Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ю. А. Солодовников. Программа курса мировая художественная культура 6—9 классы↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ю.А.Солодовников. Программа курса МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 6—9 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Мировая художественная культура. 6—9 классы» создана на основе программы автора «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы», которые были первыми программами нового тогда учебного предмета «Мировая художественная культура», и в отличие от других программ, появившихся за последнее время, эти программы проверены экспериментально и в достаточной степени научно обоснованы и методически оснащены. В настоящей программе «Мировая художественная культура. 6—9 классы» по сравнению с ранее изданными программами значительной переработке подверглась та часть программы, которая охватывает Древний мир, Средние века и эпоху Возрождения. Раздел Нового и Новейшего времени является новым необходимым дополнением. Содержание программы соответствует современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6—9 классов. Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах. Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 6—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Класс 35 часов (учебных недель) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Древнего мира, формирование представлений о закономерностях возникновения, становления и развития художественной деятельности человека на ранних этапах исторического развития человеческого общества и выделения искусства в особую сферу художественной культуры, составляющую ее ядро и связанную с созданием целостной картины мира на основе мифологических воззрений древнего человека. Задачи: • раскрыть на их примере особенности художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима; • показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира; • выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия; • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий. Учебно-тематическое планирование
Раздел 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Древний Египет. Месопотамия. Иран. Мезоамерика Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч) Проблемы. Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Реконструкция типологии древнеегипетского храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма. Проблема развертывания картины мироздания в процессе движения внутри и вокруг храма. Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса. Рельефы и статуи фараонов в структуре древнеегипетского храма. Аменхотеп IV и его попытка создания новой религиозной системы. Ниспровержение бога Амона-Ра и введение культа единого солнечного бога Атона. Придание ему новых качеств безличного и невидимого божества, источника всего живого на Земле. Значение имени фараона Эхнатон, что значит «Дух Атона». Строительство Ахетатона, новой столицы Древнего Египта. («При виде ее красот восклицают: „Украшенная, прекрасная, взглянуть на нее — увидеть небо!“») Идея «истины» в религиозном учении Эхнатона и ее воплощение в искусстве. «Преждевременность» реформ Эхнатона и возвращение к традиционным культам после его смерти. Художественные памятники. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны. Колоннада Аменхотепа III и большая статуя Рамсеса II в Луксоре. Статуя Аменхотепа IV в Карнаке. Мастерская скульптора Тутмеса в Амарне. Сочетание традиционной древнеегипетской изобразительной системы с реалистическим пониманием задач искусства в эпоху Эхнатона. Статуя и бюсты Эхнатона. Передача сходства и психологической характеристики. Тема семьи в рельефах Амарны («Эхнатон, поклоняющийся солнцу», «Семья Эхнатона», «Выезд Эхнатона и Нефертити»). Портретные бюсты царицы Нефертити. Тема 4. Подготовка к вечности, или О том, как древний египтянин готовился к жизни после смерти (2 ч) Проблемы. Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека (тело — Хет, двойник — Ка, душа — Ба, тень — Хейбет, имя — Рен). Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды (Древнее царство) и скальные гробницы (Среднее и Новое царства). Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности», или «дома для Ка». Обеспечение Ка всем необходимым для существования (пища, предметы, слуги). Статуэтки «ушебти». Художественные памятники. Пирамиды Древнего царства. Многоступенчатая пирамида Джоссера. Комплекс пирамид в Гизе: пирамиды Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина). Их взаимосвязь и расположение в пространстве. Большой сфинкс фараона Хефрена. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в погребальных комплексах Среднего и Нового царств. Гробница царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Культовые статуи в погребальных комплексах Древнего Египта. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Магический реализм «портретного сходства», особенности раскраски. Погребальные камеры Среднего и Нового царств. Фрески погребальных камер, их предназначенность для созерцания душой умершего. Покрытие фресками стен в виде регистров от пола до потолка. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Разнообразие земных сюжетов на фресках погребальных камер. Фреска «Сад и пруд» в гробнице Аменхотепа. Особенности передачи пространства и объема на плоскости. Образцы фресковой живописи в погребальных камерах Бени-Гасана («Сцена пира», «Охота фараона», «Царевна со священными дарами», «Кочевник-семит с ослом», «Птица и акации») и в гробнице Натха («Сцены охоты», «Сбор винограда и ловля птиц»). Изображение древнейших музыкальных инструментов (лира, арфа, флейты, тимпаны) на фреске «Музыкантши». Краткие представления о характере древнеегипетской музыки. Древняя Греция. Древний Рим Ю.А.Солодовников. Программа курса МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 6—9 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Мировая художественная культура. 6—9 классы» создана на основе программы автора «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы», которые были первыми программами нового тогда учебного предмета «Мировая художественная культура», и в отличие от других программ, появившихся за последнее время, эти программы проверены экспериментально и в достаточной степени научно обоснованы и методически оснащены. В настоящей программе «Мировая художественная культура. 6—9 классы» по сравнению с ранее изданными программами значительной переработке подверглась та часть программы, которая охватывает Древний мир, Средние века и эпоху Возрождения. Раздел Нового и Новейшего времени является новым необходимым дополнением. Содержание программы соответствует современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6—9 классов. Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах. Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 6—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Класс 35 часов (учебных недель)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.149 (0.007 с.) |