ТОП 10:

Политические партии в России начала XX в.: генезис, классификация, программы, тактика. Российская и западноевропейская партийно-политическая структура: общее и особенное.



В ходе революционных событий о себе заявили различные политические и со­циальные силы. Решительными противниками самодержавия выступили социал-демокра­ты, социалисты-революционеры, анархисты и другие радикальные организации и группы.

Среди многочисленных организаций революционно-социалистического на­правления наиболее крупными были партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Российская социал-демократическая рабочая партия заявила о своем возникно­вении на съезде в 1898 г. в Минске. Это были социалисты, следовавшие за учением К. Маркса, то есть социалисты «западного» толка. С декабря 1900 г. они издавали газету «Искра». На втором съезде партии в 1903 г. во время выборов в руководящие органы победила позиция В. И. Ленина (В. И. Ульянова). Его сторон­ники получили большинство. За ними закрепилось название большевики. Другая часть партии, сторонники Мартова (Ю. О. Цедербаума), получили наименование меньшевики.

В 1901-1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических рево­люционных организаций и групп, действовавших как в России, так и за границей, в единую партию социалистов-революционеров (эсеры). Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В. М. Чернов (1873-1952). Партия эсеров была самой многочисленной и влиятельной немарксистской социалистической партией.

Партии революционно-социалистического характера боролись за свержение самодержавия, за установление демократической республики, за ликвидацию частной собственности на землю, за улучшение условий жизни и труда широких народных масс.

Либерально-политические партии стали оформляться по ходу революции, ис­пользуя благоприятную обстановку

Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформи­лись в период высшего подъема революции 1905-1907 гг. Кадеты заняли позиции на левом фланге либерального движения. Лидером партии и ее теоретиком стал ученый-историк П. Н. Милюков (1859-1943).

«Союз 17 октября» (октябристы) представлял собой консервативное крыло российского либерализма. Лидером партии являлся А. И. Гучков (1862-1936).

Представители либеральных партий надеялись убедить царя пойти на суще­ственные уступки в разных сферах жизни. Их устраивало превращение России в конституционную монархию. Они придавали большое значение политическим правам и свободам. Либеральные политики в борьбе использовали печать, трибуну Государственной думы, переговоры с царским правительством.

Лагерь консервативно-охранительного направления поддерживали правые партии и организации, выступавшие в защиту самодержавия от революционных по­сягательств Партий консервативного толка было более 20, среди них «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др. Российские консерваторы, сторонники незыблемости самодержавия, не хотели ни с кем делить политическое влияние и привилегии. Они считали, что на уступки революции можно идти только в крайних случаях, но при первой же возможности восстановить прежнее положение.

Российская и западноевропейская партийно-политическая структура: общее и особенное.

Формирование политических партий в начале XX века в России связано со своеобразием ее исторического развития. В качестве особенностей процесса возникновения партий исследователи выделяют следующие факторы: невысокую политическую культуру; отсутствие устойчивой социальной базы; их особая оппозиционность, направленная не только на систему власти, но и на отношения друг к другу; их слабая способность к компромиссу и склонность к политическому радикализму; персонификация элит, когда имидж партий определялся авторитетом узкого круга популярных политиков, озвучивавших программные положения своих организаций и стремившихся к их идеологическому размежеванию.

Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или далее классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаше всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

Общепризнанно в исторической литературе, что особенности формирования политических партий в России начала XX в. заключались в следующем:

1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования революционных политических партий: Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и партии Социалистов-революционеров (ПСР): в то время как ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий.

2. Не было правительственной партии, поскольку Совет министров назначался не Государственной думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа.

3. Ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью.

4. Слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный).

5. В Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные.

6. Ни одна страна в мире не имела такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то за первые шесть лет XX в. -свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.

Несмотря на специфику образования как общероссийских, так и национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

 

18. Первая русская революция 1905-1907 гг.: предпосылки, содержание, результаты. Думский парламентаризм.

В начале XX в. в России сложилась ситуация, когда произо­шло переплетение различных противоречий, противостояние классов буржуазного общества, социальных и национальных отношений и конфликтов. Завязался сложнейший узел, который и привел к революции, основными причи­нами которой были:

  • нерешенность аграрного вопроса, в связи с чем сохранялось помещичье земле­владение, а крестьянство страдало от малоземелья;
  • желание буржуазии принимать участие в управление государством, а для этого необходимо было создать парламентскую систему;
  • необходимость более гибкой национальной политики;
  • политическое бесправие и отсутствие демократических свобод.

Революция по целям, составу участников, по характеру была буржуазно-демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократических преобразований. В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения, по­этому она была общенародной.

Революция продолжалась 2,5 года — с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г. В своем развитии она прошла два основных этапа:

  • начало и подъем революции, высшими точками которой были всероссийская политическая стачка и вооруженное восстание в Москве (с января 1905 г. по декабрь 1905 г.);
  • спад и поражение революции (с начала 1906 г. по 3 июня 1907 г.).

Прологом революции явились события в Петербурге — всеобщая стачка и Кро­вавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией. Петиция содержала требования рабочих об улучшении их материального положения и политические требования. Среди этих требований были созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного и тайного голосования, введение демократических свобод, восьмичасовой рабочий день, прогрессивный подоходный налог и т. д.

Жестокий расстрел царскими войсками мир­ного шествия послужил началом революционного процесса, который выразился в росте стачечного движения в январе-феврале. Весна-лето 1905 г. были отмечены рядом событий; выступления­ми рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку; созданием в Иваново-Вознесенске Совета рабочих депутатов; восстанием матро­сов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; активизацией крестьянского движения.

Под напором революции правительство по­шло на первую уступку и обещало созвать Государственную думу с совещательными функ­циями. По имени министра внутренних дел она получила название Булыгинской. Отсутствие у будущей Думы законодательной и других важ­ных функций вызвало возмущение в широких общественных кругах.

Многочисленные организации заявили, что будут бойкотировать выборы в такую Думу. В Петербурге проходили собрания, митинги, принимались решения. По призыву нелегальных по­литических партий и профессиональных союзов во многих городах начались забастовки, которые в ок­тябре 1905 г. переросли во всеобщую всероссийскую политическую стачку. В ней приняли участие около 1 млн человек. Острый характер забастовке придало участие железнодорожников, которые перевозили только солдат, возвращавшихся с Дальнего Востока после подписания Портсмутского мира с Японией в августе 1905 г.

Октябрьская политическая стачка заставила Ни­колая II17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

В соответствии с требованиями стачечников царь пообещал ввести некоторые политические свободы — слова, собраний, союзов, а также созвать законода­тельную Государственную думу. Предусматривалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.

Крестьянам было обещано вдвое сократить выкупные платежи. Помещики стали снижать арендную плату после того, как крестьяне разгромили около 3 тыс. помещичьих имений.

Серьезные выступления происходили в армии и на флоте.

В декабре 1905 г. крупное восстание произошло в Москве, которое было подавле­но воинскими частями из Петербурга. Вооруженные выступления происходили так­же в Харькове, Чите, Красноярске и других городах.

За свержение самодержавия и установление республики продолжали выступать рабочие, мелкие служащие, студенты, учителя. Ими руководили члены революци­онных нелегальных политических партий — социал-демократы, уже разделившиеся на большевиков и меньшевиков, социалисты-революционеры, народные социали­сты, анархисты и др.

Но у значительной части населения, ранее участвовавшей в демонстраци­ях, митингах, входившей в различные организации, царский Манифест вызвал чувство удовлетворения своей победой. Для большинства крестьян, рабочих, ремесленников, торговцев, лиц интеллигентских профессий, мелких служащих предпочтительным было спокойное, постепенное обновление страны. Интересы этой части россиян старались представлять умеренные либерально-буржуазные политические партии.

Так, Партия 17 октября, или октябристы, считала, что после царского Манифе­ста Российская империя перестала быть классической самодержавной монархией и постепенно будет превращаться в конституционную монархию наподобие бри­танской или шведской.

23 апреля 1906 г. Николай II подписал новую редакцию «Основных государ­ственных законов Российской империи». В определении монархии исчезло слово «неограниченная», так как 27 апреля 1906 г. открылись заседания I Государствен­ной думы. С этого момента император осуществлял законодательную власть в еди­нении с Государственным Советом и Государственной думой. Устанавливалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой. Однако реальную силу законы получали после рассмотрения в Государственном Совете и утверждения их императором. Государственная дума получила полномо­чие утверждать государственный бюджет, предложенный правительством. В случае отказа со стороны Государственной думы действовал бюджет предыдущего года. В Думе должны были рассматриваться крупные проекты, требовавшие выделения значительных средств.

Революционная часть общества все равно была недовольна полномочиями Думы, которая не участвовала в формировании правительства, не контролирова­ла целый ряд расходных статей бюджета, не могла преодолеть вето на законы со стороны царя и т. д.. Эсеры, социал-демократы, другие левые группы не участвовали в выборах в I Го­сударственную думу.

Царь и высшая политическая элита старались сделать уступки наименьшими. В руках царя остались важнейшие функции — высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, право чеканки монеты и др. Император считался и верховным главой православной церкви, управлял ею через Святейший Синод.

Только царь мог выступить с инициативой пересмотра Основных законов Рос­сийской империи. Царь лично назначал и увольнял председателя правительства и министров. Политический курс определялся в личном общении царя с председа­телем правительства и министрами. Царь оставил за собой право распускать Думу, приостанавливать ее работу. В те периоды, когда Государственная дума не заседала, царь мог издавать указы. После возобновления работы Думы правительство должно было вносить царские указы в Думу для их утверждения в качестве полноценных законов.

Царя безусловно поддерживал реорганизованный Государственный Совет. По­ловину состава Госсовета назначал сам царь, а половину делегировали дворянские общества, духовенство, Академия наук, университеты. 20 февраля 1906 г. царское правительство опубликовало новое положение о Государственном Совете, по ко­торому последний преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Многие считали, что наделение Государственного Совета законо­дательными правами нарушало обещания царя, данные в Манифесте 17 октября 1905 г.

С января 1906 по 3 июня 1907 г. начинается спад и отступление революции. Инициатива оказывается в руках самодержавия, и постепенно волна народных вы­ступлений ослабевает. Общественное движение переместилось на избирательные участки и в Государственную думу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.01 с.)