Развитие государственно-политической системы в конце 40-х — начале 50-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие государственно-политической системы в конце 40-х — начале 50-х гг.



В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров.

Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары преобразованы в министров, Рабоче-крестьянская Красная армия — в Советские вооруженные силы. ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров — генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

Реорганизация госаппарата

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк — управление — отдел — сектор. В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Произведено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного).

Территориальный принцип

В области управления промышленностью отраслевой принцип управления в 1957 г. был заменен территориальным, созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы подчинялись непосредственно Советам Министров союзных республик. При совнархозах на правах совещательных органов действовали Технико-экономические советы. Совнархозы получали право издавать постановления и распоряжения на основе действующего законодательства.

Упразднялась Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР, ее функции передавались Госплану. Создавалась система научно-технических комитетов при правительстве и совнархозах. Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться.

В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. вновь воссоздавалась централизованная система управления, образовался Высший Совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).

В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг.

Еще в августе 1953 г. был принят новый Закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. отменялись обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.

Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание колхозных союзов, по идее «способных эффективно развивать индустриальную базу». Это преобразование позже стало проводиться в рамках идеологии «сближения города и деревни».

В связи с этим была проведена реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельскохозяйственные. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.

Демократизация

Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. Постановление ЦК КПСС (январь 1957 г.) «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» подчеркнуло усиление роли Советов в хозяйственном строительстве посредством активизации работы их сессий и постоянных комиссий, а также их включения в плановую и бюджетно-финансовую работу.

В 1957—1960 гг. верховными органами союзных республик были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах, в которых конкретизировались организационные принципы их работы: сроки созыва сессий, функции исполкомов и постоянных комиссий, статус депутата.

Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включении в производственный процесс (были определены конкретные задачи — «борьба за экономию», проверка выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой соцбыта и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобрела новые черты и выработала новые механизмы.

Партийный контроль

Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны.

В 1945 г. конфликт между руководством тяжелой промышленности (Маленков и др.) и плановых органов (Жданов и др.) возник в связи с вопросом о демонтаже и вывозе в СССР немецкой промышленности. В 1946-1947 гг. восстановился жесткий государственный контроль над промышленностью и сельским хозяйством, что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.

В 1945 г. в связи с возможной угрозой властям со стороны военных власти приняли меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших военных чинов. Был увеличен прием в партию демобилизованных военных, ряд высших командиров отправлены на периферию (Жуков и др.).

В 1948г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.

Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле.

ХХ съезд партии

В октябре 1952 г. на XX съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах: Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен также состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат.

В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил частичную амнистию для лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, партработников, хозяйственников и военных. В ряде мест заключения летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась.

Укрепление законности

В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию — Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. (Однако основная масса политических заключенных была освобождена только после XX съезда партии в 1956 г.) Сеть военных прокуратур и военных трибуналов сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды.

В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. издано Положение о дисциплинарной ответственности судей, по которому взыскания на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управлений юстиции, как ранее.

В мае 1955 г. принято новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы.

В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же упразднялись управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передавалась соответствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией некоторых ее звеньев: в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.

Судебная реформа

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов (Верховный суд СССР мог истребовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики, и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик). Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик, и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами.

Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т. д.) нашли свое отражение в Конституции СССР и Конституции РСФСР.

«Культ личности»

Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности».

В докладе были проанализированы основные черты предшествующего политического периода, подверглись осуждению массовые репрессии 30—40-х гг. и культ личности Сталина, намечались пути и перспективы выхода из продолжительного политического паралича. Акценты делались на необходимость демократизации партии и общества.

Реакция на доклад была неоднозначной: в Грузии его расценили как оскорбление «национального героя», там прошли демонстрации; в Прибалтийских республиках на партийных собраниях была осуждена вся послевоенная политика, начиная с коллективизации 40-х гг.

Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осень 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективного руководства» страной.

На июньском пленуме ЦК КПСС 1956 г. было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий», более радикальное, чем «секретный доклад» Хрущева. Однако события в Венгрии и Польше вызвали негативную реакцию в руководстве СССР, заметно усилились консервативные тенденции.

В декабре 1956 г. создан новый планирующий орган — Государственная комиссия по экономике, координировавшая разработку ближайших планов, за Госпланом оставалось долгосрочное планирование. Проектировалась ликвидация промышленных министерств, сокращение и децентрализация многочисленных центральных ведомств.

В мае 1957 г. ликвидирован ряд промышленных министерств и вместо них начали создаваться территориальные совнархозы. Хрущев развивал экономическую политику децентрализации, которая вызвала сопротивление консервативной оппозиции. В июне 1957 г. на Президиуме ЦК был поставлен вопрос об отставке Хрущева, но на заседании ЦК его позиция получила поддержку. Фракционеры были исключены из Президиума, в марте 1958 г. Хрущев занял (наряду с должностью генсека) пост главы государства.

В 1957—1959 гг. проводились административные реформы и кампании: было создано около сотни региональных совнархозов, ликвидированы МТС (техника передана в собственность колхозов), произведено укрупнение колхозов (создавались «колхозные союзы»).

Демократические преобразования коснулись трудовых отношений: отменялось введенное в 1940 г. прикрепление рабочих к предприятиям, удваивался размер пенсий, снижался пенсионный возраст, сокращалась продолжительность рабочей недели, удлинялся отпуск по беременности, отменялись обязательные государственные займы.

Реабилитация

После XX съезда партии началось массовое освобождение из лагерей политзаключенных и их реабилитация. В феврале 1957 г. были реабилитированы народности, депортированные в 1944—1945 гг. (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки). В 1956—1958 гг. выборочно реабилитированы лишь некоторые партийные и военные руководители.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. Упразднялось понятие «враг народа», повышался возраст привлечения к уголовной ответственности, судебные заседания становились открытыми:

В 1958 г. период коллегиального руководства закончился. Экономические трудности привели к усилению авторитарных методов регулирования. В 1960 г. был принят закон, пытавшийся прикрепить «летунов» к постоянному месту работы. С 1961 г. к обвиненным в экономических преступлениях стала применяться смертная казнь.

Борьба в партии

Весной 1962 г. повысились цены на продукты питания. Одновременно продолжалась кампания разоблачения сталинизма, в значительной мере обусловленная стремлением отвлечь население от актуальных политических и хозяйственных проблем. В октябре 1957 г. была разоблачена антипартийная группа консервативно настроенных партийных руководителей.

Оппозиционеров объединял глава правительства Булганин. Был созван Президиум ЦК, на котором планировалась отставка Хрущева. После острых дебатов, уже на Пленуме ЦК, Хрущеву удалось переломить ситуацию в свою пользу. Оппозиционеры были отправлены в отставку. На этом закончился период коллегиального правления. В марте 1958 г. Хрущев, сохраняя пост Первого секретаря ЦК КПСС, занял пост Председателя Совета Министров.

В ноябре 1962 г. был сделан ряд уступок противникам реформ: сокращено число совнархозов, систему которых должен был контролировать Совнархоз СССР, обеспечивавший выполнение государственного плана. Централизованная структура управления экономикой восстанавливалась с образованием в марте 1963 г. Высшего Совета народного хозяйства, координировавшего работу Госплана и Госстроя.

В сентябре 1962 г. была проведена важная партийная реформа: все партийные организации были разделены на контролирующие промышленность и сельское хозяйство. Тем самым упразднялись районные партийные организации. Решение всех вопросов осуществлялось в «производственных зонах». Все эти реформы ставили под вопрос само существование многих партийных структур, чем вызвали недовольство партноменклатуры.

Создавались две параллельные структуры — для промышленности и сельского хозяйства, соединяющиеся только наверху. Были разделены обкомы и аппараты ЦК союзных республик. В областях по тому же принципу разделялись исполнительные советские органы (облисполкомы). Реформа вводила в структуру партии дуализм, отражала противоречие между городом и деревней, содержала в себе зародыш двухпартийной системы.

В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Совершился очередной правительственный переворот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.018 с.)