Возникновение христианской Церкви, гонения на христиан i-III вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение христианской Церкви, гонения на христиан i-III вв.



Богоизбранный народ часто отступал от Бога.

В 70-м году храм Соломона пал. Появились два отростка от ветхозаветной религии: иудаизм и христианство. Христианство имеет свою организованную структуру и институты, которые развиваются во времени- это Церковь. Цель существования и основа- вера(признание чего-либо истинным, которая не принимает противоречащие факты, потому как считает истинным другое). Никто не рождается христианином, но душа человека по природе христианка. Это чувство приводит людей к вере. Обретение веры- обретение ценностной ориентации личности. По словам Павла Флоренского:"Тайны религии- несказанные, неописуемые переживания, которые нельзя облечь в слово". Блаженный Августин в своей Исповеди, писал:"Блажен, кто знает Тебя, даже если не знает ничего другого". "Сила христианства в синтезе разума, веры и жизни"- Папа Бенедикт XVI. "церковь"- здание, где совершается богослужение; "Церковь"- предмет учения веры; "Церковь"- факт истории и современной жизни; учреждение в области права; историческое и социальное явление. Основные положения христианского вероучения: Воплощение Сына Божьего нужно было для спасения человека, а не написания книги. Спаситель учил, но главная суть Мессии- спасение человечества. Отдельный человек в Церкви получает спасение. Иисус не записывал свою проповеди, но создалась Церковь, помогающая людям идти в жизнь будущую. Церковь- общество людей, соединенных между собою одною верою в Бога, одним Богооткровенным учением, одним Богослужением и Таинствами, под управлением и

руководством Богоустановленной иерархии для достижения нравственного совершенства и спасения. Священнослужители, которые руководят Церковной жизнью, получили Божественную Благодать(дьякон-священник-епископ). Церковь- духовный организм, путь к нравственному совершенствованию, лишь вместе всё это- полнота Церковной жизни. "Не весь человеческий род ходит в Церковь, но не все погибнут". Люди вере в Бога могут изменить, это хорошо показывает Ветхозаветная история. Сама по себе избранность,

хождение в Церковь не означают однозначного спасения. Вступление в Церковь- не механическое, должно быть единение с Божественной Благодатью и истинная вера в Бога. Жизнь Церкви проявляется с двух сторон: распространение Церкви, отношение государства к Церкви, деятельность Церковных деятелей. Периодизация истории Церковной деятельности:

· 34-313 гг: внешнее распространение Церкви- от Апостолов до признания Римом;

· 313-1054 гг: внутреннее устройство Вселенской Церкви, ставшей к тому времени

государственной;

· 1054-1453 гг: развитие Церкви на Востоке и уклонение Церкви на Западе от единого

учения и единого устройства.

· 16-20 вв: самостоятельное существование нескольких поместных Церквей, наряду с

существованием разнородного Христианского сообщества.

 

Как возникла Церковь? Бог явил себя Богоизбранному народу. К 1 веку мир находился в состоянии язычества, христианство явилось не в пустой мир, у людей существовали монотеизм, политеизм, разные системы ценностей и нормы поведения. Римская империя была языческой, она была и народная, и государственная(культ императора, синкретизм- сосуществование различных культов наряду с гос.культом: каждый гражданин РИ должен был раз в год в Храме бросить щепоть ладана на курильницу-> возникает духовная холодность, не было истинной и единой, легко воспринимались различные учения, позволяющие отвлечься от реальной жизни. Когда всё относительно, падают нормы морали и нравственности. Спаситель появился в Иудее. В 63 г до РХ Иудея была покорена римлянами. Желая освободиться, иудеи поднимали восстания, ожидали Мессию, всё больше и больше они ожидали Спасителя на земле, а не в вечной жизни. Мицвод- система заповедей, нееврей, принявший веру, всё равно оставался прозеллитом. Вера была

размыта, в этих условиях появляется Иисус. Проповеди Его были обращены ко всем людям. Он принёс себя в Жертву добровольно, был заключён новый союз с Богом. Была учреждена Церковь. Для христиан ничто на земле не является случайным. Богоизбранный народ оказался включенным во вселенскую РИ. Иудеи распространяли Ветхий Завет по просторам всей РИ, помогали также развитые сети дорог, которые были охраняемыми-предпосылка дл распрострнения. Апостол- Посланник. За Иисусом Христом ходили много

человек, но сам он избрал 12: Андрей Первозванный, Варфоломей, Иоаков Старший, Иоаков Младший, Иоанн Богослов, Иуда Искариот, Иуда Фаддей, Матфей, Петр, Симон, Филипп, Фома. На Тайной Вечери, устроенной по образцу иудейского праздника "Сие Есть Тело Мое, Еже За Вы Ломимое во оставление грехов. Сие есть Кровь Моя Нового Завета, яже за Вы и за многия изливаемая". Было установлено Таинство Евхаристии. Сионская Гора- там на Апостолов сошел Святой Дух через 10 дней после Вознесения. Огненные языки пламени сошли с неба на каждого из Апостлов. Вышедшие из горницы Апостолы обрели Благодать Святого Духа и смогли творить чудеса, говорить на разных языках. "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа". С этого дня(Пятидесятница), начинается учение и открытая проповедь Апостолов. Сотни и тысячи иудеев крестились во имя Иисуса Христа.

1) Отброшена необходимость кровного родства

2) Правила и нормы иудаизма отвергались

3) Старый культ был отменен, так как бескровную жертву принёс Иисус Христос

 

Фарисеи были обеспокоены; члены Синедриона взяли Петра и Иоанна взяли под стражу и запретили говорить проповеди. Но они спросили, что справедливее, слушать их, или Бога? Во второе заключение, споры среди фарисеев продолжались, пока фарисей Гамалиил, самый мудрый, не сказал так: «отстаньте от людей сих (от Апостолов) и оставьте их, ибо если это предприятие дело человека, то оно разрушится, а если от Бога – то вы не можете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться и Богопротивниками».Дьякона Стефана обвинили в богохульстве и побили камнями в 36 г. У ног юноши по имени Савл кидатели камней сложили одежды. Когда иудеи начали гонения на христиан, Савл отправился в Дамаск, чтобы расправиться с христианами, но по пути ему явился Бог, Савл ослеп, и Господь сказал ему идти в город, в Дамаске же юношу крестили. Он начал проповедь христианства, пришел к Богу. Начинается гонение на самого Савла, принявшего имя Павла, в корзине через городскую стену друзья спасли его. Фёкла- равноапостольная.

Апостол Павел стал великим проповедником христианства среди язычников. Сохранилось мало данных о местах проповедей других апостолов, все приняли мученическую кончину. В 67 г Павел был обезглавлен в Риме, но Петра должны были распять, он попросил, чтобы его крест перевернули, так как считал недостойным умереть так же, как Иисус Христос. Апостол Андрей был распят на косом кресте, Варфоломей принял смерть в Индии, мученической кончины избежал лишь Иоанн. Иоанн написал Апокалипсис, прожил почти сто лет. Важно сохранить следование высоким образцам христианской жизни. Десять Заповедей Моисея, Заповеди Блаженства – Евангельские Заповеди - все сводится к двум заповедям:

· Возлюби Бога своего больше всего.

· Возлюби ближнего своего, как самого себя.

 

В этих двух заповедях весь закон и все пророки. И если человек нарушает эти Заповеди, если он отвергает Бога или проявляет нелюбовь к ближнему, то конечно он находится вне церкви, даже если он ходит на службы, носит крестик, держит пост и т.д. Главная заповедь: "Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим", "Возлюби ближнего своего как самого себя".

 

Гонения на христиан

Церковь оказалась гонимой, ее гнали не только фарисеи, но и всё римское государство и общество, так как образ жизни первых христиан разительно противоречил тем условиям, в которых жили язычники РИ. На место гордости- смирение, на место роскоши- пост, простой народ, видя это, они думали, что христиане- человеконенавистники. Возникает противопоставление христиане- римское государство. Обрядовый культ, который мало кто принимал всерьез, был отменен христианами. Они верили в одного Бога, тем самым они

проявляли серьезное отношение к миру. Всё это привело к 1-3 вв гонениям на христиан. Церковь оказалась гонимой. Отсчет гонений начинается с 64 г. Нерон в пожаре Рима обвинил христиан. Предал изощреннейшим казням христиан. Сначала были схвачены все, кто открыто проповедовал Христа. Гонения продолжались, но христиан было много, и губернатор одной из провинций обратился к императору с разъяснением, кого убивать, было решено, что, кто не отречется от Христа, тех казнить. Нужен был личный обвинитель, чтобы подвергать христиан казням, что помогало бежать от гонений, но многие сознательно шли умереть за Христа. В третий период гонений при Деккии- 253 г он издал указ о насильственном жертвоприношении, если христианин отказывался- его мучали, казнили. Многие покупали ложное свидетельство об отказе от веры. Появился сонм христианских мучеников. Согласно эдикту Валериана в ссылку должны были отправляться священники, духовенство. Обезглавить Церковь не удалось, люди втайне собирались на богослужения. Император Диоклетиан создал 4 эдикта против христиан. Запрещались все богослужебные атрибуты, Священные Книги. Упорствующих лишали гражданских прав, пытали. Во Фригии сохранились доказательства этих гонений. Епископ Евсевий говорит о том, что Фригию сожгли дотла, так как все жители города, чиновники, глава были христианами и не послушались, не поклонились кумиру. Геббон говорит о том,

что на людей действовала стойкость христиан перед мучениями, их готовность умереть за Христа; также убедительность учения о загробной жизни; чудеса; христианская община, столетия мученичества. Христианский мученик не герой, а свидетель об окончании царства смерти, соединении со Христом. Вера в Воскресение ведет людей к Богу. Гонений не выдержало Римское государство. Титул императора принял Константин. В 311 году был издан эдикт о прекращении гонения на христиан. В 313 году Миланский эдикт- отменялись все постановления по делам христиан, любой, кто желает следовать религии христиан, может исповедовать, христианам можно справлять культы, религиозные обряды. Не просто прекращение культа, а свободное исповедание, поддержка веры. Но позволялось также исповедовать и язычество. Причины: император Флавий Валерий Константин Магнус- великий, многоопытный государственный деятель. В 312 г решил побороть остальных цезарей, начинает наступление на Рим. Незадолго до столкновения с Максентием, было видение Креста в свете и глас Божий:"Сим победишь". На щитах Крест и лаббарум. Отныне знаком его стал Крест. Крест сам по себе использовался как символ света и энергии. Но подобная форма казни применялась в Иудее и некоторых других, но для христиан Крест- символ спасения. Особая сила в почитании Креста- после нахождения его царицей Еленой, матерью Константина. За пределам городской черты было три креста- было непонятно, какой из них Божий. Покойника положили на Крест Иисуса Христа, и он ожил.

Частички креста, разошлись по всему миру, в Нотр-дам-де-Пари Терновый Венец Спасителя. Константин начинает покровительствовать христианству, здесь были и религиозные, и государственные соображения. Установилась система покровительствования христианству. В 314 году прекращены языческие игры; в 315 г

духовенство было освобождено от гос.должностей; в 315 г- отмена казни через распятия; освобождение рабов подле Церквей без особых; 319- запрет гаданий; 321- акт Константина о нерабочем дне в Воскресение; разрешение права Церкви владеть имуществом; государство начинает строить христианские храмы. Константин встречал сопротивление язычников, не многие начинали гореть старой верой-> охлаждение к Риму, столица перемещалась, затем на месте древнего Византия в 324 г были начаты работы, в 330 г- Константинополь. Жители Константинополя- ромеи. Сами себя они византийцами не называли. Иерусалиму вернули прежнее имя. Самое большое изменение в положении Церкви, из гонимой стала государственной, начинаются сдвиги в национальном сознании, что привело к положительным и негативным явлениям, так как государство попыталось подчинить Церковь себе. Рубеж, обозначавший правление Константина Великого, были заложены традиции покровительства государства над Церковью, а также некоего произвола по отношению к Церкви. Всё зависело от личности правителя. Констанций был язычником, Юлиан Отступник- получил образование в Афинах, был язычником, стал восстанавливать языческие храмы, был против Церкви. Феодосий Великий(379-395 гг) стал борцом против язычников и еретиков, что отвечало и его государственной политике-укрепление империи. "Заклейменные позорным именем еретиков кроме Божественного правосудия должны понести наказание и на земле". Феодосий издал 15 законов против еретиков. Появляется много книг. Становится вполне реальным огосударствление Церкви.

Император Юстиниан Первый(527-565)- попытался создать идеальную систему существования Церкви и государства(Симфонию, созвучие), "Единое государство, единый закон, единая Церковь". Шестая новелла Юстиниана- священство и царство даны людям. Первое служит делам Божеским, второе- государственным. Идеал симфонии оставался недосягаемым, государство всегда земное, а Церковь стремится к миру Горнему. Юстиниан закрыл символ языческой мудрости- Афинский университет. Начались гонения на язычников, уровень христианской жизни понизился. Было создано много храмов, был закончен Собор Святой Софии(532-537 гг). Громадный купол Собора был виден издалека, до настоящего времени Храм стоит, он и тогда производил сильное впечатление. Отец Сергий Булгаков писал о легкости, красоте и дивной гармонии этого храма, это была не роскошь, а царственность. Послы Святого Владимира были именно в нём. Христианской

архитектуре и службе присуща эстетика. В 857-867 гг империей правил Михаил, который был развратником, кощунствовал. Когда патриарх Василий публично его осудил, император избил богослужителя.

 

6. Понятие "ересь". Основные ереси в христианстве

Церковь жила, развивалась, когда власть гарантировала ее существование люди стали осмыслять то богатство, которым они владели. Начались споры: античное

наследие(языческое, но имеющее большую значимость. Иустин Мученик считал, что

между христианством и философией Античности есть и общее, ниспосланное язычникам

Божественной благодатью. Христиане боролись и с противниками Церкви, но появляются

апологеты- защитники/ разъяснители христианского вероучения. Климент

Александрийский- 2 в, писал "Увещание к язычникам", где пытался выразить христианство

в форме греческой философии. Самый прославленный- Ориген(185-254) в 17 лет он стал

наставником катехизичекого училища в Иерусалиме. После обучения там люди принимали

Крещение. Ориген был увлечен христианским богословием, он полемизировал с Цельсом,

который подверг сомнению Ветхий Завет. Написал трактат о мученичестве.

Мученичество- вся жизнь христианина в современном мире, он выбирает узкий путь.

Ориген- один из первых христианских интеллектуалов, не отбрасывал языческую

мудрость. Достижения Оригена очень велики, он вел крайне аскетический образ жизни.

Но к лику святых он причислен не был, так как в его учении содержатся положения,

которые Церковь не принимает(о предвечности существования, о троичности Бога, о

безусловном спасении всех людей по милости Божией).

Возникают ереси-ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христианской

веры; также отпадение от единства Церкви из-за разномыслия по вопросам вероучения.

Раскол- отпадение от Церковного единства из-за разномыслия по вопросам обрядов,

богослужения и управления церковного. Ереси стали возникать среди верующих людей, но

ерисиархи придавали своей точки зрения большее значение, чем точке зрения Собора.

Ересь арианства- первая возникшая. В 325 году именно вопрос ереси. В Александрии был

Арий, который хотел занять место патриарха, в полемике начал развивать своё учение о

природе Иисуса Христа, начал рассуждать, как это могло быть, пытался разобраться,

опирался на учение Оригена, сказал, что Христос- не Бог. В Константинополе менее

таинственное, его учение получило поддержку. Начались споры о природе Иисуса Христа.

Угроза для Церкви была в том, что если Церковь признает эту ересь, то разрушается связь

людей с Богом. Сатериология- учение о спасении. Возник страх о превращении в просто

моральный кодекс. Епископ Осий пришёл к выводу, что учение Ария ложно.

Следующая ересь на основе арианства- ересь Македония, которого свергли с патриаршей

каферы, бывшего арианского епископа константинопольского, который отрицал

божественную природу Святого Духа и называл Его тварью или силою; эту силу считал

равно подчиненной и Отцу, и Сыну. Множество новых сообщников пристало к Македонию,

и хотя в рассуждении второго лица Св. Троицы они были неодинаковых мыслей, но все

согласно отвергали божество Св. Духа. Закончилась при Феодосии Великом(381 г, Собор).

Ересь Нестория была первой из ересей, развивавшихся в Церкви при научном

разъяснении вопроса об образе соединения в Лице Иисуса Христа Божественной и

человеческой природы и их взаимном отношении, поэтому считал Иисуса Христа

человеком. В 431 г- Эфесский Собор, где были рассмотрены идеи Нестория, решено, что

они они противоречат Символу Веры. Угрозу для Церкви представляли ереси

монофизитства. Евтехий стал учить, что в Иисусе Христе человеческое естество

поглощено Божеством, отсюда страдания Иисуса оказываются несущественными.

Халкидонский Собор в 451 г утвердил догмат о том, что Иисус Христос есть истинный Бог

и истинный человек, но безгрешен, так как он совершенный человек. При воплощении

Божество и Человечество соединились в едином лице нераздельно и неразлучно,

неслиянно и неизменно. Отныне и навеки это правило выражало то, что Бог соединился с

человеком.

Монофелитство (греч. «единоволие») – видоизменение монофизитства, ставшее причиной

церковных смут в 7 в. Его инициатором стал имп. Ираклий, стремившийся вернуть

монофизитские области. Монофелиты учили, что у Христа была только одна

Божественная Воля. Ведущий богослов своего времени св. Максим Исповедник в своих

трудах против монофелитов доказал, что воля как естественное хотение есть

непременное выражение природы и, следовательно, у двух природ одной воли быть не

может. Защита православного учения о двух волях была необходима, поскольку без двух

воль не может быть и двух природ во Христе, т.е. монофелитство приводит обратно к

монофизитству, отрицающему полноту вочеловечения Сына Божия.

Поддержавший Максима св. папа Мартин был вскоре обвинен в нелояльности императору,

сослан в Крым и там умер от жестокого обращения (655).Максим, также заключенный,

отказался изменить свои взгляды, после чего был подвергнут усекновению языка и

ссылке (ум. 662).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.128 с.)