VI. Государство и право России в период Февральской революции 1917 г. и Октябрьского переворота



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Государство и право России в период Февральской революции 1917 г. и Октябрьского переворота



ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Временное правительство

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания порядка Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы, а 1 марта — Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.

27 февраля 1917 г. издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля.

В этот же день собрался Совет министров, пославший царю просьбу о своей коллективной отставке. Совет министров перестал существовать.

По всей стране начали образовываться советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Уже в начале марта их число превысило 600.

Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный комитет Государственной думы «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Председателем комитета был избран октябрист М.В. Родзянко, в состав членов вошли бюро «прогрессивного блока» (П.Н. Милюков, Н.В. Некрасов, В.В. Шульгин и др.), меньшевик Н.С. Чхеидзе и «трудовик» А.Ф. Керенский.

Временный комитет взял под свой контроль деятельность военной комиссии, образованной Петроградским советом. В Сенат, министерства и градоначальство были направлены комиссары. Командующим войсками Петроградского военного округа был назначен генерал Л.Г. Корнилов, объявивший о принятии им верховной военной власти всеми фронтами и флотами.

Председатели губернских и земских управ были предупреждены о создании в ближайшее время Временного правительства.

Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета) начала формировать отряды милиции.

Временный комитет начал переговоры с исполкомом Петроградского совета о создании правительства, которое было сформировано в ночь на 2 марта.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

Первые реформы

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.

В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

8 марта Совет министров был переименован во Временное правительство (и здесь подчеркивались правопреемственность и легитимность).

В составе Министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного Корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное управление по делам печати. Было создано Главное управление по делам милиции. Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции. Политический розыск был передан Осведомительному отделу Главного управления.

После упразднения Главного управления по делам печати регистрация изданий стала осуществляться Всероссийской книжной палатой.

В составе Министерства внутренних дел был образован отдел по делам местного управления, руководивший деятельностью комиссаров Временного правительства. В тесном сотрудничестве с отделом находилось Особое совещание по местной реформе, готовившее законопроекты о комиссарах, милиции, административной юстиции, земствах и т.п.

Программа временного правительства

Временное правительство возглавил председатель «Всероссийского земского союза» Г.Е.. Львов. Правительство выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23—28 февраля.

Первый состав Временного правительства включал представителем крупного капитала, руководителей военно-промышленных комитетом, видных земских деятелей, руководителей кадетской партии. Единственным представителем социалистов был А.Ф. Керенский (министр юстиции).

Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть, ранее распределенную между царем, Советом министров, Государственной думой и Государственным советом.

Сенат, Синод, особые совещания были подчинены Временному правительству.

Вскоре создается Совещание товарищей министров Временного правительства, призванное рассматривать широкий круг вопросов, подготовленных Канцелярией Временного правительства.

Акты об отречении императора от престола рассматривались в заседании Сената. Там же Временное правительство принесло присягу. Тем самым подчеркивались преемственность и легитимность новой власти. Продолжало действовать большинство статей Основных законов Российской империи.

Прекратила свое существование Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Бездействовал Государственный совет.

После образования Временного правительства Временный комитет Государственной думы во главе с Родзянко продолжал свое существование в качестве общественной, консультативной организации. В состав некоторых ведомств и учреждений были включены представители общественных организаций, советов, профсоюзов, кооперации и т.п.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создан Совет рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта приказ № 1, который упразднил дисциплинарную власть офицеров ввоинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии военного командования существовала иерархия военных комитетов.

Двоевластие

В Петрограде возникло двоевластие: Временное правительство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имевший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат. Между ними сразу же проявились кардинальные разногласия по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.

10 марта Совет рабочих и солдатских депутатов образовал «контактную» комиссию для координации совместной работы с Временным правительством. Исполнительный комитет Петроградского совета пытался оказывать влияние на правительство, опираясь на демократические организации: советы, профсоюзы, партийные организации левого толка и т.п.

Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание, назначенные на сентябрь, реформу местного самоуправления, земельную реформу, в апреле создало систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Будучи временной властью, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на местах оно не имело надежного административного аппарата.

В июне 1917 г. около 390 местных Советов прислали своих делегатов на I Всероссийский съезд Советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики.

Подготовка Учредительного собрания

Летом 1917 г. Россия стояла перед выбором: авторитарная либо демократическая власть, Учредительное собрание либо Советы, свободно избранные населением.

Созыв Учредительного собрания задержали двухмесячные переговоры с Петроградским советом о составе Особого совещания по выработке избирательного закона.

Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсрочки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти Советов в массах не способствовало авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.

Подготовку к выборам в Учредительное собрание проводила специальная комиссия (Всевыборы), составлявшая списки избирателей.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания м Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционном правительстве социалисты оказались в большинстве.

Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л. Г. Корнилов, популярный в патриотических кругах.

Конец двоевластия

В августе в Москве было созвано Государственное совещание, в котором приняли участие члены четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и революционными группами.

За несколько дней до открытия Государственного совещания в Москве по инициативе Государственной думы созвано Совещание общественных деятелей, в котором «правые» и «левые» были представлены почти поровну. Значительную часть Совещания составили представители кооперативов.

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК при участии большевиков создал Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП(б).

Государственное совещание стимулировало создание антибольшевистских местных комитетов «спасения Родины», «защиты Родины и революции» и т.п.

Консолидация консервативных сил вылилась в так называемый корниловский мятеж, поддержанный генералитетом (Крымов, Деникин, Романовский и др.).

Глава коалиционного правительства А.Ф. Керенский издал указ об аресте генерала Корнилова и принял на себя верховное командование армией.

После корниловского мятежа министры-кадеты ушли из правительства. 1 сентября, вплоть до создания нового кабинета, управление государством приняла на себя Директория во главе с Керенским.

На основании решений Демократического совещания (сентябрь 1917 г.) Керенский сформировал третье и последнее коалиционное правительство.

Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. 14 сентября созвано Демократическое совещание из представителей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Совещание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем большевиками поднимался вопрос об однородной «социалистической власти». На Совещании был сформирован орган «контроля над правительством» — Временный совет республики («предпарламент»), превратившийся в орган законодательных предположений.

Функции «предпарламента» заключались в обсуждении и подготовке законопроектов, представляемых правительству. Последнее не было обязанным отчитываться перед Советом республики в принятых решениях. Никакой реальной контролирующей роли «парламент» так и не сыграл.

Изменения в госаппарате

Осенью Временное правительство (социалистическое по составу; осуществило наиболее важные преобразования в системе органов власти и управления.

В мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета. В октябре распущены выборные члены Государственного совета, тогда же распущена и сама Государственная дума (ее «частные совещания»), пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917г. Однако кризисы в правительстве привели к переформированию его состава: первое коалиционное правительство было образовано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентября 1917 г. За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия; Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.

В августе 1917 г.вместо Синода создано Министерство по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе).

Регулирование экономики

Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» созданы Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Львова (36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих орган, было принято в июне 1917 г.

В состав Совета входили представители министерств, общественных научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министром, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. Функции Комитета: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Совет создавался «для выработки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни».

Главный экономический комитет учреждался «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны».

Юридическое совещание

Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.

При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.

В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.036 с.)