Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Проектирование и осуществление педагогического процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: формировать представление о технологии конструирования, проектирования и осуществления педагогического процесса; развивать умения проектирования и планирования деятельности педагога. Вопросы для обсуждения: 1.Понятие технологии конструирования педагогического процесса. 2.Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. 3.Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя. Планирование работы учителя-предметника. 4.Целеобразование. Постановка целей и целевая ориентация обучения. Способы постановки целей. 5.Понятие технологии осуществления педагогического процесса. 6.Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Практические задания: • Используя технологию составления плана, структуру плана работы классного руководителя, составьте примерную схему и план работы классного руководителя для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов (по выбору) • Используя методические рекомендации «Планирование и подготовка воспитательного мероприятия», разработайте вариант КТД или другого воспитательного мероприятия. • Разработайте вариант или фрагмент тематического планирования учебного материала (предмет, содержание материала по выбору) • Сформулируйте задачи подготовительной деятельности в конструировании содержания учебного материала. Назовите трудности подготовительной деятельности учителя. Составьте схемы и зарисовки (образец № 1,2. см. Штейнберг, В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя// Школьные технологии. – 2000. - №3. – с. 3-18.) • Раскройте технологию организации коллективной творческой деятельности на конкретном примере. Литература: 1.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов/ под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512с. 2.Педагогика: учебное пособие для студентов вузов/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.- 512с. 3.Педагогические технологии: учебное пособие для студ. пед. специальностей/ М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин и др./ под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: МарТ, 2006. – 320с. Дополнительная литература: 1.Афанасьев, В. Проектирование технологий// Высшее образование в России. – 2001. - №4. – с 147-150 2.Борытко, Н. Технологизация работы классного руководителя/Н. Борытко// Школьные технологии. – 2005. - №3. – с. 36-43 3.Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студ. вузов/ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157с
Семинарское занятие №7 Тема: Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных отношений. Цель: раскрыть сущность технологии педагогического общения; формировать установку на субъект-субъектные педагогические отношения. Вопросы для обсуждения: 1.Педагогическое общение в структуре деятельности учителя. 2.Понятие о технологии педагогического общения. 3.Стадии педагогического общения и технология их реализации. 4.Коммуникативная задача. Этапы решения коммуникативных задач. 5.Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. 6.Технология установления педагогически целесообразных отношений. Практические задания: Назовите возможные трудности организации педагогического общения. Составьте памятку, рекомендации по установлению педагогически целесообразных отношений для учителя – предметника, классного руководителя, воспитателя (на выбор). Литература 1.Педагогика: учебное пособие для студентов вузов/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.- 512с. 2.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов/ под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512с. 3.Педагогические технологии: учебное пособие для студ. пед. специальностей/ М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин и др./ под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: МарТ, 2006 Дополнительная литература: 1.Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.А. Лобанов. - М.: Академия, 2002 2.Юрасов, И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий/И.А. Юрасов, О.Н. Юрасова// Школьные технологии. – 2006. - №3. – с.19-22 Образовательные технологии Курс предполагает использование таких форм усвоения учебного материала как лекции, практические, текущая самостоятельная работа и ее защита. Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Основными методами обучения выступают рефлексия, беседа, дискуссия, работа в малых группах, метод конкретных ситуаций, анализ уроков (конспектов и видеоуроков), метод визуальных презентаций материала, тестирование.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ 6.1. Формы, содержание и требования к выполнению самостоятельной работы Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практических занятий целесообразно выполнение самостоятельной работы с использованием научных и учебно-методических источников. Нормативный объем самостоятельной работы по учебной дисциплине установлен для студентов дневной формы обучения в объеме минимума 54 часа, из них на теоретическое освоение курса и подготовку к практическим занятиям – 20 часов, на подготовку письменных самостоятельных работ – 34 часа. Методические рекомендации. Информационный материал извлекается студентом из рекомендованной литературы и лекций преподавателя. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студент обсуждает на семинарских занятиях и научно-практических конференциях. С целью формирования у студента способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены типовые задания, а также задания, требующие творческого, самостоятельного поиска решения. Обязательным компонентом в образовательном процессе является составление студентом словаря психолого-педагогических понятий. Предлагаемое построение курса должно помочь студентам сориентироваться в предмете и показать, как используются знания по психолого-педагогической антропологии в практике образовательного процесса. Разработанные и рекомендуемые планы лекционных занятий, мы учитывали, что они помогут студентам при самостоятельном изучении курса, а также позволят сосредоточить внимание на важных и практически применимых вопросах каждого раздела курса. Рекомендации к проведению семинарских занятий. В соответствии с учебным планом семинарские занятия необходимо проводить, делая акцент на наиболее трудных теоретических темах курса. Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно. По дисциплине, в силу специфики её предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем. Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы Работа с монографиями и первоисточниками. Важной работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов. В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Психолого-педагогическая антропология», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п. Важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: • Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста. • Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента. • Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста, • Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница, • Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами). • Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту. • Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска; • Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного; • Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме; • Составление матрицы идей – подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов. Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы. Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала. Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала. Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д. В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна). Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана. Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания. Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник. Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст. Общепринятыми пометками являются такие: ! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте; ? - несогласие с автором, сомнение; ?! - недоумение, удивление; NB - весьма важно; V - важно, стоит заметить; - интересно, может пригодиться. Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Требования к эссе: Эссе (фр. еssai опыт, набросок) – это самая подвижная, доступная и минимально зависящая от дидактических условностей форма изложения своей позиции. Эссе - самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. Задача студентов в непринужденной форме изложить личные соображения по какому-либо вопросу, аргументируя свою позицию. Объем эссе неограничен. Критерии оценки качества эссе: о-6 баллов. При оценке эссе обращается внимание на следующее: • Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. • Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. • Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.011 с.) |