Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ислам в общественно-политической жизни Европы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многосоставные общества; есть такие, где ислам в большинстве, есть, где в меньшинстве. Бангладеш, Индия едут в Великобританию, алжирская миграция во Францию, турецкая община в Германии (3 млн). Есть мигранты не только мусульмане, но есть и христиане из исламских стран, из ИГИЛ, например. Коренное мусульманское население в Албании и Боснии и Герцеговине. Турция, Иордания и Ливан, туда - из Сирии и Палестины бегут. Беженцы из Ирака, 2003, когда Хуссейна свергли. Ливану сейчас сложнее всего из-за беженцев, а беженцы еще и конкурировать начинают в предпринимательстве и по рабочей силе с местными. Стив Джоббс был сирийцем.!!
Регионализация. Регионы имеют сейчас большее значение. В конце 20 веке главными были США, а теперь инородные общины много где имеют значение. Поток с юга на север и запад идет (мигранты). МРС - малоразвитые страны, без уточнения в каком смысле. Выталкивающая (с родины) и одновременно притягивающая (на чужбину) сила. Соотношение этих 2х сил создает миграцию. Население бывших колоний заполняет пространство экс-метрополий. НИС ю-в Азии: туда тоже едут из бедных стран. В Бангладеше большая безработица, поэтому едут в «призаливные» страны, из Бангладеша там 2,5 млн, хотя там население всего 4 млн! В Бангладеш оттуда идут переводы денежные, сопоставимые со ввп самой страны(. Массовые миграции начались после 2МВ, - оживление экономики Европы. Лаицизм - крайняя степень отделения церкви от государства. Религиозный фактор играл ведущую роль. Автор работы Кристофер Колдуэр: терпимость к мусульманам не подразумевала втягивания чужой религии на своей территории, ассимиляции, работа по миграции в Европе, о мусульманах, 300 лет крестоносцы сидели на Ближнем Востоке. Эрнест Ренан: ислам был либерален, когда был слаб, и радикален и агрессивен, когда силен, - франц писатель, оттуда и исламофобия. В средние века была интеллектуальная терпимость. в Европе сейчас 25 млн иммигрантов, в основном, арабы. В Лондоне 1/8 населения Лондона, из коренных, это мусульмане.
(см. материал ПЭС) В Европе несколько моделей взаимодействия стран с иммигрантами. 1. Французская модель, ассимиляция. Иммигранты полностью должны принять культуру принимающей страны, интеграция полномасштабная. (Есть спец районы для забивания скота на праздники. Сикхи не служили в полиции, они ходили в тюрбане, добились в итоге этого права. А в России разрешили конституционным судом сниматься в хиджабе для паспорта.) 2. Голландская и британская модель «мультикультурализма» 3. Германская модель, гастарбайтерство. Модель: заработал - уехал, быстро развалилась, турки не захотели уезжать из страны, заменили мультикультурализмом. Альбер Камю был алжирцем. Во Франции 40% мусульман хорошо относятся к немусульманам, и 60 плохо, а в Испании 50 % хорошо, а 20 - плохо. К России хорошо относятся, так как не было колониального прошлого, к США - так же, до их появления на ближнем востоке. 2004 - взрыв Мадридского вокзала. Опросы (отношение к исламу) проводятся, чтобы публикацией результатов можно было скорректировать тенденцию, - хорошо известные технологии.
(1. Секулярные государства. Коллизия муслиман- иммигрантов - как быть миноритетом. В силу исторических обстоятельств, это религия тесно связана с политикой, сильно регламентирует все стороны жизни, ислам стал религией большинства, т.е.господствующей части населения, понятия дар-уль-ислам и дар-уль-харб, то есть «земля ислама» и «земля войны». 2. Проблема адаптации. Умма - община вненациональная, солидарная. 3. Плюралистическая религия. Есть много сект, толков и нет единого главного направления, отсюда и возможность выбора, но и проблемы. Франц исламовед: «воображаемая умма». В англ парламенте 2 лорда (присвоенных статусов, от королевы) - мусульмане. 4. Детерриториализация ислама. Потеря связки уммы с территорией. При этом ее Большая роль как Международной силы. Кристофер Хичерс, - "бог не велик, и как религия мешает жить". 5. Макдональдизация мира, есть и в исламском мире.
3 парадигмы сосуществования (культур): - Культурная гибридизация, смешение - Культурный дифференциализм - Плюральность и сохранение различий
...Arrangement of sham marriges, фиктивные браки. Сертификат невинности. В Голландии в 2004 разрешили операцию по восстановлению невинности...
Ислам в общественно-политической жизни государств Ближнего Востока и Северной Африки. Ислам в Северной Африке. Духовную и культурную основу подавляющей части населения стран Северной Африки в течение веков формировал ислам. Наряду с элементами и базовыми принципами европейского права Коран и законы шариата определяют правовые нормы, которые в большей или меньшей степени являются составными частями многих конституционных актов и положений стран региона. В Тунисе и Алжире в силу исторических особенностей развития этих стран произошло отделение светской власти от ведущей религии – ислама. В Марокко, несмотря на то, что король – верховный правитель и в то же время высшее духовное лицо – прямой потомок пророка Мухаммеда, так же, как в Алжире и Тунисе, доминанта светской власти очевидна. Вместе с тем ислам во всех арабских странах Африки провозглашен гос религией, глава государства лично демонстрирует свое полное уважение нормам морали, канонам ислама, в частности, принимает участие в богослужении в главной мечети по праздникам и тд. Но на практике офиц статус ислама поддерживается в разных странах по-разному, в зависимости от особенностей политического курса и характера режима. Большая или меньшая значимость исламского компонента и его влияния на политическую систему определяется не только «традиционалистским» или «модернистским» курсом противоборствующих политических направлений, а и официальной идеологией государства. От умения политических лидеров создать благоприятную обстановку для дальнейшего развития нации и обуздать экстремистов зависит судьба региона. Религия, представляя неотъемлемую часть общества, его духовной жизни, оказывает влияние на проводимую политику и является важным фактором формирования полит культуры элиты. Умение лидера сочетать религиозные нормы с демократическими преобразованиями и укрепление религиозного авторитета правящей элиты – важные условия политической стабильности общества.
Ислам на Ближнем Востоке. Политизация ислама не происходила одновременно в разных частях мусульманского мира, будучи обусловленной прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими причинами каждой отдельной страны. Первыми (еще в 1950-1960е) познали этот процесс Египет, Сирия, Ирак, где имели место глубокие социально-экономические и политические изменения. Затем (в конце 70х - начале 80х) пришла очередь Пакистана, Ирана, Марокко и некоторых других стран. В конце 80х годов уже не оставалось мусульманских стран, где бы не были отмечены те или иные проявления политического ислама радикального характера.
Исламистских движений много: от весьма умеренных, хотя и критикующих государственную власть, но готовых идти с нею на компромисс, участвующих во властных структурах (в парламенте, даже в правительстве), до экстремистских, действующих в подполье и использующих методы террора. Ряд исламистских организаций имеет довольно сложную организационную структуру: в одной организации мб подразделения, использующие мирные, легальные методы работы, и законспирированные структуры, прибегающие к террору. Например, египетские радикально-террористические группировки Аль-Гамаа аль-исламийа и Аль-Гихад являются структурными подразделениями основной организации исламистов Египта - Ассоциации братьев-мусульман.
Исламская концепция мирового порядка исходит из делимости народонаселения мира на две группы: мусульманская община - "умма" и все прочие люди. "Дар аль-Ислам" (мир ислама) - страны, в которых действует исламская форма правления. Защита мира Ислама является священным долгом каждого мусульманина. "Дар аль-Харб" (мир войны) - государства, объявившие войну мусульманам, а также государства, от которых может исходить любая угроза миру Ислама. "Дар аль-Сульх" (мир договора о мире) - государства, в которых власть находится в руках невраждебных, примирившихся правителей. При этом Коран признает и делимость мусульманского мира.
Повсеместное возрастание роли ислама в общественной жизни и усиление активности исламистских движений оказывают большое влияние на приоритеты не только внутренней, но и внешней политики правящих кругов даже тех мусульманских государств, которые в течение довольно длительного времени были сугубо светскими, и где религия была отделена от политики. В Алжире, Бангладеш, Египте, Йеменской Арабской республике в конституции вносятся поправки, согласно которым основой законодательства этих государств становится шариат. В Алжире, где долгие годы была однопартийная система, в 1988 г. было разрешено религиозным партиям участвовать в политической жизни.
Лидеры многих мусульманских стран стали более активно использовать исламскую риторику и символы, подчеркивая свою приверженность исламским ценностям, оказывать большую поддержку исламским институтам (школам, университетам, мечетям), более внимательно относиться к исполнению таких обрядов, как молитвы, пост, паломничество. Президент Египта А. Садат в средствах массовой информации начинает именоваться "Господин правоверный президент", король Иордании Хусейн стал подчеркивать свое происхождение из племени пророка Мухаммада, Саддам Хусейн, на совести которого сотни казненных исламских активистов, в том числе духовный лидер иракских шиитов аятолла Мухаммад Б. Садр, также "открыл" свое родство с Пророком.
Заметно увеличилось число мусульманских государств, лидеры которых начинают отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) "мусульманскому кругу стран" в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам координации позиций мусульманских государств, например, в ООН, позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие международные межправительственные организации мусульманских государств, прежде всего Организация Исламская конференция, и возникают новые.
Начиная с 1970-х гг. военно-гражданские отношения и политическая власть в Ближневосточном регионе характеризовались определенной стабильностью. Ситуация в этом плане значительно отличалась от периода военных переворотов 1950–1960-х гг. Государство усиливало контроль над жизнью общества, используя при этом самые разнообразные рычаги воздействия. С конца 1970-х и в 1980-х гг. в арабском мире развивались кризисные явления как в экономической, так и в политической сфере. Во внутренней жизни арабо-мусульманских стран Ближнего Востока еще больше обострились этнические, конфессиональные и прочие противоречия, дезинтеграционные процессы. В первой половине 1980-х гг. в межарабских отношениях стали преобладать центробежные тенденции. Подобная ситуация возникла во многом под воздействием ряда внешних факторов: исламской революции в Иране, спровоцированной Ираком войны с Ираном, активизацией политики США в регионе при односторонней опоре на Израиль и его безусловной военно-политической поддержке в конфликте с арабскими странами. Процессы глобализации и связанные с ними демократизация и реформы, основной вектор которых по-прежнему определялся Западом, зачастую интерпретировались арабским общественным сознанием как попытка западных держав, прежде всего США, перекроить политическую карту Ближнего Востока и утвердить там свое господство.
Сегодня, в условиях «вакуума авторитаризма», создается реальная опасность подрыва существующего военно-политического баланса в регионе. Прежде всего, это связано с обострением борьбы за смену власти, эскалацией напряженности в связи с неурегулированностью арабо-израильского конфликта, нерешенностью иракской проблемы, попытками исламистов проникнуть в армию, вмешательством США в указанные деликатные процессы под предлогом ускоренной демократизации региона. В последней четверти ХХ – начале XXI вв. армия неоднократно вмешивалась в политическую жизнь ближневосточных государств. И сегодня в общественном сознании большинства стран Ближнего Востока армия воспринимается как главный гарант суверенитета и безопасности страны. При этом внутриполитическая роль армии в различных ближневосточных государствах неодинакова и определяется в первую очередь характером политического режима в той или иной стране.
Как правило, вооруженные силы арабских стран выполняли двойную функцию. Армия обеспечивала защиту территориальной целостности государства, его суверенитета от внешних угроз. Не менее важна была ее роль в качестве гаранта стабильности режима и его охраны от внутренних врагов и оппозиции.
Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия, но в особенности с 90-х годов XX века, и сложно взаимодействующих между собой факторов и реалий глобального и регионального характера.
Достаточно пестрый по своему составу Арабский Восток включает более двух десятков малых, средних и крупных государств мира. На его просторах отнюдь не безраздельно доминирует исламская цивилизация. Здесь довольно тесно, хотя в различных государствах по-разному, переплелись своими историческими, хозяйственными, культурными, социобиологическими, нравственными корнями крупнейшие мировые цивилизации – исламская и христианская, а также особые ветви мировой цивилизации - иудейская, средиземноморская и африканская.
Становление единого информационного пространства, глобализация хозяйственных процессов, возросшая интенсификация международных обменов, включая деловые связи, массовый туризм, трудовые миграции, гуманитарные связи и т.п., способствовали резкому усилению меж цивилизационных, межэтнических связей и контактов в особенности на границах соприкосновения, в регионах переплетения народов и цивилизаций, что в полной мере относится к Ближнему Востоку.
Господствующий здесь мир ислама отнюдь не монолитен, на его обширных просторах расположились, наслоились и тесно переплелись различные, остро конфликтующие между собой направления - тарикаты, мазхабы, коранические школы и толкования самых различных направлений. Эти и многие другие особенности арабского мира не оставляют сомнений в том, что в XXI в. как внутренние, так и международные процессы в регионе Ближнего Востока будут развиваться в особо сложном пространстве – правовом, политическом, хозяйственном, культурном, этноконфессиональном. Как и в предшествующей истории региона, они будут отличаться взаимодействием с одной стороны, и конфликтами с другой.
Смена эпох - от холодной войны и биполярного мира, закрытых общественно-государственных устройств к государствам «без границ», интенсивному международному обмену и взаимодействию в его самых разнообразных формах, сближению и слиянию национальных информационных пространств, а также хозяйственных и даже политических систем смешали все или почти все сложившиеся ранее представления о миропорядке, в том числе и на просторах Ближнего Востока. Происходит хотя и не тотальная, но заметная смена, обновление этических представлений о внешней политике, нормах международных отношений, меняются приоритеты, цели и задачи внешней политики государств - крупных, средних, малых, а также международных организаций, политических партий и движений, и даже конкретных политиков.
Острота социально-экономических проблем, хотя и не носит застойно тяжелый характер, в отдельные периоды отмечается приближением к кризисной фазе, системным нарушениям в общественной жизни, государственной деятельности, наиболее типичные примеры - Ирак, Алжир, Судан, Сомали, некоторые другие.
Особую опасность, с точки зрения сохранения государственности и нормальной общественно-политической жизни арабских государств, представляет крайний наиболее массовый спектр социально-политических сил, выступающий под знаменем непримиримой оппозиции исламистского толка.
Разросшаяся в условиях жесткой авторитарной власти, нередко коррумпированной, эта наиболее организованная массовая оппозиция существенно осложняет весь процесс модернизации арабского общества. Ее вес и влияние настолько велики, что оказывают воздействие практически на судьбу каждой без исключения арабской страны, хотя и по-разному. Нет сомнений, что в ближайшие десятилетия она будет складываться под знаком активности исламской оппозиции, разрушительной деятельности ее наиболее радикального и непримиримого крыла - экстремистских сил, прикрывающихся знаменем ислама и конфликтующих как с правящими режимами, так и с умеренным (наиболее массовым) крылом ислама.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.015 с.) |