Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. «прометей прикованный», или о том, за что ценят древние эллины своего титана (2 ч)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемы. Учреждение тираном Писистратом праздника Великих Дионисий, отмечавшихся в начале весны, и Сельских Дионисий, праздновавшихся в конце года. Великие Дионисии и начало греческой драмы. Сельские Дионисии и начало греческой комедии. Введение состязаний трагических и комических поэтов и их хоров. Феспид — автор первой трагедии, поставленной на Великих Дионисиях. Значение театра в политической, общественной и культурной жизни древнегреческого общества. Конструктивные элементы древнегреческого театра (орхестра, парод, проскений, скена, параскений). Особенности театральных представлений (мужской состав артистического коллектива, наличие больших типовых «характерных» масок, котурн). Театр и природная среда, акустические свойства. Возможность через театральные представления обращаться к большим массам народа, давать оценку крупным общественным событиям. Воздействие театра на зрителя. Теория Аристотеля о катарсисе, необходимом условии эмоционального восприятия театрального зрелища. «Отцы» древнегреческого театра, великие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл, Еврипид и первый комедиограф Аристофан. Мифологическая основа их творчества и отражение в мифологических сюжетах общественно-политических и религиозных взглядов авторов. «Полемический» характер их произведений, соотнесенность содержания пьес с проблемами современной им жизни. Эсхил (ок. 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — «отец трагедии», первый великий драматург Древней Греции. Краткие биографические сведения (происхождение из древнего знатного рода, посвященного в тайны Элевсинских мистерий; участие в военных действиях (битвы при Марафоне, Саламине и Платеях), переезд в Афины и совмещение общественных обязанностей с поэтическим творчеством. Участие Эсхила в драматических состязаниях и 13 побед — количество, свидетельствующее о его даровании. Последние годы жизни драматурга на Сицилии. Прославление общественных заслуг Эсхила без упоминания о его литературной деятельности в надгробной надписи. Мифологическая основа трагедии Эсхила «Прометей прикованный». «Биография» Зевса, его значение в процессе миротворения как демиурга, борца против неразумных сил природы и устроителя мировой космической гармонии. Создание людей как необходимый элемент в мироздании или этап миротворения. Презрительное отношение Зевса к людям, их неразумности, несовершенству и решение прервать дальнейшее развитие человеческого рода. Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Прометей — похититель огня Зевса. Значение этого события в древнегреческой мифологии — Прометей изменил ход космической истории, предначертанной Зевсом, люди, наделенные частицей Божественного разума, стали активными участниками мироустроения. Образы Прометея и Зевса в древнегреческом искусстве. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Особенность развития сюжета — видимый герой Прометей и незримый бог Зевс, присутствие которого ощущается через диалоги Прометея с другими богами и персонажами трагедии. Художественная разработка образа Зевса в трагедии Эсхила, отражение проблем времени в его характеристике (злобность, завистливость и тираническое злоупотребление властью). Воплощение Эсхилом в образе Прометея идеи борьбы за свободу и гуманизм. Противопоставление Зевса Прометею, их соперничество и зависимость от предначертаний судьбы. «Знание» Прометеем собственной судьбы и судьбы Зевса и «незнание» Зевсом собственного будущего. Сила Прометея и слабость Зевса как героев трагедии Эсхила. Отношение персонажей трагедии «Прометей прикованный» (Власти, Насилия, Гермеса, Гефеста, Океана и океанид) к Прометею и Зевсу. Психологические наблюдения Эсхила над человеческими характерами в их отношении к Силе и Власти (подчинение обстоятельствам, сохранение собственного спокойствия, заносчивость прислужника тирана). Прославление Эсхилом редкого человеческого качества — готовности разделить участь героя. Превращение образа Прометея в символ человеческого прогресса. Художественные памятники. Знаменитые театры Древней Греции (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре). Памятник Лисикрату в Афинах. Фрагменты трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (монолог Прометея). Образы Зевса и Прометея в древнегреческой скульптуре и вазописи. Тема 15. Вершина греческой классики, или О том, как древние греки прославили самих себя (2 ч) Проблемы. Скульптура Древней Греции в собраниях современных музеев. Вопросы и загадки: мрамор или бронза? Природный цвет или раскраска? Подлинник или копия? Искусство или ремесло? Связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами древнегреческой мифологии и отражение их в древнегреческой пластике. Протагор о человеке: «Человек есть мера всех вещей». Основные этапы развития древнегреческой скульптуры и художественные задачи времени: архаика (поиски пропорций), ранняя классика (мотив движения), высокая классика (канон красоты человека), поздняя классика (психологическая трактовка образа). Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни полиса. Историческое развитие художественного облика древнегреческого храма от простейшего «храма в антах» к «периптеру», окрыленному или окруженному со всех сторон колоннами. Отражение мифологической идеи борьбы в архитектурном ордере — противопоставление горизонтали и вертикали, силы и тяжести, сжатия и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер, легенда о происхождении коринфского ордера. Древнегреческий ордер и проблема человека как «меры всех вещей». Соразмерность пропорций древнегреческого храма с человеком, его связь с окружающей средой и пространством. («Для храмов и жертвенников подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте». Сократ). Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше). Перикл и строительство Афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Участие Фидия в разработке художественного ансамбля Афинского Акрополя и его основных частей (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Особенность планировки ансамбля, взаимосвязь построек, последовательность зрительных впечатлений. Архитектурные пропорции Парфенона (план (периптер), соотношение колонн, сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании). Парфенон и художественная модель мироздания. Богиня Афина, ее мифологическая «биография» и функции как носительницы разумного начала, олицетворяющей мудрость самого Зевса. Особенности использования мифологических сюжетов в скульптуре Парфенона и их расположения по вертикали (от зофорного фриза (время реально живущих смертных) через метопы (эпоха героев, обретших бессмертие и славу) к фронтонам (область вечно бессмертных олимпийцев) и по горизонтали (прочтение мифологической истории с запада на восток)). Синтез скульптуры и архитектуры в художественном облике Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре, его судьба, проблема сохранности и реставрации. Художественные памятники. Куросы и коры в скульптуре архаики (курос с мыса Сунион, «Аполлон Тенейский», скульптурная группа Полимеда Аргосского «Клеобис и Битон», «коры» Афинского акрополя — «Кора, 670» и «Кора, 674»). Скульптура ранней классики («Посейдон Артемиссион», «Дельфийский возничий», «Дискобол» Мирона). Скульптура высокой классики («Дорифор» и «Диадумен»). Поздняя классика («Раненый воин», «Менада» Скопаса, «Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон Сауроктон», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен», «Семь мудрецов», «Александр Македонский» Лисиппа). Скульптура эллинизма («Ника Самофракийская», «Афродита Мелосская», «Старый рыбак», «Мальчик, борющийся с гусем», «Портрет Сенеки»). Архитектурный ансамбль и скульптуры Парфенона. Реконструкция ансамбля и его архитектурные фрагменты (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Фрагменты скульптурных групп западного («Спор Афины с Посейдоном») и восточного («Рождение Афины») фронтонов. Метопы Парфенона («Амазономахия») и зофорный фриз («Панафинейское шествие»). Римская копия статуи Афины Парфенос. Содержание скульптурных групп Парфенона. Западный фронтон — «Спор Афины с Посейдоном», восточный — «Рождение Афины из головы Зевса». Сюжеты рельефов на метопах Парфенона — «Битва афинских героев с амазонками», или «Амазономахия» (западный фасад), «Схватка героев с кентаврами», или «Кентавромахия» (южный фасад), «Падение и разрушение Трои» (северный фасад), «Борьба богов и гигантов», или «Гигантомахия» (восточный фасад). Представление о борьбе разумного начала со стихийными силами природы в сюжетах метоп Парфенона, участие Афины в этих событиях. Праздник Великих Панафиней, посвященных Афине Парфенос (Афине-Деве), и изображение этого праздничного шествия афинян через Пропилеи на Акрополь к главному входу в Парфенон на его зофорном фризе. Подчиненность композиции шествия, изображенного на рельефах, реальному движению участников праздника («Шествие юношей», «Водоносы» и др.). Взаимосвязь скульптуры Парфенона с архитектурной конструкцией храма, их объемность, пластика, подчинение треугольнику фронтонов. Окраска Парфенона (выделение фонов, тонирование скульптур, сочетание природного цвета мрамора с реальным освещением). Статуи Фидия на Акрополе — Афина Промахос (воительница) и Афина Парфенос (дева). Рельефное изображение Фидия и Перикла на щите Афины. Судьба Фидия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.009 с.) |