Политическая ситуация после перехода к нэпу (1921-1927 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая ситуация после перехода к нэпу (1921-1927 гг. )



Переход к новой экономической политике означал отказ от методов «военного коммунизма», в экономической сфере воссоздавались многие структуры и механизмы дореволюционной экономики: рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система, независимая кооперация и т.п.

Нэп, начавшись в области сельского хозяйства и продовольственных заготовок, вскоре затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Новые методы хозяйствования быстро проникали в государственный сектор экономики.

Сохраняя в своих руках «командные высоты» (политическую власть, крупную промышленность, собственность на землю и т.п.), режим стремился провести частичные экономические преобразования, чтобы вывести страну из разрухи и кризиса.

Однако начавшиеся реформы вызвали ряд непредвиденных последний не только хозяйственного, но и социально-политического характера.

Переход к новой экономической политике был провозглашен в марте.921 г. X съездом партии.

Подготовка к этому переходу началась давно. Еще осенью 1918 г. предполагалось ввести продналог, но на практике по-прежнему имели место реквизиции продовольствия.

В феврале 1920 г. Троцкий выступил на Политбюро с предложением заменить продразверстку натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. Предложение было отклонено.

Похожие предложения выдвигались эсеровскими и меньшевистскими делегатами на VIII съезде Советов в декабре 1920 г.

В феврале 1921 г. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками. В начале марта ЦК партии одобрил проект, в середине марта ВЦИК издал Декрет о замене продразверстки продналогом.

По Декрету потребительскими товарами и оборудованием предполагалось снабжать теперь не «беднейшую часть населения», а только вобмен на излишки продуктов, доставляемых сверх налога. Излишки можно было обменивать «в пределах местного хозяйственного оборота» и через кооперативные организации, а также продавать на базарах и рынках.

Формирование механизмов обмена

Государство пыталось найти наиболее эффективные инструменты, с помощью которых реформа могла быть реализована. Была предпринята попытка использовать для этой цели «посевные комитеты», созданные еще в декабре 1920 г.

Вскоре эти комитеты были поставлены под контроль экономических совещаний (ЭКОСО), включенных в систему местных органов Совета труда и обороны. Однако централистские методы регулирования уже не годились.

С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменил торговый обмен. Предприятия государственного, кооперативного и частного секторов вступали между собой в конкурентную борьбу за рынок и покупателя. Вместе с тем между ними произошло своеобразное разделение труда: государственные предприятия оперировали в области оптовой торговли, частные быстро захватили розницу, а кооперативные сочетали функции оптовых и розничных торговцев.

Государство стремилось стимулировать работу кооперации, которая в годы «военного коммунизма» превратилась в распределительный аппарат Наркомпрода. Кооперации вернули часть ее былой независимости, между правительством и кооперативами был заключен ряд договоров, включая Генеральный договор (май 1921 г.), по которому Центросоюз становился единственным агентом правительства по оптовому распределению потребительских товаров.

В октябре 1921 г. СНК издал Декрет, по которому кооперации возвращалось все имущество, ранее национализированное или муниципализированное. Подчеркивалась независимая роль кооперативов; государственным хозяйственным организациям предписывалось в первую очередь заключать договоры с кооперативами.

В августе 1921 г. Наркомфином был создан Комитет цен, в задачу которого входило установление цен на товары, проходящие через государственную торговлю. Эта мера не помогла, цены устанавливались по рыночным законам.

Затем была предпринята попытка преобразовать центральный торговый отдел ВСНХ в Управление регулирования торговли. Однако приоритетная ориентация ВСНХ на вопросы промышленности не позволила этому органу эффективно регулировать торговлю.

В мае 1922 г. правительство создало Комиссию по внутренней торговле (Комвнуторг), наделенную правом подготавливать законопроекты по вопросам торговли, представляемые затем в СНК или СТО для утверждения. Через два года Комвнуторг объединился с остатками аппарата Наркомпрода и в результате возник Наркомторг.

Создание рыночной экономики

Когда попытки осуществить натуральный обмен не удались и на экономическую арену вышла свободная торговля вновь актуальной стала проблема организации денежной экономики. В июне 1921г. отменялись все ограничения на суммы, хранящиеся у частных лиц и организаций. Вклады в сберкассах Наркомфина и кооперативных кассах не подлежали конфискации.

В народном хозяйстве возникла острая потребность в стабильной расчетной единице, твердой валюте.

В период «военного коммунизма» такой проблемы не существовало. Балансы промышленных предприятий были включены в государственный бюджет. Февральским 1921 г. Декретом отменялось все денежное налогообложение, это был прямой путь к натуральному хозяйству.

Нэп коренным образом изменил ситуацию. Уже в июле промышленность отделила свои балансы от государственного бюджета, начался массовый переход на начала хозрасчета.

Летом 1921г. вводились промысловый налог и налог с оборота (на оборотный капитал). Часть собираемого налога на промышленность поступала в бюджеты губернских исполнительных комитетов на местные нужды.

В октябре 1921 г. ВЦИК поручил Наркомфину принять меры «для увеличения государственных доходов» и совершенствовать систему банковских операций. Одновременно были разделены государственный и местные бюджеты. Наркомфину указывалось на необходимость сократить массу выпускаемых денежных знаков.

К моменту начала новой экономической политики в стране не существовало никаких кредитных учреждений, кроме кооперативной секции Наркомфина. Однако промышленность и торговля нуждались в кредитах. В октябре 1921 г. ВЦИК одобрил проект резолюции СНК о создании Государственного банка и утвердил его статус.

Финансы

Вопросы денежной реформы начали осуждаться еще осенью 1921 г., когда была создана специальная комиссия по валютной политике. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты. Уже с ноября 1921 г. пересчет стал осуществляться на золотые рубли. В аппарат Наркомфина и Госбанка на руководящие должности были назначены известные в прошлом финансисты.

Наркомфин поддержал ряд предложений, высказанных на совещании в Госбанке в ноябре 1921 г.: предлагалось поддерживать прежде всего легкую, а не тяжелую промышленность; финансировать свободные рынки, привлекать иностранные займы, пересмотреть государственную монополию внешней торговли и т.п.

На IX съезде Советов (декабрь 1921 г.) была поддержана установка Наркомфина на переход к золотой валюте и ограничение выпуска бумажных денег.

Шел активный поиск новых источников налогового обложения. В феврале 1922 г. введен подушный налог (общегражданский), осенью усложнилось подоходное обложение нэпманов, государственных служащих и лиц свободных профессий. Резко возросла денежная доля налогообложения и сократилась его натуральная часть. Летом 1922 г. была открыта подписка на первый государственный заем.

В начале сентября 1922 г. СТО одобрил проект банка для промышленности (Промбанка), еще раньше был восстановлен банк потребительской кооперации (Покобанк). Начали открываться муниципальные банки для финансирования местной промышленности и частные общества взаимного кредита.

В июле 1922 г. Совнарком поручил Госбанку выпуск новых банкнот («червонцев»), новые деньги стали появляться уже с ноября. Червонцы отчасти обеспечивались золотом, отчасти — краткосрочными облигация ми и другими ценными бумагами.

Планирование

Государственное планирование экономики, начавшееся в годы нэпа, имело свою долгую предысторию. Прежде всего учитывался опыт военного (российского и германского) планирования.

В сентябре 1918 г. ВСНХ отдал своим главкам приказ приступить к составлению производственных программ на год.

На II Всероссийском съезде совнархозов в декабре 1918 г. предполагалось принять «единый хозяйственный план на 1919 г.». О формировании единого общегосударственного плана построения народного хозяйства говорилось также в Программе партии, принятой в марте 1919 г.

Только в начале 1920 г. стала разрабатываться системная методология хозяйственного планирования. Были разработаны две главных концепции: с точки зрения первой план — долгосрочная хозяйственная политика, которую разрабатывает особый центральный орган, отвечающий также за руководство комиссариатами, осуществляющими эту политику на практике.

Вторая концепция под планом понимала проект или серию проектов, содержащих подробные предложения о проведении конкретных работ и действий.

Первоначально в качестве центрального планирующего органа выступал Совет рабочей и крестьянской обороны (ноябрь 1918 г.), осуществлявший «мобилизацию сил и средств страны в интересах обороны».

III съезд совнархозов (январь 1920 г.) принял резолюцию о необходимости принять «единый хозяйственный план» и решил создать для этой цели Центральную производственную комиссию при ВСНХ.

На IX съезде партии в марте 1920 г. Троцкий выступил с критикой в адрес ВСНХ, не способного осуществлять хозяйственное планирование в масштабах страны. Надежды возлагались на Совет рабочей и крестьянской обороны, преобразованный в Совет труда и обороны.

Госплан

В феврале 1921 г. при СТО была учреждена Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Плановые комиссии были образованы также при ВСНХ и ведущих комиссариатах, через них Госплан проводил свои решения. В августе того же года Госплан получил значительную организационную автономию, ему поручалась разработка единого хозяйственного плана, охватывающего всю Россию. Госплан консультировал комиссариаты, подготавливавшие важные хозяйственные и финансовые законопроекты, которые они собирались представлять в СНК или СТО.

Осенью 1922 г. Троцкий предложил предоставить Госплану законодательные полномочия и сделать председателя Госплана одновременно заместителем главы правительства.

Между Госпланом и Наркомфином развернулась борьба: первый олицетворял собой главного защитника промышленности против «рыночного разбазаривания». Идеологи «военного коммунизма» (Ларин, Крицман, Преображенский) выступали против «ослабления планового начала» в условиях нэпа и видели в Госплане особый орган, стоящий над организацией промышленности и связывающий ее с финансами, транспортом и проч., т.е. центр общего народнохозяйственного планирования.

Два варианта плана

С 1926 г. в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана. В дискуссиях, сопровождавших их подготовку, выявились две позиции: одна настаивала на формулировании максимальных задач индустриального развития страны, другая выступала за более умеренные темпы индустриального развития (Бухарин).

К XIV партконференции (апрель 1929 г.) Госплан подготовил два варианта плана: минимальный и максимальный («оптимальный»). Решено было принять второй вариант. Предложение о специальном двухлетнем плане для сельского хозяйства было отвергнуто. V съезд Советов в мае того же года утвердил максимальный вариант плана.

С этого момента план перестал быть инструментом рационального управления экономикой (как его видели нэповские теоретики), он стал декларацией общих целей, которые следовало достичь во что бы то ни стало, выражением решительной воли, ломающей «экономические законы и механизмы». «Телеологическая (целеполагающая)» линия в составлении единого хозяйственного плана победила линию «генетическую», строящуюся на анализе, наблюдении и прогнозе. Возможным стало казаться произвольное ускорение темпов экономического развития, «большие скачки».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.012 с.)