Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русские княжества в условиях феодальной раздробленностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Причины, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения. Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю. В этот период происходят изменения в системе государственного управления — на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления — дворец и вотчина. В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины. Главными из них были: вторжение монголо-татар и исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), объединявшего вокруг себя славянские племена. В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования. Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевского государства в 30-е гг. XII в. Во второй половине XII в. столицей княжества стал Владимир, куда впоследствии переместилась и резиденция великого князя. Власть Владимирского князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси. Характерными особенностями этого княжества являлись сильная власть князя и большое количество объединенных княжеством городов. Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичен для этого периода. Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Так как на территории Владимиро-Суздальского княжества находилось много крупных городов, городское население имело значительное политическое влияние. Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам. Возглавлял Владимиро-Суздальское княжество великий князь, обладавший большим политическим влиянием. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Для решения важных вопросов могло созываться народное собрание — вече. Во Владимиро-Суздальском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления. Она характеризуется следующими чертами: во главе системы стоял дворецкий; на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» — часть собранного с населения. Во Владимирской земле действовала Русская Правда. В конце XIII — начале XIV в. было составлено Правосудие митрополичье, включавшее ряд норм Русской Правды и новые положения. В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество и другие русские земли были завоеваны монголо-татарскими племенами. Результаты экономического и политического развития русских земель в этот период не пропали — именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр — Москва, которому принадлежала ведущая роль в создании единого Русского государства. Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сложился республиканский (феодальный) строй. Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой. Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель. Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю самостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей. Городское население состояло из купцов и ремесленников — «старейших» и «черных людей». Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов. В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного правления — феодальная республика. Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем — собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба. Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др. Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение. Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами. Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику. Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии. Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником. Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород. Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожей на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника; шесть «концов», двенадцать пригородов. Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство. Новгородская и Псковская судные грамоты появились в результате кодификации в XV в. От Новгородской судной грамоты XV в. сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и процессуального права. Псковская судная грамота XV в. сохранилась полностью. Грамота представляет собой кодификацию псковского законодательства, принятую вечем в 1467 г. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода, так как до середины XIV в. Псков был городом Новгородского государства. Псковская судная грамота состоит из 120 статей, регламентирующих гражданско-правовые отношения, судоустройство и судебный процесс, уголовное право. Новгородская и Псковская судные грамоты отражают более высокую ступень в развитии права по сравнению с законодательством Древнерусского (Киевского) государства. Содержание грамот характеризуется большой системностью в изложении норм; законодатель дает определение некоторый общих положений и понятий. В целом Новгородская и Псковская судные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Вещное право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т. е. недвижимое и движимое имущество соответственно. К способам приобретения права собственности относились: переход по договору купли-продажи, истечение срока давности владения, получение по наследству, пожалование и др. Обязательственное право регламентировало следующие виды договоров: купля-продажа, дарение, залог, займ, мена, поклажа, имущественный и личный наем. Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Его оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. Для заключения некоторых договоров требовался заклад, поручительство или обязательное письменное оформление. Право Новгорода и Пскова знает наследование по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому. Для оформления завещания требовалось составить «запись» — письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или Троицкий собор в Пскове. Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния. Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность. Система преступлений выглядит следующим образом: • против государства: измена, «перевет»; • против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица; • имущественные: татьба — простая, квалифицированная или неоднократная; грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство; • против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием. За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось более подробно и четко, чем в Русской Правде. В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод. Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов. Изменилась система доказательств. К упомянутым в Русской Правде судебным доказательствам (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги) добавились новые: судебный поединок и письменные доказательства («доски» — частные расписки и «записи» — официально заверенные документы). Возникает институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей. Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось судной грамотой. Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру. Золотая Орда Монгольская империя — центральноазиатское государство, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы. В 1206 г. на курултае — собрании представителей монгольской знати — хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингисхана. Была создана огромная и сильная армия, в войсках введена железная дисциплина. Вскоре Чингисхан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи поступивших на службу наместников Северного Китая была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы хорезмского шаха и покорили Среднюю Азию. Были также завоеваны Кавказ и Восточная Европа. В 1237 г. войска хана Батыя, внука Чингисхана, вторглись в русские земли. Были покорены такие города, как Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев. До Новгорода монголы не дошли. В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи. В 40-х гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано государство, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Для нее были характерны следующие особенности: • кочевой и полукочевой характер общества; • большая роль племенных вождей; • иерархия кочевого землевладения. Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию. Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи — первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы — беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов — людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу составляли нукеры — они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама, в качестве государственной религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство. Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д., и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи). Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе которых поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем — съездом монгольской аристократии. Центральными органами отраслевого управления в золотоордынском государстве были диваны. Их работу координировал визирь — номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление осуществляли баскаки и даруги. Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия. Основными источниками права Золотой Орды были следующие: собрание монгольских законов и обычаев — Великая Яса Чингисхана; обычное право монгольских племен; нормы шариата; грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т. п.; «сокровенное сказание». Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупить жену у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия и т. д. Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто каралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления. Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности. Образование Русского централизованного государства Процесс образования единого Русского государства выразился: — в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское княжество; — в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата. Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории. Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в. Возглавлял Русское государство великий князь, сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси. В XIII—XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя. Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения. Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности. Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата. В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную. Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др. В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции. Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции. Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов. В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.012 с.) |