Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. «прометей прикованный», или о том, за что ценят древние эллины своего титана (2 ч)

Поиск

Проблемы. Учреждение тираном Писистратом праздника Великих Дионисий, отмечавшихся в начале весны, и Сельских Дионисий, праздновавшихся в конце года. Великие Дионисии и начало греческой драмы. Сельские Дионисии и начало греческой комедии. Введение состязаний трагических и комических поэтов и их хоров. Феспид — автор первой трагедии, поставленной на Великих Дионисиях.

Значение театра в политической, общественной и культурной жизни древнегреческого общества. Конструктивные элементы древнегреческого театра (орхестра, парод, проскений, скена, параскений). Особенности театральных представлений (мужской состав артистического коллектива, наличие больших типовых «характерных» масок, котурн). Театр и природная среда, акустические свойства. Возможность через театральные представления обращаться к большим массам народа, давать оценку крупным общественным событиям. Воздействие театра на зрителя. Теория Аристотеля о катарсисе, необходимом условии эмоционального восприятия театрального зрелища.

«Отцы» древнегреческого театра, великие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл, Еврипид и первый комедиограф Аристофан. Мифологическая основа их творчества и отражение в мифологических сюжетах общественно-политических и религиозных взглядов авторов. «Полемический» характер их произведений, соотнесенность содержания пьес с проблемами современной им жизни.

Эсхил (ок. 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — «отец трагедии», первый великий драматург Древней Греции. Краткие биографические сведения (происхождение из древнего знатного рода, посвященного в тайны Элевсинских мистерий; участие в военных действиях (битвы при Марафоне, Саламине и Платеях), переезд в Афины и совмещение общественных обязанностей с поэтическим творчеством. Участие Эсхила в драматических состязаниях и 13 побед — количество, свидетельствующее о его даровании. Последние годы жизни драматурга на Сицилии. Прославление общественных заслуг Эсхила без упоминания о его литературной деятельности в надгробной надписи.

Мифологическая основа трагедии Эсхила «Прометей прикованный». «Биография» Зевса, его значение в процессе миротворения как демиурга, борца против неразумных сил природы и устроителя мировой космической гармонии. Создание людей как необходимый элемент в мироздании или этап миротворения. Презрительное отношение Зевса к людям, их неразумности, несовершенству и решение прервать дальнейшее развитие человеческого рода. Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Прометей — похититель огня Зевса. Значение этого события в древнегреческой мифологии — Прометей изменил ход космической истории, предначертанной Зевсом, люди, наделенные частицей Божественного разума, стали активными участниками мироустроения. Образы Прометея и Зевса в древнегреческом искусстве.

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Особенность развития сюжета — видимый герой Прометей и незримый бог Зевс, присутствие которого ощущается через диалоги Прометея с другими богами и персонажами трагедии. Художественная разработка образа Зевса в трагедии Эсхила, отражение проблем времени в его характеристике (злобность, завистливость и тираническое злоупотребление властью). Воплощение Эсхилом в образе Прометея идеи борьбы за свободу и гуманизм. Противопоставление Зевса Прометею, их соперничество и зависимость от предначертаний судьбы. «Знание» Прометеем собственной судьбы и судьбы Зевса и «незнание» Зевсом собственного будущего. Сила Прометея и слабость Зевса как героев трагедии Эсхила. Отношение персонажей трагедии «Прометей прикованный» (Власти, Насилия, Гермеса, Гефеста, Океана и океанид) к Прометею и Зевсу. Психологические наблюдения Эсхила над человеческими характерами в их отношении к Силе и Власти (подчинение обстоятельствам, сохранение собственного спокойствия, заносчивость прислужника тирана). Прославление Эсхилом редкого человеческого качества — готовности разделить участь героя. Превращение образа Прометея в символ человеческого прогресса.

Художественные памятники. Знаменитые театры Древней Греции (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре). Памятник Лисикрату в Афинах. Фрагменты трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (монолог Прометея). Образы Зевса и Прометея в древнегреческой скульптуре и вазописи.

Тема 15. Вершина греческой классики, или О том, как древние греки прославили самих себя (2 ч)

Проблемы. Скульптура Древней Греции в собраниях современных музеев. Вопросы и загадки: мрамор или бронза? Природный цвет или раскраска? Подлинник или копия? Искусство или ремесло? Связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами древнегреческой мифологии и отражение их в древнегреческой пластике. Протагор о человеке: «Человек есть мера всех вещей». Основные этапы развития древнегреческой скульптуры и художественные задачи времени: архаика (поиски пропорций), ранняя классика (мотив движения), высокая классика (канон красоты человека), поздняя классика (психологическая трактовка образа).

Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни полиса. Историческое развитие художественного облика древнегреческого храма от простейшего «храма в антах» к «периптеру», окрыленному или окруженному со всех сторон колоннами. Отражение мифологической идеи борьбы в архитектурном ордере — противопоставление горизонтали и вертикали, силы и тяжести, сжатия и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер, легенда о происхождении коринфского ордера. Древнегреческий ордер и проблема человека как «меры всех вещей». Соразмерность пропорций древнегреческого храма с человеком, его связь с окружающей средой и пространством. («Для храмов и жертвенников подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте». Сократ). Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).

Перикл и строительство Афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Участие Фидия в разработке художественного ансамбля Афинского Акрополя и его основных частей (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Особенность планировки ансамбля, взаимосвязь построек, последовательность зрительных впечатлений. Архитектурные пропорции Парфенона (план (периптер), соотношение колонн, сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании).

Парфенон и художественная модель мироздания. Богиня Афина, ее мифологическая «биография» и функции как носительницы разумного начала, олицетворяющей мудрость самого Зевса. Особенности использования мифологических сюжетов в скульптуре Парфенона и их расположения по вертикали (от зофорного фриза (время реально живущих смертных) через метопы (эпоха героев, обретших бессмертие и славу) к фронтонам (область вечно бессмертных олимпийцев) и по горизонтали (прочтение мифологической истории с запада на восток)). Синтез скульптуры и архитектуры в художественном облике Парфенона.

Значение Парфенона в мировой художественной культуре, его судьба, проблема сохранности и реставрации.

Художественные памятники. Куросы и коры в скульптуре архаики (курос с мыса Сунион, «Аполлон Тенейский», скульптурная группа Полимеда Аргосского «Клеобис и Битон», «коры» Афинского акрополя — «Кора, 670» и «Кора, 674»). Скульптура ранней классики («Посейдон Артемиссион», «Дельфийский возничий», «Дискобол» Мирона). Скульптура высокой классики («Дорифор» и «Диадумен»). Поздняя классика («Раненый воин», «Менада» Скопаса, «Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон Сауроктон», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен», «Семь мудрецов», «Александр Македонский» Лисиппа). Скульптура эллинизма («Ника Самофракийская», «Афродита Мелосская», «Старый рыбак», «Мальчик, борющийся с гусем», «Портрет Сенеки»).

Архитектурный ансамбль и скульптуры Парфенона. Реконструкция ансамбля и его архитектурные фрагменты (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Фрагменты скульптурных групп западного («Спор Афины с Посейдоном») и восточного («Рождение Афины») фронтонов. Метопы Парфенона («Амазономахия») и зофорный фриз («Панафинейское шествие»). Римская копия статуи Афины Парфенос. Содержание скульптурных групп Парфенона. Западный фронтон — «Спор Афины с Посейдоном», восточный — «Рождение Афины из головы Зевса». Сюжеты рельефов на метопах Парфенона — «Битва афинских героев с амазонками», или «Амазономахия» (западный фасад), «Схватка героев с кентаврами», или «Кентавромахия» (южный фасад), «Падение и разрушение Трои» (северный фасад), «Борьба богов и гигантов», или «Гигантомахия» (восточный фасад). Представление о борьбе разумного начала со стихийными силами природы в сюжетах метоп Парфенона, участие Афины в этих событиях. Праздник Великих Панафиней, посвященных Афине Парфенос (Афине-Деве), и изображение этого праздничного шествия афинян через Пропилеи на Акрополь к главному входу в Парфенон на его зофорном фризе. Подчиненность композиции шествия, изображенного на рельефах, реальному движению участников праздника («Шествие юношей», «Водоносы» и др.). Взаимосвязь скульптуры Парфенона с архитектурной конструкцией храма, их объемность, пластика, подчинение треугольнику фронтонов. Окраска Парфенона (выделение фонов, тонирование скульптур, сочетание природного цвета мрамора с реальным освещением).

Статуи Фидия на Акрополе — Афина Промахос (воительница) и Афина Парфенос (дева). Рельефное изображение Фидия и Перикла на щите Афины. Судьба Фидия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.009 с.)