», «социализация», «социальное воспитание», «социальное обучение», «социальное образование», их взаимосвязь.

2. Общая характеристика мега-, макро-, мезо-, микрофакторов социализации человека..

3. Социализированность и воспитанность личности как результат социализации на определенном возрастном этапе, их критерии и показатели.

4. Основные институты социального воспитания, их роль и взаимодействие в социальном воспитании.

Литература

1. Социальная педагогика: Курс лекций Под общ. ред. М.А.Галагузовой.- М.: ВЛАДОС: Моск.гос,ун-т, 2002.-272 с.

2. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов/ М.В. Шакурова.-М.:Академия,2002.-272 с.

3. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. вузов/ Под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2002.-272 с.

Вопросы для обсуждения

1. Детство. Защита детей в современных условиях.

2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне.

3. Работа социального педагога с трудными подростками.

4. Работа социального педагога с одаренными детьми.

5. Опыт социального воспитания в странах Европы и США.

6. Социально–педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

7. Социально–педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

8. Социально–педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

Литература

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — 2-е изд.стереотип. - М.:Академия, 2001.-440с.

2. Социальная педагогика: Курс лекций Под общ. ред. М.А.Галагузовой.- М.: ВЛАДОС: Моск.гос.ун-т, 2002.-272с.

3. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов/ М.В. Шакурова.-М.:Академия,2002.-272с.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480с.

 

Лекционные занятия

Семинарские занятия

Семинарское занятие №1.

Семинарское занятие №2

Тема: Педагогическая задача

Цель: раскрыть сущность понятия «педагогическая задача», рассмотреть типы задач.

Вопросы для обсуждения:

1.Педагогические задачи, их назначение, этапы решения педагогических задач.

2.Типы педагогических задач.

3.Проявление профессионализма и мастерства в решении педагогических задач.

Практические задания:

1.Составьте схему решения педагогической задачи.

2.Проиллюстрируйте проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогической задачи на конкретном примере.

Литература:

1.Педагогика: учебное пособие для студентов вузов/ В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др.- М.: Школа-Пресс, 1997.- 512с.

2.Педагогические технологии: учебное пособие для студ. пед. специальностей/ М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин и др./ под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: МарТ, 2006. – 320с.

Семинарское занятие №3-4

Семинарское занятие №5

Семинарское занятие №6

Семинарское занятие №7

Литература

1.Педагогика: учебное пособие для студентов вузов/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.- 512с.

2.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов/ под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512с.

3.Педагогические технологии: учебное пособие для студ. пед. специальностей/ М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин и др./ под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: МарТ, 2006

Дополнительная литература:

1.Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.А. Лобанов. - М.: Академия, 2002

2.Юрасов, И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий/И.А. Юрасов, О.Н. Юрасова// Школьные технологии. – 2006. - №3. – с.19-22

Образовательные технологии

Курс предполагает использование таких форм усвоения учебного материала как лекции, практические, текущая самостоятельная работа и ее защита. Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Основными методами обучения выступают рефлексия, беседа, дискуссия, работа в малых группах, метод конкретных ситуаций, анализ уроков (конспектов и видеоуроков), метод визуальных презентаций материала, тестирование.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

6.1. Формы, содержание и требования к выполнению самостоятельной работы

Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практических занятий целесообразно выполнение самостоятельной работы с использованием научных и учебно-методических источников. Нормативный объем самостоятельной работы по учебной дисциплине установлен для студентов дневной формы обучения в объеме минимума 54 часа, из них на теоретическое освоение курса и подготовку к практическим занятиям – 20 часов, на подготовку письменных самостоятельных работ – 34 часа.

Методические рекомендации.

Информационный материал извлекается студентом из рекомендованной литературы и лекций преподавателя. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студент обсуждает на семинарских занятиях и научно-практических конференциях. С целью формирования у студента способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены типовые задания, а также задания, требующие творческого, самостоятельного поиска решения. Обязательным компонентом в образовательном процессе является составление студентом словаря психолого-педагогических понятий.

Предлагаемое построение курса должно помочь студентам сориентироваться в предмете и показать, как используются знания по психолого-педагогической антропологии в практике образовательного процесса. Разработанные и рекомендуемые планы лекционных занятий, мы учитывали, что они помогут студентам при самостоятельном изучении курса, а также позволят сосредоточить внимание на важных и практически применимых вопросах каждого раздела курса.

Рекомендации к проведению семинарских занятий.

В соответствии с учебным планом семинарские занятия необходимо проводить, делая акцент на наиболее трудных теоретических темах курса.

Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

Работа с монографиями и первоисточниками.

Важной работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий.

Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Психолого-педагогическая антропология», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п.

Важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

Составление матрицы идей подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана.

Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник.

Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст.

Общепринятыми пометками являются такие:

! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте;

? - несогласие с автором, сомнение;

?! - недоумение, удивление;

NB - весьма важно;

V - важно, стоит заметить;

- интересно, может пригодиться.

Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Требования к эссе:

Эссе (фр. еssai опыт, набросок) – это самая подвижная, доступная и минимально зависящая от дидактических условностей форма изложения своей позиции.

Эссе - самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. Задача студентов в непринужденной форме изложить личные соображения по какому-либо вопросу, аргументируя свою позицию. Объем эссе неограничен.

Критерии оценки качества эссе: о-6 баллов.

При оценке эссе обращается внимание на следующее:

• Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

• Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

• Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.205 с.)