Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X. Государство и право в условиях кризиса социализма (60-90-е гг.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (60-70-е гг.) В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961—1971) отводились на создании «материально-технической базы коммунизма», последующие (1971 1981) — на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам сам управления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванные обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако и практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета народного хозяйства при Совете Министров СССР завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963). В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые реформы, восстановили против Хрущева разные слои общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами. Экономическая реформа С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств началась новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Фонды стимулирования разделялись на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства. Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами (так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между поставщиками и потребителями). Сталинскую формулу о «построении социализма в одной стране» Хрущев в 1959 г. дополнил тезисом о том, что победа социализма к этому моменту стала не только полной, но и окончательной. Дальше открывался путь к коммунизму. «Общественное государство» Доктрина общенародного государства формулировалась в контексте идеологии «перехода к коммунистическому обществу». Она предполагала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней. Предполагалось расширить коллегиальные и демократические начала в государственном управлении с последующим превращением его в «народное общественное самоуправление». Наметившаяся на этой основе технократическая тенденция в руководстве экономикой и государством пришла в столкновение с идеологической доктриной «партийности». Противоречие разрешилось к середине 70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко проявившиеся в чехословацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса страны. Военно-политическим центром для проведения этой политики стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский договор. В экономической сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока осуществлялся через посредство межгосударственных организаций, координировавших работу промышленности, транспорта и распределение энергии. Реформаторские начинания в социалистических странах (Югославия с конца 40-х гг., Венгрия в 1956 г., Польша в 70-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.) наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР вплоть до применения вооруженной силы и ввода в эти страны войск СССР и его восточно-европейских союзников. С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, взяли верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. На XXV съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата. Высшие органы власти В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополнен новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов. С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета. В 1966 г. увеличилось число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений, по иностранным делам и мандатной комиссиями формировались новые (по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано 16 постоянных комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам, планово-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, строительству и промышленности строительных материалов, сельскому хозяйству, науке и технике, товарам народного потребления и торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, здравоохранению и социальному обеспечению, народному образованию и культуре, вопросам труда и быта женщин и охране материнства и детства, делам молодежи, охране природы и рациональному использованию ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подле жали обязательному рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях. В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик. Местные Советы В 1962—1963 гг. местные Советы были разделены (как и партийные органы; по производственному признаку на промышленные и сельские (Советы районов, краевые, областные Советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные Советы. В течение 1968—1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых Советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как об органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории. В ноябре 1978 г. принят Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских Советов. В июне 1980 г. — Закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) Советов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.118 (0.013 с.) |