ТОП 10:

Автор-составитель – доцент Стрикель Н.И.



СУРС - самостоятельная управляемая работа студентов является важной составляющей частью учебного процесса. При изучении дисциплины

«Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность» предусматривается выполнение двух работ, по одной по каждому из разделов:

СУРС – 1 по разделу «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций» и

СУРС – 2 по разделу «Радиационная безопасность».

При выполнении СУРС – 1 студентам необходимо самостоятельно изучить следующие темы и учебные вопросы:

1. Географическое и социально-экономическое положение Республики Беларусь.

1.1. Географическое расположение

1.2 Ландшафт

1.3 Рельеф местности

1.4.Климат

1.5 Природные ресурсы

1.6.Население, демографическая ситуация

1.7. Развитие промышленности

1.8. Энергетика

1.9. Транспортные коммуникации.

1.10. Развитие сельского хозяйства.

2. Аварии и катастрофы

2.1. ДТП – дорожно-транспортные происшествия

2.2. Аварии на железнодорожном транспорте

2.3. Аварии на водном транспорте

2.4. Аварии на воздушном транспорте

2.5. Аварии на магистральных трубопроводах

2.6. Аварии на промышленных предприятиях

2.7. Аварии на химически опасных объектах

2.8. Природные пожары

2.9. Пожары на объектах

2.10 Взрывы на объектах

3. Правила поведения и действия населения при ЧС

3.1.Права и обязанности населения при ЧС

3.2.Обучение населения

3.3. Выживание при землетрясениях

3.4. Выживание при бурях, ураганах, смерчах

3.5. Правила поведения при грозе

3.6. Поведение при лесном пожаре

3.7. Поведение при гололеде

3.8. Действия при авариях на химически опасных объектах

3.9. Поведение при авариях и катастрофах на транспорте

3.10. Действия при эпидемиях

При выполнении СУРС – 2 студентам необходимо самостоятельно изучить следующие темы и учебные вопросы:

4.Источники ионизирующих излучений.

4.1.Космическое излучение.

4.2. Радионуклиды, образующиеся в атмосфере космическим излучением

4.3. Облучение при авиапутешествиях и космических полетах

4.4. Радон, его распределение и опасность

4.5. Калий – 40, его воздействие на организм человека.

4.6. Виды естественных источников излучения и степень их воздействия

4.7. Виды антропогенных источников ионизирующих излучений.

4.8. Применение радиоизотопов в медицине и в промышленности.

4.9. Тепловые и атомные электростанции, их радиационная опасность

4.10.Способы и приборы измерения ионизирующих излучений.

5.Воздействие радиационного облучения на живую ткань и органы человека

5.1. Основные этапы воздействия излучения на организм

5.2. Облучение молекулы воды

5.3. Воздействие облучения на ДНК

5.4. Облучение молекулы белка

5.5. Липиды, их роль в организме и изменения при облучении.

5.6. Воздействие облучения на углеводы

5.7. Облучение соматической клетки

5.8. Действие облучения на эритроциты, лейкоциты, лимфоциты и тромбоциты. Лейкоз крови.

5.9.Острая и хроническая лучевые болезни, локальные лучевые поражения.

5.10.Внутреннее и внешнее облучение. Последствия малых доз облучения.

6.Выбросы радиоактивных веществ на ЧАЭС, их распределение и влияние

6.1. Йод-131, его основные характеристики и воздействие на организм

6.2. Роль йода-131 и других короткоживущих радионуклидов.

6.3. Цезий-137, его основные характеристики.

6.4. Воздействие цезия-137 на организм.

6.5. Загрязнение цезием-137 территории Республики Беларусь.

6.6. Стронций-90, его характеристики

6.7. Воздействие стронция-90 на организм.

6.8. Районы Республики Беларусь, загрязненные стронцием-90

6.9 Изотопы плутония, выпавшие на территории Республики Беларусь

6.10 Миграция выпавших радионуклидов.

 

4.1.1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СУРС

21. Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях- Мн.: Дикта, 2009.

22. Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2003.

23. Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2004

 

4.1.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ СУРС

 

1. Студентам необходимо самостоятельно изучить перечисленные темы в соответствии с приведенными учебными вопросами, используя указанную литературу, и подготовить:

по СУРС-1 тестовое задание по трем учебным вопросам по заданию преподавателя в установленный им срок, руководствуясь таблицей 4.1.1.

2. Тестовое задание необходимо подготовить в печатном виде в двух экземплярах, руководствуясь образцом оформления СУРС-1, представленном в п. 4.1.4.

3. Номер тестового задания состоит из номера группы и номера фамилии студента в журнале группы.

4. Один экземпляр тестового задания сдается студентом преподавателю на проверку не позднее срока текущего контроля.

5. По СУРС-2 после сдачи на проверку СУРС-1 готовится тестовое задание, содержащее три вопроса по соответствующим учебным вопросам (по одному на тему) также руководствуясь таблицей 4.1.1.

6. При итоговом контроле студент подтверждает свои знания остальных учебных вопросов путем тестового контроля.

 

 


ТАБЛИЦА 4.1.1

 

№ по списку группы № СУРС № вопросов из перечня
С 1 по 4 СУРС-1 1.1, 2.1, 3.1
С 1 по 4 СУРС-2 4.1, 5.1, 6.2
С 5 по 8 сурс-1 1.2, 2.2, 3.2
С 5 по 8 СУРС-2 4.2, 5.2, 6.2
С 9 по 12 СУРС-1 1.3, 2.3, 3.3
С 9 по 12 СУРС-2 4.3, 5.3, 6.3
С 13 по 16 СУРС-1 1.4, 2.4, 3.4
С 13 по 16 СУРС-2 4.4, 5.4, 6.4
С 17 по 20 СУРС-1 1.5, 2.5, 3.5
С 17 по 20 СУРС-2 4.5, 5.5, 6.5
С 21 по 24 СУРС-1 1.6, 2.6, 3.6
С 21 по 24 СУРС-2 4.6, 5.6, 6.6
С 25 по 28 СУРС-1 1.7, 2.7, 3.7
С 25 по 28 СУРС-2 4.7, 5.7, 6.7
С 29 по 32 СУРС-1 1.8, 2.8, 3.8
С 29 по 32 СУРС-2 4.8, 5.8, 6.8
С 33 по 36 СУРС-1 1.9, 2.9, 3.9
С 33 по 36 СУРС-2 4.9, 5.9, 6.9
С 37 СУРС-1 1.10, 2.10, 3.10
С 37 СУРС-2 4.10, 5.10, 6.10

 

 

4.1.3. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СУРС-1

СУРС-1 по ЗНиОотЧС.РадБез. Иванов И.И. гр. 1114/16

 

 

Выберите правильные ответы (1114/16)

 

1.4. По среднегодовому количеству атмосферных осадков и испаряемости Республика Беларусь относится

А) к зоне недостаточного увлажнения;

Б) к зоне достаточного увлажнения;

В) к зоне сильного увлажнения;

г) к зоне чрезмерного увлажнения.

 

2.4. Большинство авиационных происшествий происходит при

А) крейсерском полете;

Б) заходе на посадку;

В) взлете;

Г) посадке.

 

3.4. Обнаружив приближение смерча, находясь на открытом месте, нужно

А) двигаться перпендикулярно направлению ветра;

Б) стоять на месте;

В) двигаться в подветренную сторону;

Г) двигаться в наветренную сторону

 

 

 

Ответы СУРС-1 по ЗНиОотЧС.РадБез. (1114/16)

 

1.4 Б; 2.4 Г; 3.4 А

 

 

4.2. тестовые задания по дисциплине «защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. радиационная безопасность»

Паспорт банка тестовых заданий по дисциплине

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

Автор-составитель_доцент_Стрикель Н.И.

Дисциплина Защита населения и объектов от ЧС. Радиационная безопасность

Время прохождения теста 37 минут

Количество тестовых заданий в тесте 34

Количество тестовых заданий в БТЗ 102

 

11.11.2011 ____________ доцент Стрикель Н.И.

 

Тестовые задания рекомендованы на заседании кафедры

истории права и гуманитарных дисциплин для использования в учебном процессе

протокол № 5 от 25 ноября 2011 г.

 

Заведующий кафедрой _____________ Филяков В.Г.

 

Вариант первый

1. Укажите наиболее химически опасную область Республики Беларусь

o Брестская

o Гомельская

o Витебская

o Могилевская

2. Выберите метеорологическое явление

o смерч

o наводнение

o чума

o землетрясение

3. Выберите геологическое явление

o холера

o падение метеорита

o авиакатастрофа

o извержение вулкана

4. Выберите гидрологическое явление

o град

o сибирская язва

o затор

o потепление климата

5. По шкале Бофорта определяют в баллах

o Силу землетрясения

o Силу ветра

o Высоту волн

o Уровень воды

6. Укажите биолого-социальную ЧС

o Автокатастрофа

o эпидемия

o эрозия почвы

o землетрясение

7. Укажите техногенную ЧС

o холера

o оползень

o крушение поезда

o потепление климата

8. Укажите экологическую ЧС

o Эпидемия

o потепление климата

o пожар

o цунами

9. Укажите явление, создающее ударную волну

o Пожар

o взрыв

o паводок

o град

10. Укажите инкубационный период после ВИЧ инфицирования

o От нескольких часов до суток

o От нескольких суток до недели

o От нескольких недель до месяца

o От нескольких месяцев до 10-15 лет

11. Укажите вещества, вызывающие кислотный дождь

o Метан и бутан

o Бензол и фенол

o Оксиды серы и азота

o Формальдегид и метилстирол

12. Укажите фактор ядерного взрыва с наибольшей энергией

o Световое излучение

o Ударная волна

o Проникающая радиация

o Электромагнитный импульс

13. Укажите давление в зоне полных разрушений ядерного взрыва

o 10 – 20 кПа

o 20 – 30 кПа

o 30 – 50 кПа

o 50 кПа и более

14. Укажите отравляющее вещество нервно-паралитического действия

o иприт

o зарин

o фосген

o хлорпикрин

15. Укажите признак приближения циклона

o Радиопомехи

o Падение атмосферного давления

o кучево-дождевые облака

o изменение активности Солнца

16. Для недопущения града в облака вводят

o Свинец

o углекислоту

o ртуть

o йодистое серебро

17. Выберите два правильных действия, находясь в автомобиле при урагане

o продолжать движение

o остановиться

o выйти из машины

o не покидать машину

18. Укажите правильное действие во время грозы

o спрятаться под дерево

o взобраться на холм

o бежать к ближайшему строению

o присесть в сухую яму

19. Альфа-излучение – это поток

o фотонов

o электронов

o ядер гелия

o нейтронов

20. Указать наиболее радиочувствительные органы

o почки

o половые органы

o эндокринная система

o кости

21. Острая лучевая болезнь возникает при дозе облучения свыше

o 0,2 Гр

o 0,8 Гр

o 1,0 Гр

o 4,5 Гр

22. Эффективная доза для персонала за 50 лет не должна превысить

o 70 мЗв

o 200 мЗв

o 500 мЗв

o 1000 мЗв

23. Укажите причину катастрофы на ЧАЭС

o Удар молнии

o Нарушение правил эксплуатации

o Износ оборудования

o смерч

24. Укажите конкурент радиоактивного цезия

o кальций

o калий

o железо

o фосфор

25. Укажите ЧС каждого типа

Геологический

 

Гидрологический

 

Метеорологический

 

Техногенный

 

26. Укажите единицы измерения

активности

 

Экспозиционной дозы

 

Поглощенной дозы

 

Эквивалентной дозы

 

27. Расположите водохранилища Республики Беларусь по убыванию размера

 

Краснослободское

 

Вилейское

Солигорское

 

Заславское

 

 

28. Расположите ЧС по убыванию масштаба последствий

 

территориальные

 

глобальные

 

локальные

 

местные

 

29. Расположите микробы по убыванию размера

 

вирусы

 

прионы

 

бактерии

 

риккетсии

 

 

30. Расположите излучения по убыванию степени ионизации

 

бета

 

альфа

гамма

 

нейтронное

 

31. Расположите культуры в порядке убывания концентрации цезия

 

ячмень

 

овес

 

гречиха

 

 

пшеница

32. Отклонение параметров от принятых норм на опасную величину называется ……………. событием

· …………….

o

 

33. Массовое распространение в пределах региона инфекционной болезни людей называется ………

· ……………..

34. Удаление радиоактивных веществ с поверхности, продуктов и т.п. называется ……………

· ……………

o

 

 

Вариант второй

35. Укажите наиболее химически опасную область

o Брестская

o Могилевская

o Гродненская

o Минская

36. Выберите метеорологическое явление

o Авиакатастрофа

o град

o извержение вулкана

o холера

37. Выберите геологическое явление

o Автокатастрофа

o Засуха

o оползень

o СПИД

 

38. Выберите гидрологическое явление

o Смерч

o наводнение

o сибирская язва

o землетрясение

39. Выберите биолого-социальную ЧС

o гололед

o пожар

o эпифитотия

o затор

40. Выберите техногенную ЧС

o ураган

o град

o падение метеорита

o автокатастрофа

41. Выберите экологическую ЧС

o Землетрясение

o Загрязнение водоемов

o гололед

o взрыв

42. По шкале Рихтера определяют в баллах

o Силу ветра

o Высоту прилива

o Силу землятрясения

o Высоту волн при шторме

43. Укажите взрывоопасную категорию помещения

o В

o А

o Г

o Д

44. Укажите название свойства вещества отравлять организм

o релаксационная способность

o уровень стресса

o токсичность

o фобия

45. Укажите вещества, вызывающие разрушение озонового слоя

o углекислый газ и метан

o соединения фтора

o пары ртути

o свинец и асбест

46. Укажите причину пожаров после ядерного взрыва

o ударная волна

o Световое излучение

o проникающая радиация

o электромагнитный импульс

47. Укажите давление в зоне сильных разрушений ядерного взрыва

o 10 – 20 кПа

o 20 – 30 кПа

o 30 – 50 кПа

o 50 кПа и более

48. Укажите отравляющее вещество удушающего действия

o Зарин

o иприт

o фосген

o хлорпикрин

49. Укажите признак приближения грозы

o Радиопомехи

o Падение атмосферного давления

o Кучево-дождевые облака

o изменение активности Солнца

50. Для ослабления смерча в облака вводят

o Углекислоту

o свинец

o ртуть

o йодистое серебро

51. Выберите безопасное место при урагане

o крыша

o чердак

o подвал

o верхние этажи

52. Выберите правильные действия в помещении при грозе

o Приблизиться к окну

o Находиться посредине комнаты

o Касаться водопровода

o Касаться печи

53. Бета-излучение – это поток

o фотонов

o лектронов

o нейтронов

o ядер гелия

54. Указать наиболее радиочувствительный орган

o мышцы

o сердце

o центральная нервная система

o кроветворная система

55. Хроническая лучевая болезнь возникает при дозе облучения

o 0,4 – 0,6 Зв

o 0,7 – 1,0 Зв

o 1,5 – 2,5 Зв

o 2,5 – 4,5 Зв

56. Эффективная доза для населения за 70 лет не должна превысить

o 200 мЗв

o 70 мЗв

o 500 мЗв

o 1000 мЗв

57. Укажите наиболее пострадавшую страну от Чернобыльской катастрофы

o Украина

o Республика Беларусь

o Россия

o Польша

58. Укажите конкурент радиоактивного стронция

o Калий

o кальций

o железо

o фосфор

59. Укажите ЧС каждого типа

Геологический

 

Гидрологический

 

Метеорологический

 

Техногенный

 

60. Укажите единицы измерения

активности

 

Экспозиционной дозы

 

Поглощенной дозы

 

Эквивалентной дозы

 

61. Расположите озера Республики Беларусь по убыванию размера

 

Дрисвяты

 

Нарочь

 

Червонное

 

Освейское

 

 

62. Расположите ЧС по убыванию масштаба последствий

объектовые

 

национальные

 

местные

 

частные

63. Расположите микробы по убыванию размера

 

вирусы

 

грибки

 

прионы

 

простейшие

 

 

64. Расположите излучения по убыванию глубины проникновения

протонное

рентгеновское

 

Альфа

 

Бета

 

 

65. Расположите культуры в порядке убывания концентрации цезия

 

свекла

 

капуста

 

томаты

 

картофель

 

66. Действия, предпринимаемые государством и населением для устранения риска ЧС, называются …………….

· ……………..

o

 

67. Массовое распространение в пределах региона инфекционной болезни животных называется ………..

· …………….

68. Вещества, вводимые в организм перед облучением для уменьшения его воздействия, называются ……………….

· ………….

o

 

 

Вариант третий

69. Укажите наиболее химически опасную область Республики Беларусь

o Брестская

o Минская

o Гомельская

o Витебская

70. Выберите метеорологическое явление

o СПИД

o Автокатастрофа

o Фитофтороз

o ураган

71. Выберите геологическое явление

o ящур

o взрыв

o град

o землетрясение

72. Выберите гидрологическое явление

o засуха

o сибирская язва

o половодье

o оползень

73. Указать наиболее опасный лесной пожар

o Низовой

o Почвенный

o верховой

74. Выберите биолого-социальную ЧС

o оползень

o град

o эпизоотия

o авария

75. Выберите техногенную ЧС

o наводнение

o эпифитотия

o буря

o взыв котла

76. Выберите экологическую ЧС

o землетрясение

o эпифитотия

o загрязнение атмосферы

o оползень

77. Укажите наименее пожароопасную категорию помещения

o А

o Б

o В

o Д

78. Укажите допустимое отношение концентрации вещества к ПДК

o 10

o 5

o 4

o 1

79. Укажите вещества, вызывающие парниковый эффект

o пары ртути

o Углекислый газ и метан

o свинец и асбест

o соединения фтора

80. Укажите причину локальных лучевых поражений при ядерном взрыве

o ударная волна

o световое излучение

o радиация

o электромагнитный импульс

81. Укажите давление в зоне средних разрушений ядерного взрыва

o 10 – 20 кПа

o 20 – 30 кПа

o 30 - 50 кПа

o 50 кПа и более

82. Укажите отравляющее вещество кожно-нарывного действия

o Зарин

o фосген

o иприт

o хлорпикрин

83. Укажите признак приближения смерча

o Кучево-дождевые облака

o радиопомехи

o изменение активности Солнца

o Падение атмосферного давления

84. Для уменьшения ущерба от летних заморозков устраивают

o Минерализованные полосы

o просеки

o колодцы

o костры и дымовые завесы

85. Выберите правильное действие при урагане

o Стать под деревом

o Приблизиться к зданию

o Укрыться в яме, кювете

o Войти на возвышенность

86. Выберите правильные действия при попадании шаровой молнии в квартиру

o Приблизиться к окну

o Лечь на пол

o Касаться водопровода

o убежать

87. Бета-излучение – это поток

o Фотонов

o электронов

o нейтронов

o ядер гелия

88. Указать наиболее радиочувствительный орган

o мышцы

o кисти

o эндокринная система

o семенники

89. 100% летальность наступает при дозе облучения свыше

o 1 Гр

o 6 Гр

o 20 Гр

o 100 Гр

90. Для студентов и учащихся годовая доза от дозы для персонала не должна превышать

o 10%

o 25%

o 50%

o 75%

91. Укажите, когда произошла авария на ЧАЭС

o При пуске четвертого блока

o При остановке блока

o При ремонте блока без остановки

o При ремонте блока после остановки

92. Укажите конкурент радиоактивного плутония

o Калий

o Кальций

o железо

o фосфор

93. Укажите ЧС каждого типа

Геологический

 

Гидрологический

 

Метеорологический

 

Техногенный

 

94. Укажите единицы измерения

Периода полураспада

 

Мощности экспозиционной дозы

 

Мощности поглощенной дозы

 

Величины эффективной дозы

 

95. Расположите составляющие территории Республики Беларусь по убыванию площади

 

болота

 

сельскохозяйственные угодья

 

торфяные месторождения

лес

 

 

96. Расположите ЧС по убыванию масштаба последствий

территориальные

 

глобальные

 

национальные

 

 

частные

97. Расположите микробы по убыванию размера

 

прионы

 

грибки

 

вирусы

 

риккетсии

 

 

98. Расположите излучения по убыванию глубины пробега в воздухе

нейтронное

 

Гамма

 

Бета

 

 

Альфа

99. Расположите культуры в порядке убывания концентрации стронция

 

капуста

 

свекла

 

огурцы

 

 

картофель

100. Система наблюдений, контроля, анализа процессов и выявления тенденций изменения называется …………….

· ………….

o

 

101. Массовое распространение в пределах региона инфекционной болезни сельскохозяйственных растений называется …………

· ………….

102. Уровень радиационного фактора, при превышении которого следует проводить защитные мероприятия, называется уровнем ……………….

· ……………

o

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. радиационная безопасность »

 

1.Дайте определение понятиям «источник ЧС, чрезвычайное событие, чрезвычайная ситуация».

2.Назовите источники радиационной опасности.

3.Назовите источники химической опасности.

4. Назовите источники пожаро- и взрывоопасности.

5. Назовите источники гидродинамической опасности.

6. Назовите источники биологической опасности.

7. Назовите источники природных чрезвычайных ситуаций.

8. Назовите источники экологической опасности.

9. Дайте классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам.

10. Дайте классификацию чрезвычайных ситуаций по сферам возникновения с пояснением каждой составляющей.

11. Назовите основные источники природных чрезвычайных ситуаций.

12. Дайте характеристику дорожно-транспортным авариям и катастрофам.

13. Дайте характеристику авариям и катастрофам на железнодорожном транспорте.

14. Дайте характеристику авариям и катастрофам на воздушном транспорте.

15. Дайте характеристику авариям и катастрофам на нефте-и газопроводах.

16. Дайте характеристику пожарам и взрывам на различных объектах.

17. Дайте характеристику зоне химического заражения.

18. Дайте характеристику степеням химически опасных объектов.

19. Дайте классификацию болезнетворным микробам и назовите основные заболевания человека, вызываемые ими.

20. Основные заболевания сельскохозяйственных животных.

21. Основные заболевания и вредители сельскохозяйственных растений.

22. Дайте классификацию экологических ЧС по характеру загрязнений.

23. Назовите основные законы жизни и способы их выполнения организмом человека.

24. Назовите основные экологические связи организма человека.

25. Возможные последствия воздействия Луны и Солнца на здоровье человека.

26. Возможные последствия для здоровья человека электромагнитного облучения свыше установленных норм.

27. Возможные последствия для здоровья шумового загрязнения среды.

28. Возможные последствия для здоровья химического загрязнения воздуха.

29. Возможные последствия для здоровья химического загрязнения почв пестицидами.

30. Возможные последствия для здоровья химического загрязнения почв тяжелыми металлами.

31. Комбинированное действие вредных экологических факторов на здоровье человека.

32. Назовите основные поражающие факторы ядерного взрыва.

33. Дайте характеристику зоны полных разрушений.

34. Дайте характеристику зоны сильных разрушений.

35. Дайте характеристику зоны средних разрушений.

36. Дайте характеристику зоны слабых разрушений.

37. Назовите возможные последствия ядерной войны.

38. Дайте характеристику химического оружия.

39. Дайте характеристику биологического оружия.

40. Дайте характеристику обычных средств поражения и перспектив их развития.

41. Назовите основные способы террористических действий.

42. Назовите основных субъектов террористических действий.

43. Назовите средства, используемые террористами.

44. Назовите объекты воздействия террористами.

45. Основные элементы системы мониторинга и прогнозирования.

46. Задачи по прогнозированию, решаемые Комитетом по Гидрометеорологии.

47. Задачи по прогнозированию, решаемые санитарно-эпидемиологической службой Минздрава.

48. Прогнозирование и предупреждение бурь, ураганов, смерчей.

49. Прогнозирование и предупреждение наводнений.

50. Прогнозирование и предупреждение техногенных ЧС на предприятии.

51. Основные способы экологического прогнозирования.

52. Особенности прогнозирования биолого-социальных ЧС.

53. Показатели обобщенной оценки чрезвычайных ситуаций.

54. Предупреждение физических загрязнений среды.

55. Предупреждение химического загрязнения среды.

56. Воздействие ЧС на спрос и предложения на рынке.

57. Воздействие ЧС на валовой национальный продукт.

58. Внутренние факторы, влияющие на устойчивость работы объекта.

59. Внешние факторы, влияющие на устойчивость работы объекта.

60. Воздействие ЧС на различные отрасли экономики.

61. Сущность исследований по устойчивости работы объекта.

62. Способы предотвращения аварий и катастроф.

63. Способы защиты рабочих и служащих.

64. Способы обеспечения производственного менеджмента.

65. Способы устойчивого электроснабжения предприятия.

66. Способы устойчивого газоснабжения предприятия.

67. Способы устойчивого водоснабжения предприятия.

68. Сущность экологического менеджмента.

69. Сущность экологического аудита и экологической экспертизы.

70. Понятия: опасность, источник чрезвычайной ситуации, чрезвычайное событие, чрезвычайная ситуация.

71. Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь.

72. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и сферам возникновения.

73. Понятие зоны и очага химического заражения. Степени опасности химических объектов.

74. Характеристика очага ядерного поражения.

75. Возможные последствия ядерной войны.

76. Классификация болезнетворных микробов и болезни, вызываемые ими.

77. Особо опасные инфекционные заболевания населения.

78. Классификация экологических чрезвычайных ситуаций.

79. Воздействие Луны и Солнца на здоровье человека и биологический мир.

80. Человек, как эколого-биологическая и энергетическая система.

81. Дисбаланс витаминов и микроэлементов как источник чрезвычайной ситуации экологического характера.

82. Естественные экологические факторы как источники чрезвычайных экологических ситуаций.

83. Вода как источник жизни и ее роль при выживании в экологических чрезвычайных ситуациях.

84. Источники и возможные последствия для здоровья человека и биологического мира теплового загрязнения среды.

85. Источники и возможные последствия для здоровья человека электромагнитного загрязнения среды.

86. Источники и возможные последствия для здоровья человека шумового загрязнения среды.

87. Источники химического загрязнения атмосферы. Последствия для здоровья человека загрязнения воздуха оксидом углерода, диоксидом серы и оксидами азота.

88. Источники химического загрязнения почвы. Возможные последствия для здоровья человека загрязнения почвы пестицидами, тяжелыми металлами и нитратами.

89. Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

90. Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций.

91. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

92. Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций.

93. Карантин и обсервация.

94. Основные мероприятия по предупреждению экологических ЧС, вызванных физическими и химическими загрязнениями среды.

95. Назначение, состав и основные задачи ГСЧС. Органы повседневного управления.

96. Силы и средства ГСЧС.

97. Эвакуация населения в ЧС мирного и военного времени.

98. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ.

99. Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленного объекта.

100. Основные мероприятия по повышению устойчивой работы промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях.

101. Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику.

102. Сущность устойчивой работы эколого-производственной системы.

103. Причины сердечно-сосудистых заболеваний и основные пути их предотвращения.

104. Причины онкологических заболеваний и основные пути их предотвращения.

105. Использование микроэлементов для выживания в экологических чрезвычайных ситуациях.

106. Использование витаминов для выживания в экологических чрезвычайных ситуациях.

107. Назначение, классификация убежищ и требования к ним.

108. Основные помещения убежища и система жизнеобеспечения. Порядок использования.

109. Гражданские и промышленные противогазы.


110. Явление радиоактивности. Виды распада.

111. Основной закон радиоактивного распада радионуклида. Единицы активности.

112. Взаимодействие гамма-излучений с веществом.

113. Краткая характеристика фотонных и корпускулярных ионизирующих излучений.

114. Взаимодействие альфа-излучения с веществом.

115. Взаимодействие бета-излучения с веществом.

116. Способы обнаружения и измерения ионизирующих излучений.

117. Поглощенная доза. Мощность поглощенной дозы.

118. Экспозиционная доза. Мощность экспозиционной дозы.

119. Эквивалентная и эффективная дозы.

120. Космическая и земная радиация.

121. Антропогенные источники ионизирующих излучений.

122. Механизм воздействия радиации на молекулы и клетки биологической ткани. Возможные последствия.

123. Возможности печени и почек по противодействию радиации при внутреннем облучении.

124. Возможности иммунной и кровеносной систем по противодействию радиации при внутреннем облучении.

125. Особенности радиационной устойчивости органов при внешнем облучении.

126. Детерминированные и стохастические эффекты.

127. Характеристика костномозговой формы острой лучевой болезни.

128. Уровни вмешательства в Международных Нормах радиационной безопасности.

129. Требования к ограничению облучения населения в
НРБ-2000.

130. Требования Санитарных правил и норм по радиационной безопасности населения.

131. Особенности реакции органов и систем человека при внутреннем облучении.

132. Особенности радиоустойчивости органов человека при внешнем облучении.

133. Радиоактивное загрязнение местности РБ после аварии на ЧАЭС.

134. Краткая характеристика цезия-137, стронция-90 и плутония-239.

135. Последствия аварии на ЧАЭС для здоровья населения РБ.

136. Последствия аварии на ЧАЭС для животного и растительного мира.

137. Степени хронической лучевой болезни.

138. Основные мероприятия по радиационной защите.

139. Радиопротекторы.

140. Система радиационного мониторинга Республики Беларусь.

141. Зоны радиоактивного загрязнения местности в Республике Беларусь.

142. Перспективы развития пострадавших районов.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях- Мн.: Дикта, 2009.

2. Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2003.

3. Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2004

4. Миронов Л.Л. и др. Первая медицинская помощь. Учебно-метод. пособие.- Мн.: БелМАПО, 2006

5. О радиационной безопасности населения. Закон Республики Беларусь от5.01.1998 г. №122-З

6. Нормы радиационной безопасности НРБ – 2000. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №35. 8/3037.

7. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСП-2002. . Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №35. 8/7859.

8. Астапов В.П., Барингольц Б.С., Тищенко В.Г. и др.Демеркуризационные работы. Учебное пособие. — Мн.:, 2001.

9. Бариев Э.Р., Украинец А.А., Модин Н.К., Бурминский Д.А.Основы безопасности промышленных объектов. Учебное пособие.–– Мн.: «ИВЦ Минфина», 2007.

10. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, Март, 2003.

11. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2003.

12. Камбалов М. Н. Медицина экстремальных ситуаций. Основы организации медицинской помощи и защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Учеб.–метод. пособие. – Гомель: УО «ГоГМУ», 2008.

13. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита. Учебник. ––Санк-Петербург, М.:, «ПИТЕР», 2008.

14. Мисун Л.В. Инженерная экология в АПК. Учебное пособие, Мн.:, 2006.

15.Саечников В.А., Зеленкевич В.М.Основы радиационной безопасности: Учебное пособие для вузов. — Мн.: БГУ, 2002.

16. Самыгин А.В. Школа выживания. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

17.Соколик Г.А., Овсянников С.В., Лейнова С.Л. и др. Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности. Пособие. – Мн.: Тонпик, 2008.

18.Стожаров А. Н. Экологическая медицина. Учеб.пособие. – Мн.: БГМУ, 2007.

19. Чарнушэвiч Р.А. Радыяцыйная бяспека. Учебное пособие. — Мн.: БДТУ, 2002.

20. Национальная стратегия социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Мн.: 2004.

21. Практикум по курсу «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность»/ А.В.Сидоренко, В.Т.Пустовит – Мн. Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

22. С.В.Дорожко, В.Т.Пустовит, Г.И.Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. 2-е издание – Мн.: «Технопринт», 2005.

23.С.В.Дорожко, В.Т.Пустовит, Г.И.Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 1. Система выживания и защита территорий в чрезвычайных ситуациях. 2-е издание – Мн.: «Технопринт», 2005.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.087 с.)