Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)

Поиск

Основополагающим документом, регламентирующим и опреде­ляющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), является Федеральный за­кон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Дополняют его Постановле­ние № 1113 от 5.11.1995 г. "О Единой Государственной системе пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановле­ние № 924 от 3.08.1996 г. "О силах и средствах единой государствен­ной системы предупреждения".

Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС

Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возник­новения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

быть инфомированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллектив­ные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за прожи­вание и работу в зонах ЧС;

на бесплатное государственное социальное страхование, получе­ние компенсаций и льгот за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуа­ций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболева­ния, полученного при выполнении обязанностей по защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установ­ленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полу­ченного при выполнении гражданского долга по спасению человече­ской жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Россий­ской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъек­тов Российской Федерации в области защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой де­ятельности, не допускать нарушений производственной и технологи­ческой дисциплины, требований экологической безопасности, кото­рые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой медицинской по­мощи пострадавшим, правила пользования коллективными и инди­видуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и воз­никновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Цели и задачи РСЧС

В соответствии с Положением о РСЧС, утверждённым указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС яв­ляются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм, свя­занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

— осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повыше­ние устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социаль­ного назначения в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуа­циях;

— прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контро­ля в области защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитар­ных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участ­вующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Структура РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и терри­торий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориаль­ный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территори­альному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функциониро­вания территориальных подсистем РСЧС определяются положения­ми об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органа­ми государственной власти субъектов РФ. Функциональные подсис­темы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной вла­сти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функ­циональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, ут­верждаемыми руководителями соответствующих федеральных орга­нов исполнительной власти по согласованию с МЧС.

Исключение составляет положение о функциональной подсисте­ме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы; постоян­но действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспече­ния; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по преду­преждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном, охватывающем территории нескольких субъек­тов РФ, — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

 

на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — КЧС органов местного самоуправления;

на объектовом, охватывающем территорию организации или объ­екта, — объектовые КЧС.

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствую­щих органов исполнительной власти и организаций.

 

Задачи КЧС

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям фе­деральных органов исполнительной власти являются:

руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвы­чайных ситуаций, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функциониро­вания отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и терри­торий от ЧС;

организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

организация работ по созданию страхового фонда технической до­кументации для потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация и руковод­ство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объек­тах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;

обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

руководство созданием и использованием ведомственных резер­вов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

участие в осуществлении мероприятий по социальной защите на­селения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реа­лизации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от ЧС; координация под­готовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала под­ведомственных организаций и объектов к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

организация работы по аттестации аварийно-спасательных фор­мирований и спасателей.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надёжности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирова­ние чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержа­ния в состоянии готовности пунктов управления;

организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализа­ции территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуа­циям, с военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а в случае необходимости — принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ор­ганизация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрез­вычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области защиты насе­ления и территорий от ЧС;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных си­туациях.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным си­туациям являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по пре­дупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функцио­нирования организаций и объектов при возникновении чрезвычай­ных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объек­тах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем конт­роля и оповещения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к дейст­виям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрез­вычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

 

Органы управления РСЧС

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычай­ным ситуациям (ОУ ГОЧС):

на федеральном уровне — МЧС России;

на региональном — региональные центры;

на территориальном — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

на местном — органы управления ГОЧС, создаваемые при орга­нах местного самоуправления;

на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные ли­ца) ГОЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществ­ляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, опо­вещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживае­мых в состоянии постоянной готовности к использованию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.008 с.)