Основные концепции управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции управления



Сущность менеджмента.

Менеджмент –выбор целей и средств по их достижению.

Менеджмент – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:

· Постановка целей объекта управления;

· Разработка средств и способов их достижения;

· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.

Основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Структура менеджмента состоит из нескольких блоков

Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.

Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.

Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.

Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.

Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента: структура, стратегия, система, стиль, состав работников, сумма навыков, совместные ценности.

Субъекты управления - персонифицированы, конкретные лица.

Объекты управления - предприятия различных отраслей народного хозяйства


Эволюция менеджмента

Сократ, Платон, А. Македонский, своды законов в Греции и т.д

Индустриальный этап: А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др, быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении; сформировались управленческие ШКОЛЫ.

1) Школа научного управления 1885- 1920: Тейлор - 1911, Гилберт; Повыщение производительности труда, нормирование, стимулирование; научное исследование каждого вида деятельности; отбор менеджеров и рабочих на основе научных критериев; совместная работа менеджеров и рабочих; справедливое и равномерное распределение обязанностей и ответственности между рабочими и руководством.

2) Классическая (административная) школа 1920 - 1950: А. Файоль 1916 и М. Вебер; были сформулированы универсальные функции (пла­нирование, организацию, мотивацию, контроль и координа­цию) и принципы управления (14) - Разделение труда Власть и ответственность Дисциплина Единоначалие Единство действий Подчинённость интересов Вознаграждение Централизация Иерархия Порядок Справедливость Стабильность персонала Инициатива Корпоративный дух. Вербер – идеальная бюрократия.

3) Школы человеческих отношений1930— 1950-м гг.: Маслоу, Мери Паркер Фоллет, Э. Мэйо, Лайкерт. Человек - основной элемент эффективной организации; Э. Мэйо (хоторнские эксперименты) - Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отношения, сложившиеся в группе; пирамида Маслоу. Основная цель школы — повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

4) Школа науки управления (количественного подхода) 1950 – наст вр; Р. Люс, Л. Клейн, Р. Акофф; использование количественных методов в процессе выработки и принятия управленческих решений.

Системный подход к управлению; Ч. Бер­нард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др.; Процесс управления как целое является не просто сум­мой частей, а рассматривается как единство всех частей, тес­но взаимосвязанных между собой в процессе управления.

Ситуационный подход к управлению. Бернс, Вудворд, Томпсон,Лоуренс. В основе подхода лежит ситуация, други­ми словами, конкретный набор обстоятельств, которые ока­зывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру по­нять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации. + Процессный подход


Основные концепции управления

На практике сложились следующие основные концепции менеджмента:

1) управление по принципу исключения (система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Развивая этот принцип, отметим, что те действия, которые изначально имеют совершенно тривиальный характер, не следует даже и измерять),

2) управление по принципу делегирования полномочий,

3) управление посредством согласования целей

4) системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.


Основные функциональные сферы менеджмента и предмет науки управления.

Скорость измененийпредставляет собой важнейшую переменную, которая ограничивает время на принятие решения и определяющим образом влияет на способность к адаптации. Именно поэтому скорость изменений является предметом науки управления. Практический вкладом науки управления в повышение эффективности менеджмента является технические и программные средства: связь, переработка информации, автоматизация процесса принятия решений.

Выбор целей и средств по их достижению представляет собой предмет практического менеджмента.


Формы и методы государственного регулирования торговли

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»

Принципы государственного регулирования сводятся к следующему:

1. Соблюдение равенства прав субъектов

2. Исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли

3. Приоритет экономических методов госрегулирования

4. Обеспечение прав на свободу выбора торгового партнера и товара

5. Ограничение пресечения и предупреждение монополистической деятельности, развитие свободной конкуренции

6. Защита государством прав и свобод потребителей

Формы гос регулирования:

· законодательные или правовые;

· экономические, включающие планирование, ценовую политику, бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;

· административные, делящиеся на организационно-административные и административно-экономические.

Методы:Прямое госрегулирование - принятие законов,указов, нормативных актов. Косвенное гос регулирование осуществляется по средствам экономических регуляторов (БНП, ДКП, ценовая политика, таможенные пошлины и таможенную политику, систему оплаты и премирования труда).

 

 


Идеалы

Цели

                   
   
     
     
 
 
 


Задачи Задачи Задачи

средства средства средства

 

Рис. 2.1.1. Декомпозиция идеальных целей.

Классификация целей.

Цели имеют множество аспектов и непрерывно преобразуются под влиянием изменений, происходящих в динамической си­стеме, стремящейся к достижению этих целей. У ранее сфор­мированных организаций с течением времени возникают новые, свои собственные потребности, иногда становящиеся превалиру­ющими. Поэтому весьма непросто точно определить природу це­лей, так как начальные цели трансформируются в цели приоб­ретенные.

Например Доунс так охарактеризовал типы целей государственных служащих :

Конечные цели, связанные с воззрениями индивидуума на смысл и цель своего существования.

Общественные цели — цели, затрагивающие основные пра­вила поведения (соображения, которыми следует руководство­ваться при принятии решений, являясь членом общества).

Основные политические цели — цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следо­вание которым, как считает индивидуум, обязательно для пра­вительства.

Главные личные цели, связанные с частной жизнью служа­щих. К этому типу целей относятся власть, деньги, престиж, комфорт, безопасность, удовлетворение работой, желание слу­жить интересам общества и т. д.

Цели, специфические для данной организации. Принципиальные различия между вышеприведенным списком целей и тем списком, кото­рый включал бы иерархию целей лиц, работающих на частных предприятиях, отсутствуют.

Перроу предложил следующую классификацию целей орга­низации [10];

1. Общественные цели, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей общества. Правительство непосредственным образом вовлечено в процесс производства товаров и услуг и служит этим целям. Промышленные корпорации выпол­няют такую обязанность путем выделения на это некоторой части своих ресурсов.

2. Цели, связанные с результатами работы организации. Та­кие цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей. Мы являемся свидетелями быстрого увеличения частной деловой ак­тивности в сферах, традиционно обслуживавшихся государ­ственными организациями, и наоборот. Такое положение вызы­вает перестановку и взаимозамену целей, поскольку часто быв­шие потребители и производители меняются местами.

3. Цели системы, которые представляют особую важность для проектировщиков систем. Здесь Перроу проявляет интерес к исследованию влияния служащих фирмы на производствен­ный процесс и на структуру организации, а не на такие более частные характеристики, как объем продукции, темпы увеличе­ния прибыли и экономического роста, признаки достижения равновесия, стабильности, приближения банкротства, мораль­ное устаревание продукции и т. п. Целями системы, по-видимо­му, являются ее выживание и адаптация к меняющимся внеш­ним условиям. Примеры того, как корпорации добиваются успе­ха или терпят неудачу, — это по существу примеры их спо­собности или неспособности следовать этим меняющимся со вре­менем целям. Организацию здесь можно рассматривать как от­крытую систему, к которой может быть применена системная парадигма для раскрытия динамических свойств системы и для использования в дальнейшем инструментария общей теории систем.

4. Цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть орга­низация результаты своей работы, будь то продукты или услу­ги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организа­ции. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так посту­пают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производ­ства какого-либо конкретного товара.

5. Производные цели, связанные с тем влиянием, которое организации, будучи социальными образованьями, оказывают на свое окружение благодаря своему экономическому или со­циальному содержанию. Несение возложенной социальной от­ветственности входит в данную категорию производных целей.

Потребности организаций меняются со временем. Можно привести также примеры того, как различия в отношении к целям влияют на поведение различных сотрудни­ков организации. К определению целей можно подойти с пози­ций: а) того вклада, который деятельность организации вносит в общество, б) официального установления целей, в) потребите­лей, исполнителей и персонала фирмы.

Декомпозиция представляет собой метод иерархизации целей. На примере абстрактной схемы иерархии целей, приведенной ниже, рассмотрим качественное разрастание иерархии целей.

Алгоритм декомпозиции:

· идентификация и формулирование идеальной цели;

· конкретизация цели с точки зрения языка, точности, привлекательности и достижимости.

· разбиение целей на задачи и дальнейшая верификация (постановка в

· проверяемый вид).

· выбор средств для достижения каждой задачи.

 


12)Принципы управления-основополагающие правила. По Файолю (представителю административной или классической школы, в частности):

1)Разделение труда (упрощение сложных комплексов работ за счет сокращения числа целей и возможности обучения в короткие сроки)

2)Полномочия и ответственность (Право лица принимать решения порождает адекватную ответственность этого лица)

3)Дисциплина (уважение к формальным соглашениям и применяемым санкциям)

4)Единоначалие (Персонал должен получать приказы от непосредственного начальника)

5)Единство направления (Каждая группа должна иметь цель, единый план и одного руководителя)

6)Подчинение личных интересов общим (Интересы одного работника не могут быть важнее интересов группы или компании)

7)Вознаграждение персонала (Для обеспечения поддержки целей предприятия персонал должен получать справедливую оплату своей работы)

8)Централизация (Соотношение централизации и децентрализации обусловлено ситуацией)

9)Скалярная цепь – ряд руководящих лиц, начиная от высшего должостного лица, заканчивая низшим.

10)Порядок (место для всего, и все на своем месте)

11)Справедливость

12)Стабильность раб.места для персонала

13)Инициатива

14)Корпоративный дух.


13)Функции управления делятся на общие(присущие каждому линейному управляющему) и специфические.

Четыре общие:

1)Планирование (что делать?) – работа, в результате которой достигается определенность по отношению к будущим состояниям управляемого объекта.

2)Организация(как выполнить работу?) – работа, в результате которой создается формальным образом принятая структура ролей и постов.

3)Руководство, лидерство, мотивация (как обеспечить результативность?)- работа по формированию и реализации способностей персонала на основе его мотивации.

4)Контроль – проверка результатов на основе сопоставления фактически полученных(либо ожидаемых) и желаемых.

Также некоторые авторы к функциям управления относят координацию и регулирование. Потребность в этом обеспечивает разделение труда и структурное деление внутри предприятия. Регулирование- набор ограничений на организац-е поведение, вводимых гл. обр. для предсказуемости действий всех участников, позволяющий членам организации самостоятельно выполнять свою часть работы с учетом и в предвидении реакции соседей. Пример регулир-я в отношении крупной системы – антимонопольная политика.


15)Сущность планирования. Типы и процедура планирования.

Задачи планирования:1)выбор оптимальной стратегии развития торговой организации на основе анализа альтернатив.

2)Обеспечение устойчивого функционирования и развития организации. 3)Формирование организационно-технических и социально-эк-х мероприятий, обеспечивающих выполнение плана.

4)Координация выполнения планов по отдельным заданным срокам исполнения.

Принципы планирования:1)точность,2)ранжирование объектов по степени их важности(Паретто) – АВС-аПо срокамнализ, 3)Сбалансированность плана, 4)гибкость плана-возможность его корректировки, 5)вариантность плана.

Типы плана:1)по степени охвата: а)общее планирование, охватывающие все области деятельности, б)частичное, охватывающее определенную строну.

2)По содержанию планирования в аспекте предпринимательской деятельности:а)стратегические, б)тактические, в)оперативные. Планирование должно б. непрерывным.

3)По предмету планирования: а)целевое, т.е. определение общности целей и ограничений, б)планир-е средств, в)программное планир-е (объема реализации), в)планирование действий.

4)По сферам функционирования:а)планир-е реализации, б)пл-е инвестиций, в)пл-е персонала, г)финансов и т.д.

5)По срокам: а)кратосрочные(до 1 года), среднесрочные (2-5 лет), в)долгосрочные (5-10 лет и выше).

6)По координации планов во времени: 1)последовательные, 2) единовременные.

7)по учету изменений данных: а)жесткие, б)гибкие,

8)По очередности во времени: а)упорядоченное(текущее), б) скользящее(план продлевается на следующий период), в)внеочередное (винтуальное).

Шаги план-я: 1)анализ ситуации и факторов внутренней и внешней среды (факторы: эк-е, политические, рыночные, технологические, международные, политики отдельных стран, доступ к ресурсам, факторы конкуренции, факторы соц. поведения)

2)установление целей и задач,

3)разработка стратегии, программы и планов,

4)Оценка альтернативных вариантов плана,

5)Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам,

6)Доведение планов до исполнителей.

 

 


14)Основные методы управления(способ воздействия субъекта управления на объект упр-я):

1)В зависимости от отношений, складывающихся в процессе управления: А)соц-психологические,

Б)эк-е, в)организационно-распорядительные.

2)В зависимости от масштабов использования: а)общие, используемые для всех функций управления, б) частные используемые для определенных функций управления.

3)От источника, управляющего воздействием: а) централизованного воздействия, б)децентрализованного воздействия.

4)От продолжительности воздействия:

а)метод долгосрочного воздействия,

б)метод оперативного воздействия.

5)В зависимости от способа выработки и принятия управленческих решений: а)единоличные, б)коллективные, в)коллегиальные.

6)По типу воздействия: а)прямого воздействия, б) воздействия путем постановки задач, в)воздействия посредством создания стимулирующих условий.

7)В зависимости от организационных особенностей воздействия:

А) направленные на предупреждение нежелательных видов деятельности, б)на исправление рез-в деятельности, в)на поощрение.

Методы, их соотношения должны выбираться не исходя из возможностей руководителя, а исходя из круга решаемых проблем.

При обосновании выбора конкретных методов исп-ся след. критерии: 1)практическая значимость, 2)стоимость использования данного метода, 3)достоверность метода, 4)стабильность решения, т.е. продолжение его использования, 5)сбалансированность метода.

 

 


16)Стратегическое планирование (СП) и его роль.

Объект СП: окружение предприятия с точки зрения как происходящих в ем существенных изменений, так и положение предприятия по отношению к окружению .Задача СП – обеспечение стабильного развития предприятия в долгосрочной перспективе. В целях научно обоснованного СП особенно важно макроокружение, непосредственно деловое окружение и внутренние среды организации.

Важнейший инструмент – SWOT-анализ.

В качестве примеров сильной стороны торговой организации можно привести:

1)наличие фин. ресурсов, 2)умение профессионально вести конкурентную борьбу, 3)статус признанного лидера в определенном сегменте рынка, 4)полное использование эффекта масштаба, 5)наличие прогрессивных технологий и ноу-хау, 6)низкие издержки обращения, 7) хорошая реклама.

Слабые стороны: отсутствие четкой стратегии, узкий ассортимент, устаревшее оборудование, отсутствие требуемых навыков и профессионализма, отсутствие положительного имиджа, низкая доходность, слабые каналы сбыта.

Возможности: выход на новый рынок, обслуживание дополнительных клиентов на прежнем рынке, вертикальная интеграция.

Минусы: рост продажи товаров-субститутов, спад в экономике, появление на рынке сильных конкурентов, изменение вкусов потребителей.

Основные этапы:

1)определение общих целей фирмы включает : определение миссии(общей цели существования предприятия). Миссия должна содержать: определение предпринимат-й деятельности, рабочие принципы, ценности и организац-ю стр-ру.

2)диагностический: анализ внешней среды, обследование внутренней среды, установление сильных и слабых сторон.

3)Определение базовой стратегии развития предпр-я: анализ стратегич-х альтернатив, обоснование стратегического развития.

4)реализация целей и базовой стратегии: структуризация целей, определение тактики, определение политики, определение процедур и правил, формирование бюджета.

Существует 3 типа стратегий, занимающих фундаментальное положение: ВЫЖИВАНИЯ, РОСТА, РАЗВИТИЯ.

 

17) Базовые стратегии развития предприятий:

1)Виолентная (силовая) ориентирована на поставку на рынок товаров достаточно известных по доступным ценам. 3 стадии развития виолента: А)гордый лев: ускоренный рост, профиль: специализация в важном, перспективном и крупном сегменте рынка, прибыль достаточная для сегмента рынка.

Б) Могучий слон: средний(стабильный) рост , широкая диверсификация в рамках крупного рынка, прибыль достаточна для обеспечения устойчивого роста.

В) Неповоротливый бегемот (350т фабрик по всему миру): замедленный рост, чрезмерная беспорядочная специализация, отдельные направления могут приносить убытки.

2)Патиентная или нишевая (занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей). Патиенты-хитрые лисы.

3)Экспелерентная (пионерская) – первые ласточки. Предлагают принципиально новое, работают с венчурными крмпаниями.

4)Коммутантная – серые мыши (то, что выгодно).

 


18)(Из интернета)."Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены".

"Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены".

Казалось бы, определения чуть ли не совпадают и уж если не полностью, то в значительной части. И, тем не менее, верификация и валидация - принципиально разные действия.

Разберемся.

Уже перевод с английского этих терминов дает определенную пищу для понимания разницы: verification - проверка, validation - придание законной силы.

Чтобы было проще понять, сразу приведу пример типичной верификации: тестирование программы или проведение испытания оборудования. Имея определенные требования на руках, мы проводим испытание продукта и фиксируем, соблюдены ли требования. Результат верификации - это ответ на вопрос "Соответствует ли продукт требованиям?".

Но далеко не всегда продукт, соответствующий установленным требованиям, можно применять в конкретной ситуации. Например, лекарство прошло все положенные испытания и поступило в продажу. Значит ли это что оно может быть применено каким-то конкретным больным? Нет, т.к. каждый пациент имеет свои особенности и конкретно для этого лекарство может быть губительным, т.е. кто-то (врач) должен подтвердить: да, этому больному можно принимать это лекарство. То есть врач должен выполнить валидацию: придать законную силу конкретному применению.

Или еще пример. Предприятие выпускает трубы, предназначенные для закладки в землю, в соответствии с некоторыми ТУ (Техническими условиями). Продукция этим ТУ соответствует, но поступил заказ, предполагающий укладку труб по дну моря. Могут ли трубы, соответствующие имеющимся ТУ, быть применены в данном случае? Именно валидация и дает ответ на этот вопрос.

Нетрудно видеть, что еще одно отличие состоит в том, что верификация производится всегда, а вот необходимость в валидации может и отсутствовать. Она появляется только тогда, когда возникают требования, связанные с конкретным применением продукции. Если фармацевтический завод выпускает лекарства, то он будет проверять лишь их соответствие требованиям, а проблемами применения конкретных лекарств конкретными пациентами заниматься не будет. Или тот же АвтоВАЗ.

Таким образом, можно констатировать следующее:

верификация - проводится практически всегда, выполняется методом проверки (сличения) характеристик продукции с заданными требованиями, результатом является вывод о соответствии (или несоответствии) продукции,

валидация - проводится при необходимости, выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик продукции этим требованиям, результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий.


19. Предприятие как система. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники -это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразиевнутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

Ÿ производство,

Ÿ маркетинг,

Ÿ НИОКР,

Ÿ финансовое управление,

Ÿ общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:

- потребления;

- научно-технической, экономической, политической информации;

- капитала;

- рабочей силы;

- сырья, материалов и комплектации.

Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:

n взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

n ответственности перед конечным потребителем;

n достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

n экономного ведения хозяйства;

n соблюдения этического кодекса предпринимательства.


20. Организация как функция управления

Для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов необходима организация. Основной задачей организации как функции управления является формирование структуры объекта и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.

Для специалиста в области управления организация как функция – это сознательно формализованная структура должностных обязанностей с распределением заданий, полномочий, ролей, ответственности, ресурсов и т.д. Совместная работа отдельных работников будет эффективной только тогда, когда каждый хорошо понимает свои функции.

Организация как функция управления должна содержать:

– наличие целей, что является результатом реализации функции планирования;

– четкое определение и распределение обязанностей, зафиксированное в должностных инструкциях;

– систему обеспечения исполнителя ресурсами, в том числе и в первую очередь информационными;

– формы предоставления определенной свободы действий исполнителям.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.043 с.)