ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ МЕЖДУ ФЕВРАЛЕМ И ОКТЯБРЕМ 1917 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ МЕЖДУ ФЕВРАЛЕМ И ОКТЯБРЕМ 1917 г.



Политические коалиции

Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новой политической задачей для партий стало участие в коалиционном Временном правительстве, различных форумах (Демократическое совещание, Государственное совещание, съезд Советов), а также подготовка к Учредительному собранию.

В работе коалиционного правительства приняли участие представители «Союза 17 октября», конституционных демократов, социалистов-революционеров, социал-демократов (меньшевиков).

Правые и крайние правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либеральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в Советах, совещаниях и правительстве значительную роль стали играть эсеры и меньшевики. Крайние левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета 1917 г. — в Советах.

В конце марта на Всероссийском советском совещании была сделана попытка конституировать существование исполкома Петросовета, превратить его в постоянно действующий всероссийский советский орган. В структуре Исполнительного комитета началось создание отделов и комиссий, соответствующих отраслям государственного управления.

Однако только на июльском Всероссийском съезде Советов был образован орган, получивший название Всероссийский центральный исполнительный комитет, ставший организационным прообразом будущего ВЦИК РСФСР по Конституции 1918 г.

При формировании первого коалиционного правительства (апрель), в которое вошли представители социалистических партий, ЦИК Петроградского Совета принял резолюцию, в которой подчеркивалось, что министры-социалисты делегированы в правительство Советом и ответственны перед ним, что Временному правительству «все демократические силы страны призваны оказывать полную поддержку». Против коалиции выступили большевики.

 

Политические платформы партий в основном оставались прежними, наиболее острыми программными вопросами становились аграрный и избирательная платформа к выборам в Учредительное собрание.

Кадеты

На своем майском (1917) съезде Партии народной свободы (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:

1. Следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины, порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинетных, удельных, монастырских, церковных и частновладельческих земель и удовлетворять нуждающееся население землей.

Земли могут отчуждаться сверх установленной трудовой нормы, не могут отчуждаться земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Сохранение в частном владении сверхнормативных земель допускалось при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное отчуждение частновладельческих земель допускалось в порядке их выкупа государством по цене, соответствующей их нормальной доходности; выкупная сумма понижалась с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводились на началах безвозмездного пользования как общинам, так и отдельным землевладельцам.

Московская конференция партии народной свободы в марте 1917 г. приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в государственную собственность. Для подготовки реформы на местах должны создаваться земельные комитеты, в задачи которых входило урегулирование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, временное руководство местными земельными делами и государственными землями.

Эсеры

В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчеркивалась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна «перейти в общенародное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования»). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.

Земельным комитетам предлагалось взять на себя распоряжение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе. По мнению этой партии, реформа должна «влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и выходящими из общины». При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предоставляться право возвращаться в общину, организовывать новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.

Большевики

В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции партии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих земель, ее переход Советам крестьянских депутатов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжения — местным органам.

Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания. На основе поместий необходимо создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комитетам, настаивающим на немедленном захвате земли, следует оказывать содействие.

Меньшевики

В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки частновладельческих земель, превышающих установленную норму, провести муниципализацию земли, т. е. передачу ее местным органам, которые, в свою очередь, передадут ее населению. Формы пользования муниципализированной землей устанавливаются местными органами.

Временное правительство не провело радикальной аграрной реформы, о подготовке которой неоднократно заявляло. В конце мая Крестьянский съезд принял аграрную резолюцию, в которой выражалось требование запретить сделки с землей, ведущие к мобилизации земельной собственности, «передать все земли без исключения в ведение земельных комитетов с предоставлением им права определения порядка обработки полей и т.п.», принять «самые решительные меры по реквизиции и всестороннему использованию на общественных и кооперативных началах всех сельскохозяйственных машин и орудий». Радикализм крестьянских требований сильно обеспокоил правительство.

28 мая крестьянский съезд избрал исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов, возглавлявшийся старыми народническими деятелями.

На I съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.) обсуждался вопрос о возможности формирования объединенного с крестьянами ЦИК. Крестьяне настаивали на своей особой линии в земельном вопросе, но затем согласились на объединение при условии, что их ЦИК войдет в объединенный руководящий орган в полном составе. Меньшевики и большевики выступили за равное представительство рабочих, солдат и крестьян. Объединения на этот раз не произошло (оно состоялось на IIIсъезде в январе 1918 г.).

Советы

Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Образованный в первые дни революции Петроградский совет стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть, члены исполнительного комитета Петроградского совета (эсеры и меньшевики) входили в состав коалиционного Временного правительства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренными и радикальными группировками. И политическая позиция Советов, в частности их отношение к Временному правительству, менялась в процессе развития революции.

2 марта на конференции социалистов-революционеров была принята резолюция, в которой вхождение Керенского в правительство оценивалось как способ «необходимого контроля над деятельностью Временного правительства со стороны трудящихся масс». Позже, когда Керенский стал премьером, многие члены партии эсеров оценили это как предательство революции. Раскол партии на правых и левых в значительной степени был обусловлен сотрудничеством ее лидеров с Временным правительством.

Территориальная система Советов включала областные, районные, губернские объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Выборы в городские Советы были прямыми, в волостные и вышестоящие Советы — многостепенными. Советы имели исполнительные органы: ВЦИК, ЦИК, исполкомы. Фактически они располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.

В ходе революции Советы занимались экономической деятельностью:

явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре Всероссийская конференция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля);

осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или реквизировали само предприятие;

проводилось регулирование труда: Исполком Петросовета в марте заставил частных предпринимателей установить восьмичасовой рабочий день;

регулировались поземельные отношения: Советы крестьянских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей сдачи ее в аренду.

В июне 1917 г. в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство на котором получили меньшевики и эсеры. Съезд выразил поддержку правительству (большевики настаивали на передаче всей власти Советам), связывая свою политику с предстоящим Учредительным собранием.

На I Всероссийском съезде Советов А. В. Луначарским была сформулирована форма власти, которая должна прийти на смену Временному правительству — это Исполнительный комитет Всероссийского союза Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, действующий под контролем революционного парламента. Этот последний избирается съездом депутатов. Исполком, избранный парламентом, осуществляет власть через министров и специальную государственную комиссию. Предложенный проект довольно точно был реализован через год, с принятием первой советской Конституции 1918 г.

 

Акт об отказе от престола, подписанный Михаилом Александровичем, стал актом, определившим объем власти Временного правительства и разрешившим вопрос о формах его функционирования.

В своей первой декларации Временное правительство говорило о себе как о «кабинете», образование которого рассматривалось как «более прочное устройство исполнительной власти», т.е. как переходная форма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.007 с.)