Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для проведения занятий по 14 часовой программе по ГО ЧС

Поиск

Сборник лекций

Для проведения занятий по 14 часовой программе по ГО ЧС

 

 

ТЕМА 1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Законодательство РФ в области гражданской обороны (ГО)

 

Принятие Федерального закона "О гражданской обороне" определило правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О гражданских организациях гражданской обороны", "О федеральных службах гражданской обороны" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 841 от 2.11.2000 года.

В этом Положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются: изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

• совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

• выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• овладение личным составом гражданских организаций ГО приёмами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Руководство гражданской обороной

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для решения задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, — Войска ГО, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления со­стояния войны, фактического начала военных действий или введе­ния Президентом РФ военного положения на территории Россий­ской Федерации или в отдельных её частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенно­го характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опас­ности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются граж­данские организации ГО. В них могут быть зачислены граждане Рос­сийской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имею­щих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трёх лет.

Гражданские организации ГО проводят аварийно-спасательные, другие неотложные работы и первоочередное жизнеобеспечение на­селения, пострадавшего при ведении военных действий или вследст­вие этих действий. Участвуют: в борьбе с пожарами; в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му и иному заражению; обеззараживании населения, техники, зда­ний и территорий; срочном восстановлении функционирования ком­мунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

ТЕМА 2.

Ядерное оружие

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массово­го поражения. Действие его основано на использовании внутри­ядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точ­ка, в которой произошёл взрыв, называется центром, а её проек­ция на поверхность земли (воды) — эпицентром ядерного взрыва.

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, ра­диоактивное заражение местности и электромагнитный импульс яв­ляются поражающими факторами ядерного взрыва.

Ударная волна — область резкого сжатия воздуха, распространя­ющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит по­ражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метатель­ной способностью и может отбросить человека или ударить его об ок­ружающие предметы. Для защиты от ударной волны необходимо ис­пользовать заглублённые и герметичные сооружения или устойчи­вые к ударам объекты техники.

Световое излучение ядерного взрыва — это мощный поток види­мого света и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Источником светового потока является яркая вспышка и огненный шар, состоящий из раскалённых газообразных продуктов ядерного боеприпаса и прилегающих к нему слоев нагре­того воздуха. У людей световое излучение может вызывать ожоги от­крытых участков тела и поражение органов зрения.

От светового излучения возможно образование массовых пожаров.

Защитой людей от светового излучения служат инженерные со­оружения, защитная одежда, специальные очки, а также заблаго­временное создание дымовых завес и проведение профилактических противопожарных мероприятий.

Проникающая радиация представляет собой поток гамма-лучей и нейтронов, возникающих в момент ядерного взрыва. Время её действия 10—15 сек. За этот период радиоактивное облако успевает под­няться на большую высоту, и гамма-лучи и нейтроны полностью по­глощаются атмосферой.

Вредное биологическое действие гамма-лучей и нейтронов обусло­влено их способностью ионизировать атомы и молекулы клеток жи­вой ткани.

Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают воздействие проникающей радиации, а убежища и противорадиационные укры­тия практически полностью защищают от неё.

Радиоактивное заражение местности — присутствие радиоактив­ных веществ в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности. Оно возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Раз­меры района радиоактивного заражения зависят от мощности взры­ва и скорости ветра, метеорологических условий и характера местно­сти.

Электромагнитный импульс (ЭМИ) — это электрические и маг­нитные поля, возникающие в результате воздействия гамма-излуче­ния на атомы окружающей среды и образования в этой среде потока электронов и положительных ионов.

Очаг ядерного поражения условно делят на зоны. Зона полных разрушений — территория, подвергшаяся воздействию ударной вол­ны с избыточным давлением (на внешней границе) свыше 50 кПа. В зоне полностью разрушаются все здания и сооружения, а также про­тиворадиационные укрытия и часть убежищ, образуются сплошные завалы, повреждается коммунально-энергетическая сеть. Зона сильных разрушений — с избыточным давлением во фронте ударной волны от 50 до 30 кПа. В этой зоне наземные здания и сооружения получают сильные разрушения, образуются местные завалы, возни­кают пожары. Большинство убежищ сохранятся, у некоторых из них могут быть завалены входы и выходы. Люди, находящиеся в них, могут получить поражения только из-за нарушения герметиза­ции убежищ, их затопления или загазованности. Зона средних раз­рушений — с избыточным давлением во фронте ударной волны от 30 до 20 кПа. В ней здания и сооружения получают средние разруше­ния. Убежища и укрытия подвального типа сохраняются. От свето­вого излучения могут возникнуть пожары. Зона слабых разрушений — с избыточным давлением во фронте ударной волны от 20 до 10 кПа. Здания получают небольшие разрушения. От светового излуче­ния возникают отдельные очаги пожаров.

ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

К химическому оружию относятся боевые токсичные химические вещества (БТХВ) и средства их доставки к цели. К боевым токсич­ным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм челове­ка и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применять­ся в военных целях для поражения различных видов растений. ОВ составляют основу химического оружия. Многие ОВ не имеют ни цвета, ни запаха, что затрудняет их обнаружение органами зрения и обоняния. Кроме того, современные ОВ настолько высокотоксичны, что даже кратковременное пребывание людей в заражённой атмо­сфере без средств защиты органов дыхания или при попадании ка­пель ОВ на кожу может привести к смертельному исходу.

В момент применения ОВ могут быть в капельно - жидком состоя­нии, в виде газа (пара), тумана или дыма. Поэтому поражение может быть вызвано в результате вдыхания поражённого воздуха, при по­падании ОВ в глаза, на кожу, одежду, при употреблении заражённой пищи или воды, а также при соприкосновении с заражёнными пред­метами.

Поражающее действие отравляющих веществ оценивают по их концентрации, плотности заражения, стойкости, токсичности.

Концентрацией называется количество ОВ, находящегося в еди­нице объёма заражённого воздуха. Её выражают чаще всего в мил­лиграммах ОВ, содержащегося в 1 л воздуха (мг/л).

Плотность заражения — это количество ОВ, находящегося на единице площади местности или другой поверхности. Плотность за­ражения принято выражать в г/м2.

Стойкость — это способность ОВ сохранять своё поражающее действие в воздухе или на местности в течение определённого вре­мени.

К стойким относятся ОВ, сохраняющие поражающие свойства от нескольких часов до нескольких суток (У-газы, зарин, зоман, табун, азотистый иприт, люизит, иприт).

Нестойкие ОВ (синильная кислота, фосген, хлорциан) сохраняют поражающие свойства в течение нескольких минут.

Способность ОВ оказывать поражающее действие на людей и жи­вотных характеризуется таким термином, как токсичность. Токсич­ность ОВ проявляется при его контакте с живым организмом, вызы­вая определённый эффект поражения. Токсичность характеризуется количеством вещества, вызывающим поражающий эффект, и харак­тером токсического действия на организм. Токсическая доза (токсо-доза) ОВ — количество вещества (доза), вызывающая определённый токсический эффект при различных путях проникновения в орга­низм: ингаляционном, кожно-резорбтивном и через раны.

По физиологическому воздействию на организм различают ОВ нервно-паралитические, кожно-нарывные, общеядовитые, удушаю­щие, психохимические и раздражающие.

К отравляющим веществам нервно-паралитического действия от­носятся зарин, зоман, табун и У-газы. Это сильные и быстродействующие яды. Попадая в организм человека через органы дыхания, кожные покровы и пищеварительный тракт, они поражают нервную систему.

Зарин. Признаки поражения появляются немедленно: сужение зрачков (миоз), выделение слюны, затруднение дыхания, рвота, по­теря сознания. Затем наблюдаются приступы сильных судорог; в случае тяжёлого поражения может наступить паралич дыхательных центров и смерть. Таким пострадавшим оказывать помощь нужно особенно быстро и энергично, непосредственно в очаге поражения.

При появлении первых признаков поражения на пострадавшего надо немедленно надеть противогаз и одновременно дать таблетку с противоядием (антидот в таблетках). Если имеется специальный шприц-тюбик с антидотом, то при помощи него вводят противоядие непосредственно в очаге поражения или при выходе из него сам по­страдавший или оказывающий первую помощь.

Зоман. По характеру действия на организм человека он аналоги­чен зарину, но более токсичен; вызывает отравления при всех спосо­бах попадания в организм. Зоман, так же как и зарин, представляет собой бесцветную жидкость с ароматическим камфорным запахом. В воде растворяется плохо, хорошо — в спирте, органических раствори­телях, горючем и смазочных материалах; впитывается в лакокрасоч­ные покрытия, пористые поверхности и резинотехнические изделия.

V-газы — бесцветная жидкость без запаха. Токсичнее зарина в 100 раз. В качестве средств защиты используются противогаз и за­щитная одежда.

ОВ кожно-нарывного действия включают в себя: иприт, азоти­стый иприт и люизит. Основным представителем этой группы ОВ яв­ляется иприт. Химически чистый иприт — прозрачная жидкость с очень слабым запахом касторового масла; технический иприт — тём­ная жидкость с запахом горчицы или чеснока. Температура кипения — +217°С, замерзания — от 4 до 12°С в зависимости от состава. На воздухе испаряется медленно, в воде растворяется плохо. Капли ип­рита в водоёмах могут сохраняться несколько месяцев.

Иприт хорошо растворяется в органических растворителях, а так­же в различных маслах и жирах. Продукты и фураж, заражённые капельно-жидким ипритом, к употреблению непригодны. Хорошо впитывается в дерево, кожаную обувь, ткани, резину и другие пори­стые материалы и с трудом удаляется из них.

Иприт обладает многосторонним действием. В капельно-жидком виде и парообразном состоянии поражает кожу, глаза; при вдыха­нии паров поражает дыхательные пути и лёгкие. При попадании в организм с пищей и водой действует на органы пищеварения.

Обладает скрытым периодом действия. При поражении кожи раз­личают три стадии: покраснение, пузыреобразование и изъязвление. Покраснение кожи происходит через 1—2 часа, чаще через 4—8 ча­сов (от воздействия паров — через 12—24 ч.). Пузыри обычно образу­ются в конце первых — начале вторых суток. Через 2—3 суток они прорываются и образуются язвы.

Иприт относится к стойким ОВ. Его стойкость летом — от несколь­ких часов до суток. Весной и осенью она в несколько раз дольше, чем летом, а зимой может достигать нескольких недель и даже месяцев.

Вдыхание паров в течение 1 часа при концентрации 0,004 мг/л вызывает поражение лёгких, при 0,007 мг/л — тяжёлое заболева­ние. Смертельная для человека ингаляционная токсодоза — пример­но 2 мг • мин/л.

Первую медицинскую помощь нужно оказывать немедленно. Пос­ле снятия капель с лица поражённого на него надевают противогаз. Попавшие на кожу, одежду, обувь капли или мазки ОВ осторожно снимают тампоном из марли, бинта, куска ткани, ветоши и т.п. Зара­жённое место обрабатывают жидкостью из индивидуального проти­вохимического пакета или водой с мылом. Чем раньше оказана меди­цинская помощь, тем легче протекают последствия поражения.

Глаза можно промыть чистой водой, слабым раствором борной ки­слоты, питьевой соды. При поражении глаз, дыхательных путей и при попадании ОВ кожно-нарывного действия вместе с пищей и во­дой в органы пищеварения пострадавших следует немедленно доста­вить в лечебное учреждение.

Для защиты от иприта используют убежища, противогазы и за­щитную одежду.

К ОВ общеядовитого действия относятся синильная кислота и хлорциан, мышьяковистый и фосфористый водороды, окись углеро­да, карбонилы металлов, фторорганические соединения.

Все они вызывают общее отравление организма, поражая его жиз­ненно важные системы. Типичным представителем этой группы яв­ляется синильная кислота.

Синильная кислота (цианистый водород, цианисто-водородная кислота) — бесцветная прозрачная жидкость. Она обладает дурманя­щим запахом, напоминающим запах горького миндаля. Температу­ра плавления----13,3°С, кипения — +25,7°С. Капли синильной кис­лоты на воздухе быстро испаряются: летом — в течение нескольких минут, зимой — в течение 1 часа.

Синильная кислота используется для получения хлорциана, ак-рилонитрита, аминокислот, акрилатов, необходимых для производ­ства пластмасс, а также в качестве фумиганта — средства борьбы с вредителями сельского хозяйства, для обработки закрытых и транс­портных средств. В природе она встречается в ядрах косточек горь­кого миндаля, абрикосов, вишен, слив.

Через кожу всасывается как газообразная, так и жидкая синиль­ная кислота. При длительном пребывании в атмосфере с высокой концентрацией кислоты без средств защиты кожи появляются при­знаки отравления. Различают острую и хроническую формы пора­жения синильной кислотой.

Оказавшись в атмосфере, заражённой парами синильной кислоты, человек ощущает запах горького миндаля, металлический вкус во рту. У него появляются тошнота и рвота, головокружение и общая слабость. Отмечается учащение дыхания и пульса, возникают боли в сердце. Это начальная стадия поражения. Если поступление ОВ в ор­ганизм прекращается, эти явления быстро проходят. При продолжа­ющемся воздействии синильной кислоты наступает вторая стадия по­ражения: слизистые оболочки и кожа приобретают ярко-розовую ок­раску, зрачки резко расширяются, дыхание и пульс замедляются, усиливаются боли в сердце, нарастает одышка, возможна потеря соз­нания.

Первая медицинская помощь поражённому должна оказываться немедленно. На него надо надеть противогаз, дать антидот (раздавить тонкий конец ампулы амилнитрита и в момент вдоха вложить под ли­цевую часть противогаза) и эвакуировать из заражённой зоны. Если состояние пострадавшего остаётся тяжёлым, то через 5 минут повтор­но дают антитод амилнитрита. При резком ухудшении применяют искусственное дыхание.

При желудочных отравлениях кислотой и её солями следует как можно скорее вызвать рвоту и принять внутрь однопроцентный рас­твор гипосульфита натрия.

Защиту органов дыхания от синильной кислоты обеспечивают фильтрующие и изолирующие противогазы. Могут быть использова­ны фильтрующие промышленные противогазы марок В (коробка ок­рашена в жёлтый цвет) и М (защитный), а также гражданские проти­вогазы ГП-5, ГП-7 и детские.

К отравляющим веществам удушающего действия относятся фос­ген и дифосген.

Фосген — бесцветный газ с неприятным запахом прелого сена или гнилых яблок. При обычном давлении затвердевает при -18°С и сжи­жается при +8°С. В газообразном состоянии примерно в 3,5 раза тя­желее воздуха, в жидком — в 1,4 раза тяжелее воды. Стойкость при -20°С составляет около 3 часов, летом — не более 30 минут.

В воде растворяется плохо — два объёма в одном объёме воды

(примерно 0,8%), но легко растворим в органических растворите­лях, например, бензине, толуоле, ксилоле, уксусной кислоте.

При первом же контакте с этим веществом у человека рефлекторно учащается дыхание. Поражения лёгкой степени характеризуются раздражением слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных пу­тей. При средней степени тяжести возникают кашель и не резко выраженная одышка, которые постепенно проходят. Если контакт с ОВ не прекратился, через 4—6 часов наступает тяжёлая степень пора­жения: появляется кашель с мокротой, дыхание становится поверх­ностным. Температура повышается до 38—39°С. Лицо становится си­нюшным, кожа — землисто-серого цвета, и вскоре наступает смерть.

Защиту органов дыхания обеспечивают фильтрующие промыш­ленные противогазы марки В, а также гражданские (ГП-5, ГП-7), детские и изолирующие.

Меры первой помощи при отравлении фосгеном: надеть на пора­жённого противогаз, вынести его из опасной зоны, обеспечить пол­ный покой, тепло. Расстегнуть ворот, пояс и все застёжки, при воз­можности снять верхнюю одежду, которая может быть заражена па­рами фосгена. Дать горячее питьё, кислород. Искусственное дыха­ние делать нельзя. Поражённого следует быстро и в удобном положе­нии доставить в больницу.

ОВ психохимического действия. Это большая группа ОВ, насчитывающая до 30 веществ. Наиболее распространённые — В2 (Би-Зет), ДЛК — диэтиламид лизергиновой кислоты, псилоцибин. При контакте с этими ОВ через несколько минут у человека появляется чувство страха или эйфории. Поражённый перестаёт ориентиро­ваться в пространстве и времени, у него появляются слуховые и зри­тельные галлюцинации, иногда устрашающего характера. Речь больного лишена смысла. Такое состояние может продолжаться не­сколько часов. При воздействии некоторых других ОВ этой группы психические расстройства не резко выражены, доминирует наруше­ние координации движений. Поражающийэффект продолжается от нескольких часов до суток, после чего наступает выздоровление.

ОВ слезоточивого и раздражающего действия. Это большая груп­па химических веществ, вызывающих раздражение слизистой обо­лочки глаз и верхних дыхательных путей — хлорацетофенон, хлор­пикрин, адамсит, С8 (Си-Эс) и др. Признаки поражения наступают при начальном контакте с ними. Появляется жжение и резь в глазах, сильное слезотечение, светобоязнь, отёк век. Раздражающий эффект характеризуется кашлем, слюнотечением, болями за грудиной, тош­нотой. При более тяжёлых поражениях нарушается координация движений. Полное выздоровление наступает в течение 2—3 дней.

При поражении ОВ раздражающего и психохимического дейст­вия необходимо заражённые участки тела обработать мыльной во­дой, глаза и носоглотку тщательно промыть водой, а одежду вытрях­нуть и вычистить щёткой.

Длительность поражающего действия ОВ тем меньше, чем силь­нее ветер и восходящие потоки воздуха. В лесах, парках, оврагах, на узких улицах ОВ сохраняются дольше, чем на открытой местности.

 

ОРУЖИЕ

Бактериологическое (биологическое) оружие (БО) относится к средствам массового поражения и предназначено для поражения лю­дей, сельскохозяйственных животных и растений, для заражения запасов продовольствия, фуража и воды.

Бактериологическое оружие может быть применено с помощью авиации, ракет, артиллерийских снарядов, мин и диверсионным способом в виде жидких или сухих (порошкообразных) рецептур, аэ­розолей, содержащих возбудителей различных заболеваний, а также путём распространения насекомых, грызунов.

В качестве бактериальных средств могут быть применены возбу­дители чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, сапа, нату­ральной оспы и других особо опасных инфекций. Подробная харак­теристика инфекционных болезней дана в теме 4.

 

ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ

Термины "обычные средства поражения", "обычное оружие" во­шли в употребление после появления ядерного оружия. В настоящее время некоторые образцы обычного оружия, основанные на новей­ших достижениях науки и техники, по своей эффективности вплот­ную приблизились к оружию массового поражения.

В совершенствовании обычных средств поражения можно просле­дить два чётко выраженных направления. Во-первых, это повыше­ние мощности взрывов на основе достижений химии взрывчатых ве­ществ. Во-вторых, улучшение конструкций боеприпасов и средств их доставки к цели.

Термин "обычные" для этих средств может быть лишь условным. Такое оружие принято называть обычным высокоточным оружием. Оно основано на использовании энергии взрывчатых веществ и за­жигательных смесей (артиллерийские, ракетные и авиационные бо­еприпасы, фугасы, мины и другие средства) и современных средств доставки к цели.

Характер поражающего действия обычного оружия зависит от конструкции боеприпаса. Оно может проявляться в форме бризант­ного, фугасного, кумулятивного или ударного действия.

Значительное место среди осколочно-фугасных боеприпасов зани­мают шариковые и кассетные бомбы, применяемые авиацией.

В боеприпасах так называемого объёмного взрыва используются смеси метилацетилена, пропадиена и пропана с добавкой бутана или же смеси на основе окиси пропилена (этилена) и различных видов жидкого горючего.

 

ТЕМА 3.

Цели и задачи РСЧС

В соответствии с Положением о РСЧС, утверждённым указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС яв­ляются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм, свя­занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

— осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повыше­ние устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социаль­ного назначения в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуа­циях;

— прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контро­ля в области защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитар­ных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участ­вующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Структура РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и терри­торий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориаль­ный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территори­альному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функциониро­вания территориальных подсистем РСЧС определяются положения­ми об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органа­ми государственной власти субъектов РФ. Функциональные подсис­темы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной вла­сти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функ­циональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, ут­верждаемыми руководителями соответствующих федеральных орга­нов исполнительной власти по согласованию с МЧС.

Исключение составляет положение о функциональной подсисте­ме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы; постоян­но действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспече­ния; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по преду­преждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном, охватывающем территории нескольких субъек­тов РФ, — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

 

на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — КЧС органов местного самоуправления;

на объектовом, охватывающем территорию организации или объ­екта, — объектовые КЧС.

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствую­щих органов исполнительной власти и организаций.

 

Задачи КЧС

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям фе­деральных органов исполнительной власти являются:

руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвы­чайных ситуаций, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функциониро­вания отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и терри­торий от ЧС;

организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

организация работ по созданию страхового фонда технической до­кументации для потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация и руковод­ство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объек­тах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;

обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

руководство созданием и использованием ведомственных резер­вов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

участие в осуществлении мероприятий по социальной защите на­селения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реа­лизации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от ЧС; координация под­готовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала под­ведомственных организаций и объектов к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

организация работы по аттестации аварийно-спасательных фор­мирований и спасателей.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надёжности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирова­ние чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержа­ния в состоянии готовности пунктов управления;

организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализа­ции территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуа­циям, с военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а в случае необходимости — принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ор­ганизация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрез­вычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области защиты насе­ления и территорий от ЧС;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных си­туациях.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным си­туациям являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по пре­дупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функцио­нирования организаций и объектов при возникновении чрезвычай­ных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объек­тах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем конт­роля и оповещения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к дейст­виям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрез­вычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

 

Органы управления РСЧС

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычай­ным ситуациям (ОУ ГОЧС):

на федеральном уровне — МЧС России;

на региональном — региональные центры;

на территориальном — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

на местном — органы управления ГОЧС, создаваемые при орга­нах местного самоуправления;

на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные ли­ца) ГОЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществ­ляется на пунктах управления, о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.012 с.)