Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории происхождения государства↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории происхождения государства. Образование государства «Киевская Русь». Теории происхождения государства Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.Возникло множество концепций происхождения государства. Теологическая (религиозная) концепция (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил. Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе. Психологическая теория (Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий,Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными или к подчинению. Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности». Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) — Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф, Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества. Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяла действие законов природы на общество. Феодализм Западной Европы, политический и социально-экономический строй Киевской Руси: сходства и различия. По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к личности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора. Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда, а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах — сеньорией, а в России — вотчиной. В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось. В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси В Древней Руси основным населением являлись свободные общинники — люди. Земледельческая община — вервь— составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила виру, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Однако в начале XII в. появляется категория зависимых людей — закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды — купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Появляются также рядовичи — люди, выполняющие в пользу феодала ряд (какой-либо вид работы). Русская Правда упоминает также смердов, зависимых от князя. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах. Поэтому большинство историков определяют Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским. В Древней Руси власть Великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. Существовало «лествичное право» наследования, т.е. передача власти по старшинству. Таким образом, согласно господствующим представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр «на кормление», передавая им право сбора полюдья в какой-либо местности. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину. Время существования Древнерусского государства отмечено развитием хозяйственно-экономической сферы. Прогрессирует земледелие, почти повсеместно применяется двуполье и трехполье. Развиваются садоводство и огородничество. Второй по значимости отраслью сельского хозяйства стало скотоводство. Развиваются ремесла, появляется гончарный круг, совершенствуется металлургия. Часть ремесленников начинают работать на рынок. Активно строятся города. Таким образом, в Древнерусском государстве княжеская властъ сосуществовала с органами управления вечевого строя, по постепенно формировалась тенденция к утверждению самовластия, что стало одной из причин разделения Руси на отдельные государства. В Древнерусском государстве развивались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, появились первые вотчины. Но в целом общество оставалось еще относительно примитивным, а земледельческая община и свободные общинники преобладали как в экономической, так и в социальной сферах
Феодализм как явление мировой истории. Проблемы централизации. Возвышение Москвы. Формирование русского государства. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории Термин «феодализм» возник перед Французской революцией конца XVIII в. и обозначал «старый порядок», связанный с сохранением абсолютной монархии, господствующего и привилегированного положения дворянского сословия и т. д. В марксизме феодализм рассматривался как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. В исторической науке часть историков считает феодализм социально-экономической системой, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху Средневековья. Другие историки находят отдельные черты феодализма в других регионах мира и в разные эпохи, а некоторые считают, что феодализм представляет собой обязательную стадию развития в истории крупных этносов. В основе феодализма находились межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и земельного собственника. Для феодализма свойственно сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, а также рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма были религии, определявшие характер средневековой культуры. Проблема централизации. В X-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств уже в IX-X вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам. В XV в. в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испанском королевстве, а также в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Московском государстве. Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовали папы. Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения. В централизованном государстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет, состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля. Новым моментом стало появление собраний представителей сословий, которые обсуждали важнейшие экономические, внешнеполитические и другие вопросы, представляя подготовленные решения на утверждение короля. Таким образом, централизованная монархия формировалась и как сословно-представительная. Централизованная вооруженная организация, возглавлявшаяся королем, совершенствовалась медленно. Королевская власть вела борьбу с сепаратизмом феодалов и для достижения этой цели не могла использовать ополчение из этих же феодалов. Развитие же буржуазных порядков давало новую социальную и экономическую основу для создания вооруженной организации, способной решать, прежде всего, внутриполитические задачи. Этими основами были контингенты лично свободных людей и деньги, являвшиеся продуктом разложения феодализма и развития способа производства. Развитие новых общественных отношений и изобретение нового, огнестрельного оружия определили изменение структуры вооруженной организации. Возрождалась пехота, тяжелая рыцарская конница приходила в упадок, появился новый род войск — артиллерия, развивалось инженерное искусство. В деле централизации новая вооруженная организация сыграла важную роль. Возвышение Москвы. Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы? Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Ока Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь. Образование Российского государства. Процесс объединения земель и образования единого государства начался в конце XIII в. Основной политической предпосылкой слияния земель являлась задача освобождения страны от ордынской зависимости. Церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям заставляло церковь поддерживать политику того князя, который будет способен объединить Русь. Решение этих задач взяла на себя Москва. Родоначальник династии московских князей Даниил (сын Александра Невского) сумел приобрести ряд земель и расширить княжество. Его сын Юрий (1303—1325) повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским. В 1303 г. ему удается захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн реки Москвы. Правление Ивана Даниловича Калиты, внука Александра Невского, — важный этап в истории Руси. Титул великого князя остается навсегда в Москве. Он обеспечивается усилением материального и духовного значения княжества. В это время все больше и больше удельных князей начинают переходить на службу к московскому князю. С начала XIV в. великокняжеский титул неразрывно связан с Москвой и отныне всегда остается за потомками Ивана Калиты. Во 2-й половине XIV — середине XV вв. Москва превратилась в центр объединения русских земель. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, зависимость постепенно ослабевала. Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359—1389) в 9 лет оказался во главе Московского княжества. Воспользовавшись его малолетством, суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович добыл в Орде ярлык. Однако в 1375 г. Дмитрий Иванович во главе коалиции князей Северо-Восточной Руси напал на Тверь, отобрал ярлык и заставил ее признать зависимость от Москвы. Так начался процесс превращения самостоятельных князей в удельных, что укрепило Московское княжество, обезопасило его тылы и позволило вступить в борьбу с Ордой. Этому способствовало наступление с конца 1350-х гг. смуты в самой Орде. Дмитрий Иванович, воспользовавшись ослаблением Орды, отказался платить дань. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Благодаря мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством, а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана победа. Историческое значение победы на Куликовом поле заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья — защитников русской земли. Эта первая важная победа, давшая Дмитрию Ивановичу прозвище Донской, заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры. Победа на Куликовом поле произвела большое впечатление не только на всю Русь, но и на Европу. Непобедимые ордынцы, полтора столетия владевшие Русью и бывшие угрозой всей Европе, потерпели серьезное поражение от русских, сплотившихся вокруг своего нового центра — Москвы. Однако Куликовская битва не означала окончательного освобождения от Орды. В 1382 г. хан Тохтамыш, возглавивший Орду после убийства Мамая, сжег Москву. В итоге Русь возобновила выплату дани, но политическая зависимость от Орды стала значительно слабее. Иван III Во второй четверти XV в. процесс объединения принял необратимый характер. Великий князь Иван III ( 1462—1505) полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. присоединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух феодальных центров — Новгорода и Твери — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы. Так в основном завершилось формирование территории государства, что наполнило реальным содержанием используемый московском князем титул — государь всея Руси.
7. Эпоха дворцовых переворотов С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 г, Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В. Ключевский образно назвал эпохой дворцовых переворотов. Воцарение вдовы Петра Екатерины / (1725—1727) привело к резкому усилению позиций А. Меншикова. Попытки обуздать его властолюбие с помощью созданного при императрице Верховного тайного совета (ВТС), которому подчинялись ведущие коллегии, а также Сенат, ни к чему не привели. В мае 1727 г. Екатерина умерла и императором, согласно ее завещанию, стал 12-летний Петр // при регентстве ВТС. Влияние Меншикова при дворе усилилось, он даже получил чин генералиссимуса. Однако вскоре он потерял влияние на императора и в сентябре 1727 г. был сослан со всей семьей в Березово, где вскоре умер. Петр II объявил себя полноправным правителем. Его окружили новые фавориты; наметился курс, направленный на пересмотр реформ Петра I. Однако в январе 1730 г. Петр II умер от оспы «Верховники» решили пригласить на престол племянницу Петра I герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, ограничив ее власть определенными условиями (кондициями). Однако, став императрицей, Анна Иоанновна разорвала кондиции и восстановила самодержавие. Вскоре она пошла на удовлетворение требований дворянства. Незадолго до смерти в 1740 г. Анна Иоанновна назначила наследником престола новорожденного герцога Мекленбург-Шверинского, правнука по женской линии Ивана V (брата Петра I). Тот был крещен и получил русское имя Иван. После смерти Анны Иоанновны наследник был провозглашен императором России Иваном VI (Иваном Антоновичем). Правление Елизаветы Петровны. 25 ноября 1741 г. дочь Петра Великого, опираясь на поддержку гвардии, совершила переворот и свергла с престола Ивана Антоновича. Елизавета начала с восстановления созданных Петром I учреждений и их статуса. Упразднив Кабинет министров, вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии. Социальная политика была направлена на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие и укрепление крепостничества. Правление Петра ///(1761—1762). Племянник Елизаветы Петровны Петр родился в Голштинии и с детства воспитывался в неприязни ко всему русскому и почтении к немецкому. Бездетная Елизавета пригласила его в Россию и вскоре назначила своим наследником. В 1745 г. его женили на ангальт-цербстской принцессе Софье Фредерике Августе (в православии нареченной Екатериной Алексеевной), будущей Екатерине II. После смерти Елизаветы Петр стал императором. В феврале 1762 г. он подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освобождавший дворян от обязательной службы, отменявший для них телесные наказания и превращавший в подлинно привилегированное сословие. Затем была упразднена Тайная канцелярия, принято решение о секуляризации церковно-монастырского землевладения, подготовлен указ об уравнении всех религий. Эти меры отвечали объективным потребностям развития России. Но личное поведение Петра III, его безразличие к делам управления, ошибки во внешней политике — все это вызывало растущее недовольство и привело к его свержению. Правление Екатерины II Екатерина II стала императрицей в результате переворота 28 июня 1762 г., когда гвардейские полки возвели ее на престол. Придя к власти, Екатерина провозгласила идеи просветителей основой своей государственной политики. Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность и невежество сельского населения) приводила к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила поверхностный характер. Со временем Екатерина II приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство. В 1763—1764 гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764—1765) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей. Однако в 1768 г. комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть отныне принадлежала городничему. Таким образом, дворянство добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия — свой суд. В губерниях создавались судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г .«Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее Петром III. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Дворянство отныне именовалось благородным. Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление. Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам». Городское население делилось на шесть разрядов, каждый из которых имел свои обязанности и права. Подтверждалось дарованное ранее богатому купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Верхушка горожан получила доступ к делам управления. Задачи внешней политики в эпоху Екатерины II сводились к следующему: а) обеспечение выхода к Черному морю, необходимость в котором вызывалась потребностями экономического развития России, стремлением укрепить военно-стратегические позиции на южных рубежах, ликвидировать постоянный источник опасности — Крымское ханство; б) присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, вызванное исторической потребностью возвращения исконных русских земель и желанием укрепить влияние России в Восточной и Центральной Европе; в) сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике; г) борьба с революционной Францией, недопущение распространения идей французской революции. При этом во внешней политике России стремление обеспечить безопасность своих границ сочеталось с потребностью в завоеваниях. Во 2-й половине XVIII века Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому началось освоение степей Причерноморья. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. Началось вхождение Закавказья в Россию. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. В целом в этот период выросли роль и влияние России в мировой политике. Декабристы Крепостнический строй, постепенно вступавший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми людьми как насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу. Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. «Союз спасения» (1816—1818) — первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. «Союз благоденствия» (1818—1821), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность. «Южное общество» (1821—1825) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апосголом, АП. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть — Народное вече (парламент), исполнительную — Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) — Верховный Собор; уничтожается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли определенного размера. «Северное общество» (1822—1825) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, а с 1823 г. — К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны; ликвидацию крепостного права; сохранение права помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием. Свое выступление заговорщики намечали на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался император Александр I. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату — Николаю Павловичу. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью части гвардии к престолонаследнику Николаю Павловичу. Декабристы планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и гражданские свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П. Каховский взял на себя задачу убить Николая I. Руководителем восстания был избран князь С.П. Трубецкой. Утром 14 декабря офицерам-членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство и медлительность действий декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. После этого восставших расстреляли из артиллерийских орудий. Александр II Отмена крепостного права. 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела. Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости было подписано Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях. «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников. «Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины, которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспределяли. Земская реформа 1 января 1864 года — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть). Городская реформа 1870 года — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер. Судебная реформа (1864 г.) Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры. Военная реформа Александра II — комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны. Реформа образования В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебны |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.023 с.)