Составители программы: Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители программы: Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В.



УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Составители программы: Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Управление изменениями» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Менеджмент» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 4 зачетных единиц (144 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих управленческих дисциплин: «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)», «Методы принятия управленческих решений», «Экономическая теория».

Дисциплина «Управление изменениями» является базовым теоретическим и практическим основанием для дисциплины «Управление рисками».

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов знаний теоретических основ в сфере организационной деятельности, изучения технологий и методов проведения изменений в организации.

Основные задачи дисциплины:

изучение основных теорий и подходов к осуществлению организационных изменений;

освоение основных методов маркетинговых исследований и маркетингового анализа для определения типа необходимых организационных изменений;

формирование практических навыков в управлении организационными и стратегическими изменениями в организации на основе создания адаптируемых организационных культур и методов преодоления организационного сопротивления.

Программа курса состоит из 10 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: концепция организационных изменений; модели организационных изменений; инициирование измерений; осуществление изменений, преодоление сопротивления изменениям; концепция организационного развития; методы управления изменениями; мониторинг и контроль процесса изменений; формирование команды стратегических изменений; формирование инновационной организационной культуры; изменения и конфликты.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал для отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: исследование природы организационных изменений; реинжиринг как метод организационных изменений; выявление и использование источников изменений в организации; способы управления сопротивлением в организации; реализация изменений личностного поведения в организации; управление нововведениями в организации.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов рабочей программы, таких, как: современные тенденции развития организаций; модель К. Левина; создание венчурных команд и фондов; стереотипы восприятия изменений; этические проблемы организационного развития; классификация методов управления изменениями; методы мониторинга и контроля изменений; характеристики лидера команды стратегических изменений; способы поддержки инноваций; классификация конфликтов.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент», должны:

знать основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основные методы маркетинговых исследований и маркетингового анализа для определения типа необходимых организационных изменений;

уметь разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

владеть методами управления изменениями; современными технологиями влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

Процесс изучения дисциплины «Управление изменениями» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010 г.).

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой, решение задач    
Вид промежуточной аттестации – экзамен    
Общая трудоемкость, часы    
Зачетные единицы    

Тематический план (типовой)

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Концепция организационных изменений           ОК-6,7,9, 16,17
  Модели организационных изменений       2*  
  Инициирование изменений       2*   ПК-6,7, 17,27,30
  Осуществление изменений. Преодоление сопротивления изменениям       2*  
  Концепции организации оного развития       2*  
  Методы управления изменениями       2*   ПК-27, 30
  Мониторинг и контроль процесса изменений       2*  
  Формирование команды стратегических изменений       2*   ПК-16, 27,30
  Формирование инновационной организационной культуры       2*   ПК-27, 30
  Изменения и конфликты       2*   ПК-30, 37
  Экзамен            
  Итого:       18*    

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Концепция организационных изменений

(ОК-6,7,9,16,17)

 

Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений. Современные тенденции развития организаций*. Уровни организационных изменений. Типы организационных изменений. Принципы управления процессом изменений. Структура системы управления изменениями.

 

Тема 2. Модели организационных изменений

(ОК-6,7,9,16,17)

Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями. Модель «переходного периода». Модель «постепенного наращивания». Модель управления изменениями «EASIER». Модель К. Левина* «Размораживание, изменения, замораживание» (1951 г.). Модель Бекхарда (1969). Модель Тюрли (1979). Модель Бира и соавторов (1990).

 

Тема 3. Инициирование изменений (ПК-6,7,17,27,30)

 

Место и значение этапа инициирования перемен в процессе управления изменениями. Способы стимулирования поиска новых идей. Изучение существующего опыта решения аналогичных проблем. Стимулирование творчества, новаторства, проявления инициативы. Отстаивание идеи, доведение ее до стадии внедрения. Создание венчурных команд и фондов*.

 

Тема 4. Осуществление изменений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся.

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения полученных знаний в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, анализ случаев (кейс-метод). Совместное решение сложных задач. Просмотр и анализ учебных фильмов, имитационные игры (ролевые, деловые).

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач, подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Промежуточным контролем знаний студентов являются контрольные работы по ключевым темам изучаемой дисциплины.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Концепция организационных изменений, ее место в теории менеджмента.

2. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений.

3. Современные тенденции развития организаций.

4. Уровни и типы организационных изменений.

5. Принципы управления процессом изменений.

6. Структура системы управления изменениями.

7. Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями.

8. Использование модели «постепенного наращивания» в процессе управления организационными изменениями.

9. Использование модели «переходного периода» в процессе управления организационными изменениями.

10. Модель управления изменениями «EASIER».

11. Модель К. Левина «Размораживание, изменения, замораживание».

12. Сопоставление моделей управления организационными изменениями Бекхарда и Тюрли.

13. Модель организационных изменений Бира и соавторов.

14. Способы инициирования поиска новых идей.

15. Проблемы, возникающие на этапе осуществления перемен и их преодоление.

16. Причины сопротивления переменам и стереотипы восприятия изменений.

17. Подходы к преодолению сопротивления переменам.

18. Методы сокращения и преодоления сопротивления переменам.

19. Выявление сторонников и противников перемен.

20. Реструктуризация управления организацией.

21. Реинжиниринг бизнес-процессов.

22. Классические и современная концепции организационного развития.

23. Цель и базовые установки ОР.

24. Достоинства и ограничения ОР.

25. Модель организационного развития Мак-Кинси «7S».

26. Программа организационного развития.

27. Этические проблемы организационного развития.

28. Понятие и основной критерий возникновения обучающейся организации.

29. Паутина интерактивных элементов обучающейся организации.

30. Изменение социального контракта в обучающейся организации.

31. Изменение природы карьеры сотрудников в обучающейся организации.

32. Методы управления изменениями.

33. Инструменты проведения организационных изменений.

34. Стили проведения изменений в организации.

35. Понятие, цели и методики мониторинга и контроля процесса изменений.

36. «Закрытые» и «открытые» проблемы управления изменениями в организации.

37. Методы мониторинга и контроля изменений.

38. Модель Хайнингса, иллюстрирующая где возникает сопротивление в ходе управления плановым изменением.

39. Необходимость формирования команды стратегических изменений, ее отличие от группы.

40. Принципы и стадии создания команд для проведения изменений.

41. Роли членов и характеристики лидера эффективной команды стратегических изменений.

42. Результативность команды стратегических изменений.

43. Организационная культура, ее место и влияние на процесс управления изменениями в организации.

44. Понятие, элементы и функции инновационной культуры.

45. Формирование инновационной организационной культуры.

46. Способы поддержки инноваций в организации.

47. Взаимосвязь организационных изменений и конфликтов.

48. Особенности и причины возникновения конфликтов, связанных с изменениями в организации.

49. Классификация конфликтов, связанных с изменениями в организации.

 

Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

А) Основная литература:

Ашмарина С.И. Управление изменениями: учеб. пособие. – М.: Рид Групп, 2011.

Кожевина О.В. Управление изменениями: учеб. пособие: соответствует ФГОС 3-го поколения. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Распопов В.М. Управление изменениями: учеб. пособие. – М.: Издательство «Магистр», 2013.

Б) Дополнительная литература:

Сухарев О.С. Управление структурными изменениями экономики: монография. – М.: КУРС, 2013.

Управление изменениями: хрестоматия. – М.: Высшая школа менеджмента, 2010.

Хайниш С.В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. – М.: Едиториал УРСС, 2013.

 

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.ecoline.ru.

htt://www.projectmanajement. ru.

htt://www. consultant. ru.

http://www.e2000.kyiv.org.

http://ibooks.ru/search.php?mode=search&page=1.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедийными средствами обучения, и компьютерных классах с выходом в Интернет.

Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет.

 


* в т.ч. в интерактивной форме

* Изучаются самостоятельно.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Составители программы: Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Управление изменениями» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Менеджмент» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 4 зачетных единиц (144 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих управленческих дисциплин: «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)», «Методы принятия управленческих решений», «Экономическая теория».

Дисциплина «Управление изменениями» является базовым теоретическим и практическим основанием для дисциплины «Управление рисками».

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов знаний теоретических основ в сфере организационной деятельности, изучения технологий и методов проведения изменений в организации.

Основные задачи дисциплины:

изучение основных теорий и подходов к осуществлению организационных изменений;

освоение основных методов маркетинговых исследований и маркетингового анализа для определения типа необходимых организационных изменений;

формирование практических навыков в управлении организационными и стратегическими изменениями в организации на основе создания адаптируемых организационных культур и методов преодоления организационного сопротивления.

Программа курса состоит из 10 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: концепция организационных изменений; модели организационных изменений; инициирование измерений; осуществление изменений, преодоление сопротивления изменениям; концепция организационного развития; методы управления изменениями; мониторинг и контроль процесса изменений; формирование команды стратегических изменений; формирование инновационной организационной культуры; изменения и конфликты.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал для отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: исследование природы организационных изменений; реинжиринг как метод организационных изменений; выявление и использование источников изменений в организации; способы управления сопротивлением в организации; реализация изменений личностного поведения в организации; управление нововведениями в организации.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов рабочей программы, таких, как: современные тенденции развития организаций; модель К. Левина; создание венчурных команд и фондов; стереотипы восприятия изменений; этические проблемы организационного развития; классификация методов управления изменениями; методы мониторинга и контроля изменений; характеристики лидера команды стратегических изменений; способы поддержки инноваций; классификация конфликтов.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент», должны:

знать основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основные методы маркетинговых исследований и маркетингового анализа для определения типа необходимых организационных изменений;

уметь разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

владеть методами управления изменениями; современными технологиями влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

Процесс изучения дисциплины «Управление изменениями» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010 г.).

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой, решение задач    
Вид промежуточной аттестации – экзамен    
Общая трудоемкость, часы    
Зачетные единицы    

Тематический план (типовой)

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Концепция организационных изменений           ОК-6,7,9, 16,17
  Модели организационных изменений       2*  
  Инициирование изменений       2*   ПК-6,7, 17,27,30
  Осуществление изменений. Преодоление сопротивления изменениям       2*  
  Концепции организации оного развития       2*  
  Методы управления изменениями       2*   ПК-27, 30
  Мониторинг и контроль процесса изменений       2*  
  Формирование команды стратегических изменений       2*   ПК-16, 27,30
  Формирование инновационной организационной культуры       2*   ПК-27, 30
  Изменения и конфликты       2*   ПК-30, 37
  Экзамен            
  Итого:       18*    

 

ПРОГРАММА КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.084 с.)