Просвещенный абсолютизм» в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещенный абсолютизм» в России



Идеология

 

Идеология «просвещенного абсолютизма» впитала в себя много идей западноевропейских мыслителей, касающихся вопросов естественного права, представительного правления, принципа разделения властей, «правового государства» и т.п.

Необходимость менять (или реформировать) систему правления проистекала из конкретного и вполне реального российского опыта. Процессы социального и экономического развития страны требовали иного государственного и правового оформления, появлялись первые симптомы кризиса (дворцовые перевороты, крестьянские войны, экономический спад и т.п.).

В идеологии «просвещенного абсолютизма» важное место занимал вопрос о крепостном праве. Историческое происхождение этого института связывалось с событиями Смутного времени (В.Н. Татищев), однако отмена данной системы могла угрожать самому существованию государства, поэтому речь шла только о смягчении условий закрепощения. Сложилась тенденция рассматривать крепостное право как договорное отношение, которое не может быть расторгнуто в одностороннем порядке.

Идеологи «просвещенного абсолютизма» настаивали на точном определении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве.

На дворянство возлагались военная и государственная служба, и его привилегии должны были соответствовать этим задачам. Купечество и горожане основной сферой приложения своих сил и средств имели торговлю и ремесло.

Предполагая лучшей формой правления для России монархию, Татищев считал необходимым создать выборный двухпалатный орган, на который опирался бы монарх для осуществления лучшего управления государством. Высшей палатой должен был стать Сенат, состоящий из дворян, вторая палата — Совет — должен представлять более широкие слои населения. Функции Совета — законосовещательные, верховным же законодателем остается монарх. Издаваемые законы будут соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе.

С выделением проблемы законности связана необходимость провести кодификационные работы, обсуждать готовящиеся законопроекты, привести в систему многочисленные и противоречащие друг другу акты.

С требованием ограничить власть монарха и критикой самого определения «просвещенная монархия» выступил князь М.М. Щербатов, бывший в 1767 г. депутатом Уложенной комиссии, созванной Екатериной II для составления нового свода законов.

Впервые самым определенным образом подчеркивались договорное происхождение государства и принципы естественно-правовой теории, обстоятельно разработанные западноевропейскими мыслителями Просвещения. Как и многие из них, Щербатов ставил форму правления и характер законов страны в зависимость от климата, размеров территории, плодородия почвы и численности народонаселения.

Критикуя деспотическое правление, для которого характерны своеволие правителя, беззаконие и коррумпированность чиновничьего аппарата, Щербатов в качестве положительного примера выделял английскую конституционную монархию с ее принципом разделения властей и принципом законности. Республиканская форма не вызывала симпатий мыслителя — она чревата бунтами и мятежами, партийным жульничеством и обманом избирателей.

Конституционная монархия может быть как наследственной, так и выборной. В русской традиции великие князья всегда опирались на Совет, что не позволяло им превратиться в деспотов и тиранов.

Щербатов предлагал сформировать в России представительный орган — Высшее правительство, — состоящий из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, военных, морских и иностранных дел). Здесь должна быть сосредоточена законодательная и судебная власть (из выборных судей). Местное управление должно осуществляться выборными органами дворянского и купеческого самоуправления.

Идеологи «просвещенного абсолютизма» подвергали критике петровскую Табель о рангах как закон, ущемлявший дворянские привилегии. Обсуждался вопрос о крепостном праве, но требований по его отмене не выдвигалось.

Элементы «просвещенного абсолютизма» в политической жизни России на протяжении второй половины XVIII в. становились то более, то менее явными и определяющими. Изменялись социальная и экономическая структуры общества, формировалась новая идеология. В ее рамках монарх рассматривался не просто как «отец нации», а как блюститель законности: «просвещенный абсолютизм» неразрывно связывался с легитимностью (законностью), «правильной организацией» управления и суда. В официальную идеологию начали проникать идеи всесословного характера власти.

 

Сословное деление

 

Сословная структура общества, однако, не только сохранилась, но ее дифференциация даже усложнилась, стала еще более формализованной. Права и обязанности каждого сословия были обстоятельно регламентированы.

Дворянство оставалось правящим сословием. Неудобные и ограничительные для него положения петровского Указа о единонаследии достаточно скоро начали корректироваться. В 1730 г. срок дворянской службы фиксировался в 25 лет, начало службы сдвигалось с 15 на 20 лет, один из братьев-помещиков вовсе освобождался от службы. В 1762 г. по манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло на экономическое поведение дворянства. Началась и постепенно усиливалась его земельная и промышленная экспансия. С 1762 г. значительно увеличился приток дворян в деревню на проживание. Параллельно проходило межевание помещичьих земель, перераспределение недвижимости.

В 1766 г. дворянство получило важную льготу — на шесть лет отменили пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, в 1787 г. дворянству разрешена повсеместная свободная торговля хлебом. Еще в 1755 г. была установлена дворянская монополия на винокурение. По указу 1760 г. дворяне получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, а с 1765 г. им предоставлялось право отдавать крестьян в каторжные работы.

Заключительным актом правового оформления привилегированного положения дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству (1785).

Крестьянство в этот период численно возросло, подразделяясь на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика различные повинности: барщину, оброк и проч. На них ложились рекрутские поборы (ежегодно с каждых 20 дворов по рекруту) и государственные повинности. Подушная подать 1718 г. и размещение армии по деревням и селам (постойная повинность) усугубляли ситуацию.

Указ 1719 г. распространял подушный сбор на холопов, имевших свою пашню. В 1720 и 1723 гг. эта подать распространилась на всех лиц мужского пола: крестьян пашенных и непашенных, холопов, дворовых, городских и сельских помещичьих людей. Установление единой подушной подати в фискальном отношении уравняло все категории крестьянского населения, ликвидировало особые категории холопов и вольных (гулящих) людей. Государство стремилось включить в свою орбиту все категории лиц, ранее ему не подконтрольные, — вольных людей забирали в солдаты или записывали за помещиком.

В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория экономических крестьян, находившихся под управлением Коллегии экономии. После упразднения этой Коллегии в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Государственные крестьяне составляли почти 40% всех крестьян. Они несли повинности и платили оброк государству. Их нельзя было продавать, однако раздачи крестьян частным владельцам производились достаточно часто. Только при Екатерине II более 800 тыс. государственных и дворцовых крестьян были розданы помещикам.

Дворцовые крестьяне (с 1797 г. — удельные) принадлежали царской фамилии, и управление ими осуществлялось департаментом уделов.

Правовое имущественное положение различных групп крестьянства оставалось неоднородным. Переменчивой была и правовая политика, регламентировавшая их положение.

В 1731 г. помещикам разрешалось отказывать крестьянам в подрядах и откупах, они могли не отпускать их на отхожие промыслы.

В 1761 г. крестьянам запретили обязываться векселями. Продажа крестьян в 60-х гг. приняла огромные размеры, хотя законодатель устанавливал ряд ограничений в этой области: в 1766 г. запрещалось продавать крестьянина менее чем за три месяца до рекрутского набора, в 1771 г. при конфискации помещичьего имущества запрещалось продавать крестьян без земли.

Само крестьянство было неоднородным. В крестьянской среде стали появляться богатые люди, стремившиеся перейти в купечество, открыть мануфактуры или заняться торговлей. Значительные перемены в положении крестьян зафиксированы актом 1788 г., когда крестьянам было разрешено покупать деревни у помещиков. Это свидетельствовало о существенных переменах в социальной структуре общества.

Социальные изменения находили отражение в соответствующих политических и государственных преобразованиях.

 

Работа по кодификации права

С 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права. Указ Сената наметил план деятельности комиссии. Новое Уложение должно было состоять из четырех частей:

I— судопроизводство и организация суда;

II— о правах состояния;

III— об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность);

IV— уголовное право (преступления и наказания). Традиционным материалом для кодификационной обработки были

нормы о судоустройстве и уголовном праве (ч. I и IV). Имущественные права кодифицировались в комиссии 1720—1727 гг. Что касается норм о правах состояния, то это был новый нормативный массив, который должен был регламентировать формирующиеся сословные права.

В1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась.

С 1760 г. она возобновилась: во II часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. К весне 1762 г. депутаты начали съезжаться в Санкт-Петербург, сложилась ситуация, при которой стал возможным созыв всесословного Уложенного земского собрания. В 1762 г. была доработана II часть проекта — о правах дворянства, расширении его привилегий, правах других сословий.

Государственный переворот, в результате которого Екатерина II взошла на престол, вновь прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а в начале 1763 г. распущена. Официально она ликвидирована в 1766 г.

Результатом работы комиссии стали завершенные проекты трех из четырех запланированных частей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.011 с.)