Ислам в общественно-политической жизни Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам в общественно-политической жизни Европы.



Многосоставные общества; есть такие, где ислам в большинстве, есть, где в меньшинстве. Бангладеш, Индия едут в Великобританию, алжирская миграция во Францию, турецкая община в Германии (3 млн). Есть мигранты не только мусульмане, но есть и христиане из исламских стран, из ИГИЛ, например. Коренное мусульманское население в Албании и Боснии и Герцеговине. Турция, Иордания и Ливан, туда - из Сирии и Палестины бегут. Беженцы из Ирака, 2003, когда Хуссейна свергли. Ливану сейчас сложнее всего из-за беженцев, а беженцы еще и конкурировать начинают в предпринимательстве и по рабочей силе с местными. Стив Джоббс был сирийцем.!!

 

Регионализация. Регионы имеют сейчас большее значение. В конце 20 веке главными были США, а теперь инородные общины много где имеют значение. Поток с юга на север и запад идет (мигранты). МРС - малоразвитые страны, без уточнения в каком смысле.

Выталкивающая (с родины) и одновременно притягивающая (на чужбину) сила. Соотношение этих 2х сил создает миграцию. Население бывших колоний заполняет пространство экс-метрополий. НИС ю-в Азии: туда тоже едут из бедных стран. В Бангладеше большая безработица, поэтому едут в «призаливные» страны, из Бангладеша там 2,5 млн, хотя там население всего 4 млн! В Бангладеш оттуда идут переводы денежные, сопоставимые со ввп самой страны(.

Массовые миграции начались после 2МВ, - оживление экономики Европы. Лаицизм - крайняя степень отделения церкви от государства.

Религиозный фактор играл ведущую роль. Автор работы Кристофер Колдуэр: терпимость к мусульманам не подразумевала втягивания чужой религии на своей территории, ассимиляции, работа по миграции в Европе, о мусульманах, 300 лет крестоносцы сидели на Ближнем Востоке. Эрнест Ренан: ислам был либерален, когда был слаб, и радикален и агрессивен, когда силен, - франц писатель, оттуда и исламофобия.

В средние века была интеллектуальная терпимость. в Европе сейчас 25 млн иммигрантов, в основном, арабы. В Лондоне 1/8 населения Лондона, из коренных, это мусульмане.

 

(см. материал ПЭС)

В Европе несколько моделей взаимодействия стран с иммигрантами.

1. Французская модель, ассимиляция. Иммигранты полностью должны принять культуру принимающей страны, интеграция полномасштабная.

(Есть спец районы для забивания скота на праздники. Сикхи не служили в полиции, они ходили в тюрбане, добились в итоге этого права. А в России разрешили конституционным судом сниматься в хиджабе для паспорта.)

2. Голландская и британская модель «мультикультурализма»

3. Германская модель, гастарбайтерство. Модель: заработал - уехал, быстро развалилась, турки не захотели уезжать из страны, заменили мультикультурализмом.

Альбер Камю был алжирцем. Во Франции 40% мусульман хорошо относятся к немусульманам, и 60 плохо, а в Испании 50 % хорошо, а 20 - плохо. К России хорошо относятся, так как не было колониального прошлого, к США - так же, до их появления на ближнем востоке. 2004 - взрыв Мадридского вокзала.

Опросы (отношение к исламу) проводятся, чтобы публикацией результатов можно было скорректировать тенденцию, - хорошо известные технологии.

 

(1. Секулярные государства. Коллизия муслиман- иммигрантов - как быть миноритетом. В силу исторических обстоятельств, это религия тесно связана с политикой, сильно регламентирует все стороны жизни, ислам стал религией большинства, т.е.господствующей части населения, понятия дар-уль-ислам и дар-уль-харб, то есть «земля ислама» и «земля войны».

2. Проблема адаптации. Умма - община вненациональная, солидарная.

3. Плюралистическая религия. Есть много сект, толков и нет единого главного направления, отсюда и возможность выбора, но и проблемы. Франц исламовед: «воображаемая умма». В англ парламенте 2 лорда (присвоенных статусов, от королевы) - мусульмане.

4. Детерриториализация ислама. Потеря связки уммы с территорией. При этом ее Большая роль как Международной силы.

Кристофер Хичерс, - "бог не велик, и как религия мешает жить".

5. Макдональдизация мира, есть и в исламском мире.

 

3 парадигмы сосуществования (культур):

- Культурная гибридизация, смешение

- Культурный дифференциализм

- Плюральность и сохранение различий

 

...Arrangement of sham marriges, фиктивные браки. Сертификат невинности. В Голландии в 2004 разрешили операцию по восстановлению невинности...

 

Ислам в общественно-политической жизни государств Ближнего Востока и Северной Африки.

Ислам в Северной Африке.

Духовную и культурную основу подавляющей части населения стран Северной Африки в течение веков формировал ислам. Наряду с элементами и базовыми принципами европейского права Коран и законы шариата определяют правовые нормы, которые в большей или меньшей степени являются составными частями многих конституционных актов и положений стран региона.

В Тунисе и Алжире в силу исторических особенностей развития этих стран произошло отделение светской власти от ведущей религии – ислама. В Марокко, несмотря на то, что король – верховный правитель и в то же время высшее духовное лицо – прямой потомок пророка Мухаммеда, так же, как в Алжире и Тунисе, доминанта светской власти очевидна.

Вместе с тем ислам во всех арабских странах Африки провозглашен гос религией, глава государства лично демонстрирует свое полное уважение нормам морали, канонам ислама, в частности, принимает участие в богослужении в главной мечети по праздникам и тд. Но на практике офиц статус ислама поддерживается в разных странах по-разному, в зависимости от особенностей политического курса и характера режима.

Большая или меньшая значимость исламского компонента и его влияния на политическую систему определяется не только «традиционалистским» или «модернистским» курсом противоборствующих политических направлений, а и официальной идеологией государства. От умения политических лидеров создать благоприятную обстановку для дальнейшего развития нации и обуздать экстремистов зависит судьба региона. Религия, представляя неотъемлемую часть общества, его духовной жизни, оказывает влияние на проводимую политику и является важным фактором формирования полит культуры элиты. Умение лидера сочетать религиозные нормы с демократическими преобразованиями и укрепление религиозного авторитета правящей элиты – важные условия политической стабильности общества.

 

Ислам на Ближнем Востоке.

Политизация ислама не происходила одновременно в разных частях мусульманского мира, будучи обусловленной прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими причинами каждой отдельной страны. Первыми (еще в 1950-1960е) познали этот процесс Египет, Сирия, Ирак, где имели место глубокие социально-экономические и политические изменения. Затем (в конце 70х - начале 80х) пришла очередь Пакистана, Ирана, Марокко и некоторых других стран. В конце 80х годов уже не оставалось мусульманских стран, где бы не были отмечены те или иные проявления политического ислама радикального характера.

 

Исламистских движений много: от весьма умеренных, хотя и критикующих государственную власть, но готовых идти с нею на компромисс, участвующих во властных структурах (в парламенте, даже в правительстве), до экстремистских, действующих в подполье и использующих методы террора. Ряд исламистских организаций имеет довольно сложную организационную структуру: в одной организации мб подразделения, использующие мирные, легальные методы работы, и законспирированные структуры, прибегающие к террору. Например, египетские радикально-террористические группировки Аль-Гамаа аль-исламийа и Аль-Гихад являются структурными подразделениями основной организации исламистов Египта - Ассоциации братьев-мусульман.

 

Исламская концепция мирового порядка исходит из делимости народонаселения мира на две группы: мусульманская община - "умма" и все прочие люди. "Дар аль-Ислам" (мир ислама) - страны, в которых действует исламская форма правления. Защита мира Ислама является священным долгом каждого мусульманина. "Дар аль-Харб" (мир войны) - государства, объявившие войну мусульманам, а также государства, от которых может исходить любая угроза миру Ислама. "Дар аль-Сульх" (мир договора о мире) - государства, в которых власть находится в руках невраждебных, примирившихся правителей. При этом Коран признает и делимость мусульманского мира.

 

Повсеместное возрастание роли ислама в общественной жизни и усиление активности исламистских движений оказывают большое влияние на приоритеты не только внутренней, но и внешней политики правящих кругов даже тех мусульманских государств, которые в течение довольно длительного времени были сугубо светскими, и где религия была отделена от политики. В Алжире, Бангладеш, Египте, Йеменской Арабской республике в конституции вносятся поправки, согласно которым основой законодательства этих государств становится шариат. В Алжире, где долгие годы была однопартийная система, в 1988 г. было разрешено религиозным партиям участвовать в политической жизни.

 

Лидеры многих мусульманских стран стали более активно использовать исламскую риторику и символы, подчеркивая свою приверженность исламским ценностям, оказывать большую поддержку исламским институтам (школам, университетам, мечетям), более внимательно относиться к исполнению таких обрядов, как молитвы, пост, паломничество. Президент Египта А. Садат в средствах массовой информации начинает именоваться "Господин правоверный президент", король Иордании Хусейн стал подчеркивать свое происхождение из племени пророка Мухаммада, Саддам Хусейн, на совести которого сотни казненных исламских активистов, в том числе духовный лидер иракских шиитов аятолла Мухаммад Б. Садр, также "открыл" свое родство с Пророком.

 

Заметно увеличилось число мусульманских государств, лидеры которых начинают отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) "мусульманскому кругу стран" в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам координации позиций мусульманских государств, например, в ООН, позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие международные межправительственные организации мусульманских государств, прежде всего Организация Исламская конференция, и возникают новые.

 

Начиная с 1970-х гг. военно-гражданские отношения и политическая власть в Ближневосточном регионе характеризовались определенной стабильностью. Ситуация в этом плане значительно отличалась от периода военных переворотов 1950–1960-х гг. Государство усиливало контроль над жизнью общества, используя при этом самые разнообразные рычаги воздействия. С конца 1970-х и в 1980-х гг. в арабском мире развивались кризисные явления как в экономической, так и в политической сфере. Во внутренней жизни арабо-мусульманских стран Ближнего Востока еще больше обострились этнические, конфессиональные и прочие противоречия, дезинтеграционные процессы. В первой половине 1980-х гг. в межарабских отношениях стали преобладать центробежные тенденции. Подобная ситуация возникла во многом под воздействием ряда внешних факторов: исламской революции в Иране, спровоцированной Ираком войны с Ираном, активизацией политики США в регионе при односторонней опоре на Израиль и его безусловной военно-политической поддержке в конфликте с арабскими странами. Процессы глобализации и связанные с ними демократизация и реформы, основной вектор которых по-прежнему определялся Западом, зачастую интерпретировались арабским общественным сознанием как попытка западных держав, прежде всего США, перекроить политическую карту Ближнего Востока и утвердить там свое господство.

 

Сегодня, в условиях «вакуума авторитаризма», создается реальная опасность подрыва существующего военно-политического баланса в регионе. Прежде всего, это связано с обострением борьбы за смену власти, эскалацией напряженности в связи с неурегулированностью арабо-израильского конфликта, нерешенностью иракской проблемы, попытками исламистов проникнуть в армию, вмешательством США в указанные деликатные процессы под предлогом ускоренной демократизации региона. В последней четверти ХХ – начале XXI вв. армия неоднократно вмешивалась в политическую жизнь ближневосточных государств. И сегодня в общественном сознании большинства стран Ближнего Востока армия воспринимается как главный гарант суверенитета и безопасности страны. При этом внутриполитическая роль армии в различных ближневосточных государствах неодинакова и определяется в первую очередь характером политического режима в той или иной стране.

 

Как правило, вооруженные силы арабских стран выполняли двойную функцию. Армия обеспечивала защиту территориальной целостности государства, его суверенитета от внешних угроз. Не менее важна была ее роль в качестве гаранта стабильности режима и его охраны от внутренних врагов и оппозиции.

 

Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия, но в особенности с 90-х годов XX века, и сложно взаимодействующих между собой факторов и реалий глобального и регионального характера.

 

Достаточно пестрый по своему составу Арабский Восток включает более двух десятков малых, средних и крупных государств мира. На его просторах отнюдь не безраздельно доминирует исламская цивилизация. Здесь довольно тесно, хотя в различных государствах по-разному, переплелись своими историческими, хозяйственными, культурными, социобиологическими, нравственными корнями крупнейшие мировые цивилизации – исламская и христианская, а также особые ветви мировой цивилизации - иудейская, средиземноморская и африканская.

 

Становление единого информационного пространства, глобализация хозяйственных процессов, возросшая интенсификация международных обменов, включая деловые связи, массовый туризм, трудовые миграции, гуманитарные связи и т.п., способствовали резкому усилению меж цивилизационных, межэтнических связей и контактов в особенности на границах соприкосновения, в регионах переплетения народов и цивилизаций, что в полной мере относится к Ближнему Востоку.

 

Господствующий здесь мир ислама отнюдь не монолитен, на его обширных просторах расположились, наслоились и тесно переплелись различные, остро конфликтующие между собой направления - тарикаты, мазхабы, коранические школы и толкования самых различных направлений. Эти и многие другие особенности арабского мира не оставляют сомнений в том, что в XXI в. как внутренние, так и международные процессы в регионе Ближнего Востока будут развиваться в особо сложном пространстве – правовом, политическом, хозяйственном, культурном, этноконфессиональном. Как и в предшествующей истории региона, они будут отличаться взаимодействием с одной стороны, и конфликтами с другой.

 

Смена эпох - от холодной войны и биполярного мира, закрытых общественно-государственных устройств к государствам «без границ», интенсивному международному обмену и взаимодействию в его самых разнообразных формах, сближению и слиянию национальных информационных пространств, а также хозяйственных и даже политических систем смешали все или почти все сложившиеся ранее представления о миропорядке, в том числе и на просторах Ближнего Востока. Происходит хотя и не тотальная, но заметная смена, обновление этических представлений о внешней политике, нормах международных отношений, меняются приоритеты, цели и задачи внешней политики государств - крупных, средних, малых, а также международных организаций, политических партий и движений, и даже конкретных политиков.

 

Острота социально-экономических проблем, хотя и не носит застойно тяжелый характер, в отдельные периоды отмечается приближением к кризисной фазе, системным нарушениям в общественной жизни, государственной деятельности, наиболее типичные примеры - Ирак, Алжир, Судан, Сомали, некоторые другие.

 

Особую опасность, с точки зрения сохранения государственности и нормальной общественно-политической жизни арабских государств, представляет крайний наиболее массовый спектр социально-политических сил, выступающий под знаменем непримиримой оппозиции исламистского толка.

 

Разросшаяся в условиях жесткой авторитарной власти, нередко коррумпированной, эта наиболее организованная массовая оппозиция существенно осложняет весь процесс модернизации арабского общества. Ее вес и влияние настолько велики, что оказывают воздействие практически на судьбу каждой без исключения арабской страны, хотя и по-разному. Нет сомнений, что в ближайшие десятилетия она будет складываться под знаком активности исламской оппозиции, разрушительной деятельности ее наиболее радикального и непримиримого крыла - экстремистских сил, прикрывающихся знаменем ислама и конфликтующих как с правящими режимами, так и с умеренным (наиболее массовым) крылом ислама.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.022 с.)